1. Планы командования, разнообразие задач, трудности и командиры
Минул 81 год с момента разгрома немецко-фашистских войск на Правобережной Украине и освобождения Крыма. Эту боевую задачу выполняли войска 4-го Украинского фронта с севера и Отдельной Приморской армии с захваченного в ноябре 1943 года плацдарма на Керченском полуострове. На Черном море на коммуникациях противника действовал наш Черноморский флот. О тех грандиозных сражениях написано немало различных исторических и военно-научных книг и трудов, а о транспортном аспекте этой важной стратегической операции Красной армии подробно рассказано только совсем недавно(1).
Задачей этой работы будет дополнить некоторые страницы трудовых подвигов военных и гражданских железнодорожников НКПС при освобождении Крыма, в кратчайшие сроки сумевших разминировать и восстановить на советскую колею основные пути и сооружения железных дорог так, что поезд в Севастополь прибыл уже 25 июня 1944 года.
Снова упуская стратегические замыслы и тактические решения нашего командования, ход боевых действий, сложности климатических условий в тот момент и другие важные обстоятельства при освобождении Крыма, расскажем как, каким образом и кто именно восстанавливал тогда железные дороги на полуострове, которые в условиях абсолютного бездорожья из-за ливневых дождей приобретали в то время стратегическое значение — как в период подготовки, так и в ходе операции.
Благодаря коренному перелому в ходе войны, профессиональному опыту, приобретённому нашими железнодорожниками при выполнении разнообразных специальных задач на фронтах Великой Отечественной войны, хорошей связи с армейским командованием всех уровней и, как правило, хорошему взаимодействию при проведении восстановительных работ, железнодорожные войска и спецформирования НКПС тогда уже пользовались заслуженным авторитетом и поддержкой на всех фронтах. Не были исключением и силы восстановителей, направленные в Крым в 1944 году.
Первоначально, в соответствии с указанием НКПС от 11 марта 1944 года, восстановление железных дорог Крыма возлагалось на Управления Военно-Восстановительных Работ №20 (УВВР-20) и №12 (УВВР-12), причём второму была поставлена задача подготовки к восстановлению участка железной дороги Керчь – Джанкой. В соответствии с этими указанием Управлениями были разработаны планы восстановительных работ. Нет сведений о направлении представителей «Военвостранспроекта» НКПС или его проектных групп в помощь Управлениям на сложные в инженерном отношении разрушенные объекты, представлявшие собой барьерные места.
Но стратегические планы советского командования и 4 Украинского фронта в то время быстро менялись, как и обстановка на фронтах, и после начала операции приказом НКПС от 12 апреля 1944 года задачи были изменены.
Восстановление всех железных дорог в Крыму, начиная от Новоалексеевки, возложили на УВВР-12, а темпы восстановления были установлены от 2,9 км. до 17,2 км. в сутки. Как всегда в подобных случаях, возникли сложности с передислокацией частей и подразделений(1).
Схема первоначальной расстановки сил планируемого восстановления железных дорог в Крыму УВВРов -12-го и 20-го
В этот момент железнодорожные войска и специальные формирования НКПС, входившие в состав УВВР-12, занимались усилением путей и другими важными работами на ряде участков Кавказского берега пролива, а главные силы разворачивали строительство первого железнодорожного моста через Керченский пролив (Объект 2К). Поэтому для обеспечения операции по освобождению Крыма главные силы УВВР-12 в составе 44-й отдельной ж.д. бригады (44 ОЖДБР) должны были срочно передислоцироваться в Крым.
Начальник УВВР-12 генерал-директор пути и строительства НКПС 3 ранга Зернов Пётр Михайлович 1904 г.р. один из выдающихся строителей и восстановителей железных дорог в системе НКПС в предвоенные и военные годы. Трудился в Крыму и СКВ с 42 года. Награждался орденами Ленина (1943 г.), Красная Звезда (1942 г.). В представлении к ордену Красное Знамя сказано: «За короткий срок в Крыму было восстановлено 660 км. Железнодорожные войска и спецформирования НКПС двигались вслед за наступающими войсками 4 Украинского Фронта со средним темпом восстановления до 27 км/сутки, при норме 10 км. Чёткая организаторская работа, правильная расстановка батальонов и спецформирований НКПС, умелая мобилизация людских и материальных ресурсов обеспечили досрочное выполнение заданий командования фронта и дало возможность организовать доставку снарядов и грузов снабжения с Керчи до ст. Бельбек (Верхнесадовая) при наступлении на Севастополь. Железная дорога вместе с крупным инженерным сооружением – Камышловским мостом, была восстановлена на 24 дня раньше установленного Командованием фронта срока. Представление к награждению орденом Красное Знамя подписал начальник отдела ВОСО 4 Украинского Фронта генерал-майор Рассолов
Заместитель начальника – главный инженер УВВР-12 Кулиджанов Акоп Михайлович 1898 г.р. Руководил Южной опергруппой, всегда был на самых важных и опасных участках работ. Благодаря его энергии и упорству участок Керчь – Джанкой был восстановлен с перешивкой на Союзную колею в установленный Наркомом срок и сходу начаты массовые воинские перевозки для обеспечения войск Красной армии, двигавшихся с боями на Севастополь. В период подготовки и восстановления крупных объектов под Севастополем провёл большую организаторскую и плановую работу, что обеспечило выполнение задач восстановления железной дороги в Крыму на 24 дня раньше установленного Командованием фронта срока. Представление к награждению орденом Отечественной Войны 1 степени подписал начальник отдела ВОСО 4 Украинского Фронта генерал-майор Рассолов
Командир 44 отдельной железнодорожной бригады полковник Чуб Кирилл Титович 1901 г.р.- опытный военный железнодорожник – восстановитель. С началом Великой Отечественной войны командовал частями и соединениями желдорвойск на Юго-Западном, Северо-Западном , Северо-Кавказском фронтах, Черноморской Группе войск, Отдельной Приморской армии, 3-м, 4-м и 1-м Украинских фронтах. Награждался орденами Ленина, Красное Знамя – 3 (один за Крым), Красная Звезда — 2, Отечественной Войны – 1 и 2 ст., «Крест Грюнвальда» III степени (ПНР), медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», «За победу над Японией». В послевоенной время – заместитель начальника ГУЖВ – начальник отдела боевой подготовки, генерал-майор.
Начальник штаба 44 ОЖДБР полковник Тимофеев Фёдор Георгиевич 1898 г.р., начальник оперативной группы бригады — организатор начала всех восстановительных работ на севере Крыма в апреле 1944 года. Награждался орденами Ленина, Красное Знамя, Красная Звезда, Отечественной Войны 2 ст. дважды: второй – за боевые действия в Крыму, медалями «За оборону Москвы», «За победу над Японией», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.»
После двухдневной артиллерийской подготовки и мощных авиаударов по позициям противника на Перекопском перешейке 8 апреля войска 4-го Украинского фронта перешли в наступление. В упорных боях советские войска прорвали оборону противника, и уже 11 апреля немецко-фашистское командование начало отвод своих войск из северной части Крыма на юг и с восточной части Керченского полуострова – на Ак-Монайские позиции.
В это время под руководством заранее направленной вслед за наступающими войсками 4 УФ оперативной группы управления 44 ОЖДБР начала работать техническая разведка. Поэтому некоторые работы на севере Крыма на разведанных участках удалось начать ещё до прибытия частей бригады силами местного населения.
В 1944 году уже на всех участках освобождаемых железных дорог страны всегда впереди шли подразделения (группы) технической разведки, выполняя, очень часто в условиях боевых столкновений с противником, важнейшие задачи обследования объектов восстановления. Главными задачами их были поиск мин и разминирование своими силами — знание минно-подрывного дела было обязательным для каждого разведчика. Но самой важной задачей была правильная и своевременная оценка объёмов разрушений обследуемых объектов – пути, гражданских и искусственных сооружений, и, в особенности, барьерных мест.
Схема организации технической разведки в железнодорожных войсках РККА в годы Великой Отечественной войны (1)
От сведений и предварительных выводов технической разведки зависела правильность принятия решений командованием УВВР-12 , оценки объёмов и способов восстановления, расстановка частей и подразделений, оценка возможности привлечения местного населения сразу после изгнания противника.
Эти ценные данные должны были как можно быстрее доставляться в штаб ближайшей воинской части 44 ОЖДБР или в штаб УВВР-12. Поэтому каждый разведчик должен был быть не только технически грамотным и разносторонним специалистом – восстановителем, но и уметь управлять мотоциклом, автомашиной, другими транспортными средствами, использовать все виды связи.
Придётся повторить, что из-за не своевременно данных указаний на восстановление железных дорог в Крыму, техническая разведка 44 ОЖДБР приступила к работе с некоторой задержкой, а учитывая разветвлённость сети железных дорог на полуострове и большие объёмы работ, пришлось создавать несколько групп.
По результатам, полученным технической разведкой 44 ОЖДБР, которую возглавляли начальник отделения техразведки бригады майор О.А. Солодко и врио начальника техразведки железнодорожных войск 4 УФ инженер-капитан И.И. Канатов с привлечением специалистов – разведчиков и инженеров батальонов, по ходу освобождения железных дорог были выявлены дополнительные объёмы работ, которые потребовали – забегая вперёд, привлечения дополнительных сил и самых квалифицированных специалистов для восстановления барьерных мест. Эту задачу, опять-таки, чуть позже, но оперативно выполнил НКПС.
Начальник отделения технической разведки 44 ОЖДБР во время освобождения ж.д. Крыма майор Солодко Олег Антонович 1914 г.р. Опытный разведчик, за организацию и блестящее проведение техразведки ст. Новороссийск награждался орденом Красная Звезда в 1943 году. В Крыму лично возглавлял разведчиков на перегоне Владиславовка – Феодосия. На ст. Сарыголь (Айвазовская) выявил и обезвредил мину замедленного действия, установленную на 13 суток немцами при отступлении. На участке Сюрень (Сирень) – Севастополь был организатором сбора разведданных для восстановления Камышловского моста, где выполнял задачи с разведчиками под интенсивным огнём противника. За обеспечение действенной и объективной технической разведки в Крыму награждён орденом Отечественной Войны 2 ст. Награждался так же орденами Красное Знамя, Отечественной Войны 2 ст., медаль «За оборону Кавказа», «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Японией».
Помощник командира 44 ОЖДБР по технической части подполковник Чичасов Роман Иванович 1903 г.р. был организатором технического обеспечения действий частей и подразделений 44 ОЖДБР во время операции по освобождению Крыма от фашистов на всех участках восстановительных работ. Награждён орденами Красная Звезда, Отечественной Войны 2 ст., медалями «За оборону Москвы», «За победу над Японией», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.»
Другие помощники командира 44 ОЖДБР, командиры батальонов и начальники специальных формирований НКПС в Крыму возглавили порученные участки на широком фронте работ и после выполнения боевых и специальных задач в Крыму получили свои боевые награды за вклад в восстановление железной дороги. Очень хочется рассказать про всех этих героических мастеров – профессионалов восстановительного дела, хотя бы кратко – их вклад в досрочное введение в эксплуатацию Крымского отделения железной дороги имени И.В. Сталина хоть и был отмечен наградами, но сейчас мало кому известен, а вернее сказать, просто забыт. Попробуем устранить эту несправедливость.
Если говорить о вкладе главного руководителя всей партийно-политической работы и мобилизации красноармейцев, младших командиров, офицеров частей и гражданских строителей — восстановителей начальника политотдела бригады подполковника Иванова Алексея Ивановича (1895 г.р.), награждённого за Крым орденом Отечественной Войны 2 ст., то он, конечно, очень велик. Как настоящий комиссар, этот боевой офицер всегда был там, где было труднее всего, на всех объектах восстановления выполнял главную задачу – мобилизовать восстановителей на безусловное выполнение боевой задачи, поставленной командованием 4 УФ в Крыму. За годы Великой Отечественной войны получил и другие награды: ордена Красная Звезда, Отечественной Войны 1 ст., а так же медали «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За победу над Японией», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» .
Помощник командира 44-й бригады по материальному снабжению подполковник Середин Иван Петрович (1896 г.р.), награждённый за Крым орденом Отечественной Войны 2 степени, отвечал за всё материальное обеспечение восстановительных работ и личного состава в Крымской операции. В очень тяжёлых условиях с задачами справился. Награждён орденами Красного Знамени, Красной Звезды – 2, Отечественной войны 2 степени, медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Японией».
Отдельно о некоторых «ключевых» специалистах, обеспечивших при почти полном отсутствии нужных строительно-восстановительных материалов, досрочное выполнение поставленных задач с открытием движения на восстановленных участках непосредственно к окружённому Севастополю для доставки войскам Красной армии вооружения, боезапаса и всего необходимого для окончательного разгрома остатков войск 17 немецкой армии. Конечно, у них были достойные помощники – о них тоже, по возможности, не забудем.
Начальник отделения пути производственно — технического отдела штаба 44 ОЖДБР майор Зудин Алексей Николаевич 1907 г.р. награждён за действия в Крыму орденом Красная Звезда, выдающийся инженер – путеец – восстановитель. Вместе с инженерами, техниками и личным составом восстановительных батальонов обеспечил выполнение открытия движения поездов в Крыму досрочно. Награждался ещё двумя орденами Красная Звезда, Красное Знамя, Отечественной войны I ст., медаль «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Японией».
Начальник отделения мостов производственно-технического отдела 44 ОЖДБР инженер – майор Крахмалёв Иван Алексеевич 1899 г.р., награждён за Крым орденом Красная .Звезда. Выдающийся инженер – мостовик с большим довоенным производственным опытом, сумел организовать командиров и инженеров – мостовиков частей бригады на восстановление более 40 мостов и других ИССО на участке Керчь – Джанкой, выполненное всего за 7 дней. Позднее вёл большую организаторскую работу при восстановлении Камышловского моста и ИССО на южном участке. Награждался орденом Отечественной Войны 1 ст., медалями «За боевые заслуги» — 2, «За оборону Кавказа», «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Японией».
Весомый, хотя и мало кому заметный вклад в общее дело освобождения Крыма отмечен наградами и тыловиков. Инженер отдела гражданских сооружений 44 ОЖДБР инженер – капитан Назаров Михаил Васильевич 1908 г.р. лично возглавлял восстановление ряда гражданских сооружений на станциях, погрузочных устройств на станциях снабжения, чем обеспечил ускорение погрузки и выгрузки воинских грузов на дороге. Наладил учёт выполнения батальонами работ, чем способствовал улучшению общего руководства работами по восстановлению железной дороги в Крыму.
Инженер по гражданским сооружениям ст. техник — лейтенант Шапсон Яков Константинович 1902 г.р., кроме работы по снабжению материалами, добросовестно осуществлял в ряде случаев общее техническое руководство восстановительными работами на гражданских сооружениях. Оба этих офицера – тыловика были награждены «За боевые заслуги»(3, 4).
Не забудем, разумеется, о первом Крымском мосте — объекте 2К, в строительстве которого в это же время возникла пауза – это отдельная, очень интересная тема, достаточно полно изложенная в современной военно-исторической литературе – её мы тут не касаемся(2).
Все железнодорожные направления Крымского полуострова, полностью перешитые немцами на западно-европейскую колею, подверглись значительным, но разным по объёмам разрушениям. Пострадали в разной степени участки Керчь — Феодосия – Джанкой, протяжением 215 км., Джанкой – Новоалексеевка, протяжением 63 км., Сарабуз (Остряково) – Севастополь, протяжением 97 км., Сарбуз (Остряково) — Евпатория, протяжением 61 км. и достроенный немцами на своей колее в конце 1941 года участок Джанкой – Херсон, протяжением 189 км(1).
Противник при своем отходе попытался провести массовое разрушение железных дорог с применением путеразрушителей – далее читатель узнает, как это у него получилось. Руководил работами немецких сапёров ранее уже упоминавшийся полковник железнодорожно-сапёрных войск Вермахта Ганс Франц Дрекслер (1891 г.р.), вскоре задержанный и осуждённый в СССР (4).
Готовился к заграждению он основательно: для разрушения дамбы на перегоне Чонгар – Сиваш его железнодорожно-сапёрными батальонами ещё в декабре 1943 года были отрыты колодцы, глубиной 2,5 м., в которых заложили заряды, выводя наружу керамические трубы диаметром 15 см.. Всего было подготовлено 43 фугаса через каждые 50 метров. При подрыве 41 заряд отказал, но только два взорвавшихся фугаса образовали воронки диаметром 25 м и глубиной 10 метров. Из-за отказа зарядов врагу не удалось подорвать Чонгарский мост. Однако на других участках противник сумел произвести серьёзные разрушения. Но времена были уже не те: быстрое наступление советских войск и эффективные действия нашей авиации сократили объём разрушений(1).
Противник при отступлении не ограничивался только производимыми разрушениями. С целью уничтожения нашей живой силы и осложнения производства восстановительных работ, силами немецких железнодорожно — сапёрных батальонов полковника Г. Дрекслера производилось местами массовое минирование ИССО, земляного полотна, откосов насыпей, а так же брошенных врагом материалов, необходимых для восстановления.
На фотографиях из фонда Историко-Мемориального зала (Музея) железнодорожных войск России снятые минёрами 44 ОЖДБР с заминированных объектов КЖД противопехотные (выше) и противотанковые мины
Упомянутая ранее нечёткость руководства привела к тому, что железнодорожные войска и специальные формирования НКПС УВВР-12 к восстановительным работам как следовало, не подготовились, их основные силы и средства находились далеко от головных участков. Перемещение восстановителей с Таманского полуострова в условиях ранее упомянутых сложностей, оказалось крайне трудной задачей, учитывая установленный срок сосредоточения к новым объектам работ — 17 апреля. Отдельная и крайне сложная проблема заключалась в неудовлетворительном материальном обеспечении планируемых восстановительных работ: практически не было материалов верхнего строения пути, мостовых конструкций, леса и многого другого, что стало «головной болью» органов тылового и технического обеспечения бригады и УВВР-12, в целом. Вообще, эта транспортная эпопея достойна отдельного рассказа, притом, что провести такую операцию вовремя было невозможно, так как не хватало самого элементарного — автотранспорта и плавсредств(1).
Командиру 44-й ождбр полковнику К.Т. Чуб, заблаговременно направить один батальон бригады в район Мелитополя с задачей подготовки к восстановлению железных дорог Крыма с севера – т.е., изыскания выше перечисленных материалов на месте, не разрешили. По этой же причине не были своевременно сняты некоторые части с Таманского полуострова для переброски их в район Керчи. Поэтому к началу войсковой операции по освобождению Крыма с севера смогла прибыть только оперативная группа 44 ОЖДБР.
2. Расстановка сил восстановителей по объектам, герои и их трудовые подвиги
В соответствии с первоначальным решением на восстановление железной дороги в Крыму были направлены следующие воинские части из 44 ождбр: 58, 102 овждб, 27 омждб, 44 обвждс, 70 оэждр, планировалось так же использовать специальные формирования НКПС: Горем-31, Связьрем-24, Водрем-6 (1). Однако, в связи с часто менявшейся обстановкой на фронте и необходимостью быстрого манёвра силами и средствами УВВР-12, расстановка и даже состав сил частей, подразделений 44 ОЖДБР и спецформирований НКПС на объектах восстановления Крымской железной дороги очень часто и быстро менялся в целях безусловного выполнения поставленных задач 4 УФ. Временами настолько быстро, что сейчас сложно проследить наличие конкретных частей 44 бригады и специальных формирований НКПС на тех, или иных объектах восстановления. Но мы попробуем рассказать о тех, кто трудился тогда в Крыму.
Известно, что штатным личным составом батальоны бригады были в это время уже хорошо укомплектованы и пополнены, однако путевым и плотничным инструментом они были обеспечены только на 90%, средствами механизации на 60%, а из транспорта в частях бригады было только 9 тракторов и 11 автомашин, что было крайне недостаточно при широком фронте работ. О материальном обеспечении восстановителей сказано ранее.
И всё же, не смотря ни на какие трудности, основные силы УВВР-12 прибыли в район Керчи и на север полуострова вовремя, были грамотно расставлены и начали восстановление практически одновременно на обоих направлениях.
Вначале о северном входе в Крым: железнодорожном участке Новоалексеевка — Джанкой, протяжённостью 63 км. Там задачу на восстановление получили воины и командиры 102 ОВЖДБ, присоединившиеся к мобилизованному прибывшей ранее оперативной группой управления 44 ОЖДБР под руководством начальника штаба полковника Г.Н. Тимофеева, местному населению и железнодорожникам. Приказом НКПС на этом участке срок начала и окончания работ был установлен с 13 апреля по 5 мая со средним темпом восстановления 2,9 км в сутки. Ударным совместным трудом военные железнодорожники вместе с местными силами сходу перевыполнили установленную командованием задачу: участок ввели в эксплуатацию уже 19 апреля – досрочно на 18 дней, при этом темп восстановления был 10,3 км в сутки. Отметим, что авиация противника всё ещё проявляла активность и мешала восстановителям. Но в частях бригады в то время уже имелись свои взвода ПВО – может быть, и не очень мощное средство борьбы с авиацией, но уже не позволявшее безнаказанно бомбить восстановителей(1).
Воинские части железнодорожных войск, принявшие участие в восстановлении железных дорог Крыма.
— 102 ОВЖДБ из состава 44 ОЖДБР прибыл с Кавказского берега пролива, командир батальона подполковник Свиридов Александр Яковлевич. Личного состава предположительно (Штат 013/6 1943 года) 932 человека. Разминирование и восстановительные работы выполнял на северном и других участках Крымской железной дороги, мостовики мостовой роты приняли участие в восстановлении четырёх мостов предположительно через реки Салгир – два (на обоих участках), и р.Альма.
Этот батальон получил задачу, совместно с 132 ОСЖДБ, на восстановление последующего участка Джанкой – Сарабуз (Остряково), протяженностью 72 км, со сроком начала работ 13 апреля, окончания 30 апреля 1944 года и темпом 2,9 км в сутки. И на этом участке, не смотря на наличие разрушенных немецкими железнодорожно-сапёрными батальонами мостов через Сиваш и р. Салгир, воины добились перевыполнения поставленных задач. По участку пошли воинские эшелоны уже 21 апреля – на 14 дней раньше установленного командование 4 УФ срока, тут темп восстановительных работ был достигнут 9 км в сутки.
Приказом командира 44 ОЖДБР орденом Красна Звезда был награждён помощник командира батальона по технической части капитан Скворцов Василий Иванович 1907 г.р., исключительно способный командир, организовавший работы на широком фронте на восстановлении четырёх мостов на участке Керчь — Владиславовка с привлечением местного населения. Отличился так же боец одной из команд техразведки красноармеец А.Д. Давыдкин 1917 г.р. В представлении, подписанном начальником техразведки бригады майором Солодко указывалось, что этот боец, пренебрегая опасностью и огнём противника, во время проведения технической разведки разрушенного Крамышловского моста, осуществляя квалифицированные операции по замеру элементов разрушенных конструкций и фиксации их на схемах разрушений, проявил героизм и храбрость. Отлично выполнял обязанности связного со штабом бригады, доставляя донесения, не смотря на сложные условия боевой обстановки. Воин получил медаль «За боевые заслуги».
— 132 отдельный строительный ж.д. батальон (ОСЖДБ) прибыл на усиление УВВР-12 из пункта формирования — г. Торжок, личного состава 1098 человек. Не смотря недостаточную специальную подготовку, блестяще проявил себя при выполнении восстановительных работ с перешивкой ж.д. пути на ряде участков северного, западного и южного направлений и других работах.
Командир 132 ОСЖДБ майор Райский Марк Яковлевич 1898 г.р. За отличную организацию разнообразных восстановительных работ, достижение выдающихся результатов труда личного состава и досрочное выполнение приказов командования награждён орденом Отечественной Войны 2 степени
В том числе, красноармейцы батальона трудились на участке Симферополь — Севастополь, железнодорожном участке Джанкой – Армянск – Преображенское. Личный состав батальона так же принял активное участие в строительстве Камышловского моста и восстановлении Севастопольских тоннелей.
Разрушенный при отступлении противником мост через р. Салгир
Восстановленный мост через р. Салгир. Оба фото из фонда Историко-Мемориального зала (Музея) железнодорожных войск России
Враг оказывал очень серьёзное сопротивление, в том числе ударами с воздуха не только по наступающим войскам Красной армии, но и по железнодорожным объектам. Авиация противника нередко бомбила восстановителей во время выполнения работ, и даже в ночь со 2 на 3 мая совершила массированный налёт на станцию Джанкой. Не менее 50-ти вражеских самолётов сбросили на станцию до 200 авиабомб, при этом от попадания бомб на станционные устройства погибли шесть человек предположительно личного состава 132 ОСЖДБ, было разрушено земляное полотно, 27 звеньев пути, 8 стрелочных переводов. Несколько бомб попало в состав с боеприпасами, в результате чего загорелся один вагон. Только благодаря быстрой расцепке вагонов был предотвращён мощный взрыв. Восстановительные работы в полной темноте производились всю ночь(1).
Геодезический контроль при перешивке главного пути на перегоне Инкерман — Мекензиевы Горы предположительно воинами 132 ОВЖДБ. Фото из фонда Историко-Мемориального зала (Музея) железнодорожных войск России
За многочисленные трудовые подвиги на многих объектах восстановления в Крыму многие представители этого батальона получили правительственные награды. Среди них были:
помощник начальника штаба капитан Шварц Яков Маркович 1912 г.р., грамотно обеспечивал работу штаба, а во время немецкого удара с воздуха станции Джанкой спас боевое Знамя батальона, укрыв его в безопасном месте. Старший инженер батальона инженер-капитан Шатунов Евгений Александрович 1904 г.р. лично руководил работами на сложных и опасных участках, в том числе в Сухарном тоннеле. Именно его ночная смена установила рекорд вывозки грунта: 529 вагонеток за смену. Награждён медаль. «За боевые заслуги». Отличились так же командиры взводов ст.лейтенант Г.Е. Поветкин 1915 г.р. и мл.лейтенант В.Ф. Гречиха – оба обеспечивали со своим личным составом рекордную производительность труда до 150% при восстановлении Сухарного тоннеля в Севастополе, выдавая до 400 и больше вагонеток со скальным грунтом в отвал. Все трое награждены медалями «За боевые заслуги».
Командир отделения ст. сержант И.А. Епихин 1919 г.р. проявил себя как отличный механик. В условиях дефицита техники смог в полевых условиях, без нужного инструмента, из разбитых и неисправных, собрать и передать в работу три гусеничных трактора, полностью закрыв штатную потребность. Награждён медалью «За боевые заслуги». При восстановлении Сухарного тоннеля отличились так же сапёр А.К. Черепанов 1914 г.р., командиры отделений Я.И. Шмыгарев 19120 г.р., Д.З. Игумнов 1911 г.р., путейцы С.Н. Чесноков 1912 г.р., А.М. Милов 1908 г.р., И.И. Тарасов 1906 г.р. самоотверженным трудом дававшие выработку до 150 – 220% на очистке тоннеля. В условиях, опасных для жизни, они грузили вагонетку за 1 – 1,5 минуты! Все эти герои получили медали «За боевые заслуги». Бесперебойно доставлял на объекты работ восстановительные материалы, не смотря на ранение, водитель красноармеец А.С. Родченков 1914 г.р., так же получивший такую награду. Сотни командиров и красноармейцев были поощрены властью командира батальона(4).
— 103 ОВЖДБ в составе 44 ОЖДБР прибыл в Крым, хотя в начале операции ему ставились задачи на Кавказском берегу Керченского пролива.

Командир 103 ОВЖДБ подполковник Захаров Григорий Дмитриевич 1900 г.р. Опытный, храбрый, грамотный и авторитетный офицер, прошедший в составе 20 ОВЖДБ все предвоенные, начиная с Финской, военные операции. Принимал участие организации заграждения железных дорог Молдавии, Одессы в 1941 году и Севастополя, эвакуировал Боевое Знамя 20 ОВЖДБ из Севастополя. До окончания Великой Отечественной войны командовал 103 ОВЖДБ. Награждался орденами Ленина, Красное Знамя, Отечественной Войны 2 и 1 ст., медалями «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.г.» и «За победу над Японией». Почётный железнодорожник.
Батальон выполнял восстановительные работы на железнодорожном участке Керчь – Владиславовка – Феодосия и Владиславовка — Джанкой, протяжённостью 215 км со сроком начала работ 13 апреля и окончанием 10 мая и заданным темпом восстановления 8 км в сутки, совместно с 58 ОВЖДБ. Эту важную боевую задачу личный состав этих частей выполнил досрочно на 12 дней, причём уже совершенно в других условиях: время господства немецкой авиации закончилось, прикрыть всё крымское небо, с учётом возросшей мощи советской авиации, немцы уже не могли.
Во время преследования отступающего противника на Керченском полуострове наша штурмовая авиация 4-й воздушной армии, действуя во взаимодействии с органами военных сообщений и штабом УВВР-12 по перегонам, станциям и паровозам противника, полностью сорвала эвакуацию его боевой техники, имущества и подвижного состава, а так же разрушение участков Керчь – Владиславовка и Владиславовка – Джанкой. В результате этого взаимодействия движение поездов было открыто уже 28 апреля с темпом восстановления 14,3 км. в сутки.
Остановленные в результате авиаударов лётчиков 4 ВА три немецких воинских эшелона на перегоне Салын (Чистополье) – Ташлыяр (Пресноводная) в районе моста 64 км. (Фото из архива крымского военного историка к.и.н. С.Н. Ткаченко)
Схема объектов и результатов действий 4 ВА на ж.д. участке Керчь – Ислам-Терек за 11 – 12 апреля 1944 года. (Фото из архива крымского военного историка к.и.н. С.Н. Ткаченко)
Уже 11 апреля два советских истребителя, обнаружив на станции Семь Колодезей два путеразрушителя типа «Червяк» (Нет сведений, трофейные советские, или уже немецкого изготовления) не дали врагу их использовать ударом по паровозам – этот факт так же значительно облегчил выполнение боевой задачи личному составу 103 и 58 ОВЖДБ. На фото – один из них на платформе. (Фото из архива крымского военного историка, к.и.н. С. Н. Ткаченко)
Попытка использования немцами своего путеразрушителя типа «Скорпион» (у нас на фронте его называли ещё проще – «Крюк») на участке Владиславовка – Ислам-Терек (Кировская) так же закончилась для них неудачей.
На этом фото из интернета немецкий «Крюк», остановленный точным ударом по двум тянувшим его паровозам 12 апреля 1944 года истребителями «Аэрокобра» из состава 329 ИАД под командованием лейтенантов Кондакова и Глобы . В результате этого на железных дорогах Крыма путеразрушителями враг сумел разрушить всего 4,5 километра железных дорог.
Разрушенный бомбовым ударом 11 апреля 1944 года мост 64 км. тремя группами штурмовиков ИЛ-2 190 ШАП 4 ВА под командованием майора Бактина. Этим же ударом уничтожен тендер паровоза, а так же все паровозы ещё трёх, следовавших друг за другом немецких эшелонов в боевой техникой, имуществом и горючим и более 40 вагонов. Фото из фонда Историко-Мемориального зала (Музея) железнодорожных войск России
Однако, не смотря на уничтожение путеразрушителей, подчинённым Дрекслера всё-таки удалось осуществить значительные разрушения подвижными группами подрывников с автотранспортом и минами. Они подрывали не только пути, но и сооружения железной дороги, а так же почти все мосты, в том числе самый большой на дороге – Камышловский. Благодаря тесному взаимодействию командования УВВР-12 с командованием 4 ВА советские лётчики уничтожили несколько таких команд немецких подрывников, но полностью прекратить их работу не удалось. Поэтому, в среднем, на железных дорогах Крыма главный путь был разрушен на 41%, станционные пути – на 57% , стрелочные переводы на 91%, а большие и средние мосты на 100% (1, 2).
После восстановления этого участка 103 ОВЖДБ поручали восстановление участка Джанкой – Армянск, частью сил этот батальон восстанавливал мост через р. Чёрная и Камышловский мост. В дальнейшем ударно трудился на Севастопольском узле, на восстановлении путей с выводом брошенных немецких вагонов, восстановлением подъездных путей Севастополь – Инкерман – Килен Балка и других. Темпы восстановления 103 ОВЖДБ были высокими: воины – восстановители давали производительность до 145%, а на отдельных видах работ – до 183%. Трудовой энтузиазм и высокие показатели личного состава батальона были достойно оценены.
Приказом командира 44 ОЖДБР за героические труды по восстановлению железной дороги в Крыму получили правительственные награды: командир батальона подполковник Г.Д. Захаров (орден Отечественной Войны 2 ст.), помощник командира по технической части инженер-капитан Г.А. Попов (орден Красная Звезда), заместитель командира по политической части майор П.Н. Шумилин – так же, как и его командир, прошедший с 20 ОВЖДБ сложный путь, начиная с обороны Одессы и Севастополя (медаль «За боевые заслуги»), помощник командира по материальному обеспечению капитан интендантской службы Н.Ф. Залётов (медаль «За боевые заслуги»). Награждены были так же лучшие офицеры и красноармейцы – восстановители батальона – за постоянное и значительное перевыполнение установленных производственных норм, самоотверженность и храбрость. Среди награждённых были агитатор батальона ст.лейтенант И.В. Баленко, старший инженер батальона инженер — капитан С.В. Звонарёв, путеец ефрейтор М.И. Кругляков, командир отделения ст.сержант Б.С. Козлов, комсорг батальона лейтенант Н.П. Красников, командир отделения сержант Я.Ф. Сесин, командир путевой роты капитан А.П. Курилов (все 7 человек – орденом Красная Звезда). Медали «За боевые заслуги» получили командир взвода лейтенант В.В. Борщевский, старший техник лейтенант С.П. Вахрин, помощник начальника штаба капитан В.П. Вещев, копровик ефрейтор П.С. Вдовин, электромонтёр красноармеец Е.И. Гец, экспедитор сержант Р.М. Касьян, путейцы красноармейцы Г.С. Корнеев и А.И. Кузнецов, Д.А. Мирошниченко, С.И. Осипов, Ф.Х. Сафиканов, плотник – мостовик ефрейтор М.Н. Спиркин, начальник химической службы капитан Н.В. Устименко и командир отделения ст.сержант А.Д. Цукиев(3).
— 58 ОВЖДБ подполковника Иванова Константина Ивановича (1907 г.р.) выполнял совместно со 103 ОВЖДБ восстановление с разминированием 45 км. главных, станционных путей и ряда гражданских сооружений на участке Керчь – Владиславовка.
Силами этих двух батальонов восстановлены досрочно по краткосрочной схеме с открытием движения поездов 6 мостов, причём необходимые материалы были изысканы на месте. Командир батальона за успешные труды в Крыму был награждён орденом Красная Звезда, заместитель командира по политчасти майор И.А Патрушев за умелую работу по расстановке актива и организацию соревнования за досрочное выполнение боевых задач получил орден Отечественной Войны 2 ст., а усилиями помощника по технической части капитана С.Г. Мягкова был организован ремонт автомобилей ГАЗ-АА (4 шт.) и двигателей к ним, значительно повысив транспортные возможности восстановителей для доставки грузов. При этом отличились красноармейцы – слесари А.В. Данишин, К.Д. Водопьянов – все трое награждены орденами Красная Звезда. В числе награждённых были так же подрывник красноармеец К.А. Гокадзе (орденом Красная Звезда), а начальник группы пути и гражданских сооружений техразведки батальона ст. лейтенант И.Г. Горин и командир отделения сержант С.С. Слепцов получили медали «За боевые заслуги»(3).
Предположительно, батальон к концу операции по освобождению Крыма — в апреле 1944 года, был возвращён на строительство 2К.
— 27 ОМЖДБ. Личный состав этого мостового железнодорожного батальона подполковника Егорова Николая Сергеевича (1907 г.р.). выполнял восстановительные работы на многих искусственных сооружениях железнодорожной сети Крыма, в том числе на Камышловском мосту и Севастопольских тоннелях.
Мост через реку Альма, восстановленный силами 27 ОМЖДБ
Наибольшие усилия личным составом и командирами были приложены на самом крупном объекте восстановления — Камышловском мосту. Тут пришлось много потрудиться чтобы изыскать на стороне и доставить на объект строительные материалы — цемент и металлы. Мостовики принимали активное участие в таких работах, как плотничные и опалубочные, в ремонте найденных немецких бетономешалок, техники и инструмента.
За большую организаторскую работу по мобилизации своего личного состава на быстрое и качественное выполнение боевых и специальных задач приказом командующего 4 УФ начальник штаба майор В.Ф. Акимов и старший инженер – мостовик батальона капитан А.И. Шаханов были награждены орденами Отечественной Войны 2 степени.
Орденами Красная Звезда была награждена большая группа офицеров, сержантов и красноармейцев – мостовиков: парторг батальона капитан В.И. Колтунов, начальник арттехснабжения капитан Р.Б. Ровнер, помощник командира роты ст.лейтенант А.Т. Гриднев, инженер-механик капитан И.М. Зарецкий, командир взвода лейтенант В.И. Колованов, командиры отделений старший сержант Я.И. Юрченко, сержанты М.Э. Зусман и В.И. Тимофеев, плотники-мостовики красноармейцы А.Т. Болотский, Г.И. Мишенин, А.П. Пантелеев, командир отделения сержант Д.Я. Вернигоров.
Медали «За боевые заслуги» получили: командир роты капитан Г.В. Баскаков, помощники командиров рот ст. лейтенанты А.Г. Булавко, А.А. Воробьёв, командир взвода старший техник-лейтенант И.А. Барышев, старший техник техчасти батальона ст.лейтенант В.П. Орлов. Младший командный состав и красноармейцы-специалисты получили награды за постоянное выполнение норм выработки на 150 – 250%.
Это были: командир отделения ефрейтор И.Ф. Левицкий — за отремонтированные лично трофейные бетономешалки и постоянное обеспечение их бесперебойной работы при бетонирование опор этого моста, плотники-мостовики красноармейцы В.Н. Колесников, Т.И. Комаров, С.А. Минаков, Ф.П. Папин, слесарь технической роты красноармеец С.Л. Радюков, командиры отделений ст.сержанты П.В. Романов и Р.И. Шурховецкий(3).
Восстановление линий проводной связи приказом командира 44 ОЖДБР возлагалось на 44 ОЖДБС, которым предположительно командовал капитан Новыш Иван Михайлович. Однако, материалов о деятельности этого батальона пока не найдено, хотя очевидно, что ко времени окончания восстановительных работ на железной дороге Крыма связь была восстановлена по краткосрочной схеме: движение поездов и работа железной дороги в целом не может происходить без проводной связи. Поэтому придётся принять этот факт к сведению и продолжать исследовать этот вопрос.
Такая же ситуация и по деятельности отдельной роты эксплуатации бригады – 70 ОЭЖДР, командир роты капитан Амельченко Михаил Константинович: сведений пока не найдено. Однако, невозможно себе представить такой широкий фронт восстановительных работ, состоявший только из трёх главных направлений, который мог бы обойтись без подачи и уборки вагонов только с грузами для восстанавливаемых объектов. Кроме того известно, что ещё до завершения полного разгрома немцев в Севастополе по восстановленным участкам уже двигались поезда с вооружением и боеприпасами в интересах сражающихся войск, не взирая на сохранявшуюся опасность авиаударов, до станции Бельбек, где производилась выгрузка.
Поэтому пока идём дальше, чтобы подробно рассказать о трудовой деятельности героических тружеников специальных формирований НКПС – удивительно, но об этих людях и их руководителях пока ещё никто нигде не упоминал, и давно пора устранить эту несправедливость.
Впрочем, можно с большой долей уверенности объяснить это тем, что в результате оперативного анализа и уточнённой оценки руководством УВВР-12 объёма разрушений пути и объектов железной дороги в ходе боевых действий, которые могли быть выполнены техразведкой только позднее, когда от войск противника были, в основном, очищены территории с участками пути, где находились наиболее серьёзно пострадавшие объекты – Камышловский мост и Севастопольские тоннели. Хотя чем ближе к Севастополю, тем серьёзнее были разрушения.
Участок Бельбек – Севастополь оказался самым трудным и сложным для восстановления из-за сплошного разрушения путей, сооружений, полного уничтожения Камышловского моста и наличия 4-х в разной степени разрушенных тоннелей.
Такими увидели техразведчики 44 ОЖДБР пути станции Инкерман в период её освобождения. Фото из фондов Историко-Мемориального зала (Музея) железнодорожных войск России
Специальные формирования Народного Комиссариата Путей Сообщений (НКПС) — участники восстановления железной дороги в Крыму в составе УВВР-12.
Прежде чем сообщить читателям сведения, которые удалось собрать о спецформированиях НКПС, их руководителях, выполненных задачах и трудовом героизме множества их тружеников при восстановлении железной дороги в Крыму отметим, что появление новых, опытнейших трудовых коллективов восстановителей, или даже частей их, не упоминавшихся в первых двух приказах НКПС от 11 марта и 21 апреля 1944 года в целях значительного усиления группировки восстановителей УВВР-12, могло произойти только в результате чёткого и оперативного руководства силами и средствами самого Министерства, точнее Народного Комиссариата(5).
Народный комиссар путей сообщения (НКПС) СССР в 1935 – 1944 годы Каганович Лазарь Моисеевич (1893 – 1991 г.г.). Под его руководством железнодорожный транспорт смог обеспечить все стратегически важные задачи обороны и освобождения нашей родины и Европы. Именно его решения и энергия значительно усилили производственные возможности восстановителей в Крыму в 1944 году. Не хочется даже пытаться сравнивать, возможно ли такое в наше время…
Ещё важный момент, который нам, людям из ХХI века, может быть не известен или не понятен: на личный состав всех спецформирований НКПС во время войны распространялись все требования приказов, уставов и законов действующей армии, их работники были также переведены на положение военнослужащих, но, фактически, ими не являлись. Но кто об этом тогда думал…
Этот юридический казус, к сожалению, скажется позднее на десятках тысяч тружеников бывших специальных формирований, призванных на войну мобилизационными отделами железных дорог, а не военкоматами. Эти люди, не все оставшиеся в живых, раненые и ставшие инвалидами, до 70-х годов ждали, когда же Верховная власть СССР признает их ветеранами Великой Отечественной войны со всеми вытекающими из этого положения льготами…
Но это будет потом, а мы начинаем рассказ о спецформированиях НКПС, ударно потрудившихся в Крыму весной 1944 года.
В начале о головных ремонтных поездах (ГОРЕМах), которые формировались из профессиональных работников железнодорожного транспорта – путейцев и других специалистов с задачей ремонта, восстановления путей и всех железнодорожных обустройств и средств технического обеспечения для восстановления движения поездов, прежде всего на головных, т.е. недавно освобождённых участках. Которые весьма часто вновь захватывались врагом и совсем нередко их работники оказывались не только под ударами с воздуха, но и пехоты противника.
В Крым был направлен ГОРЕМ – 15 НКПС, численность личного состава которого не известна, начальник инженер-майор НКПС М.С. Демич (1907 г.р.). Главной задачей ГОРЕМ-15 была перешивка немецкой железнодорожной колеи на советскую на ряде участков Крымской железной дороги, но его работники нередко направлялись на другие работы. В составе этого формирования были не только путевые колонны, но была включена и колонна водоснабжения, о которой так же расскажем. Работу тружеников ГОРЕМ-15 можно характеризовать как героический труд с целью скорейшего открытия движения поездов, который прерывался только там, где минёры из отдельных восстановительных железнодорожных батальонов выполняли разминирование. Нередко гражданские и военные путейцы работали вместе.
Нет точных сведений о восстановлении конкретных железнодорожных участков силами ГОРЕМ-15, как и о всех награждённых, зато есть возможность назвать самых лучших.
Расчистка Шавринской выемки (986 км.) на перегоне Бельбек (Верхнесадовая) – Мекензиевы Горы, взорванной противником, предположительно силами ГОРЕМ-15. Фото из фонда Историко-Мемориального зала (Музея) железнодорожных войск России
Так это уникальное инженерное сооружение выглядит сегодня. Фото: Владимир Иванюра 2009 г., страничка КЖД на сайте «ВКонтакте»
Бригадир путевой колонны М.Д. Халимон — специалист, выросший из рядового путейца и прекрасно себя проявивший при организации работ в условиях воздействия противника. Сумел так организовать работу по перешивке и балластировке пути, что бригада могла выполнять задания на 400 – 450%. Под стать ему были немалое число путевых рабочих, один из которых И.Л. Агейцев показывал образцы трудового героизма на путевых работах, перевыполняя производственные задания на указанные проценты. При перешивке пути он мог забивать до 417 костылей вместо 105 по норме за смену. На сверлении отверстий в рельсах так же – ручной трещёткой, изготавливал до 31 отверстия вместо 14 по норме. Освоил вместе с товарищами передовые методы рубки рельсов: при норме 12 концов на двоих давал 120 за день работы.
Рубщики рельсов за работой. Фото из фонда Историко-Мемориального зала (Музея) железнодорожных войск России
Кузнец П.Ф. Кирюченко — мастер, который всегда своевременно выполнял все задания, производительность своего труда довёл до 200-300%. При клёпке пролётных строений на мостах ставил 270 заклёпок в смену при отличном качестве работы. Все эти работники были награждены орденами Красная Звезда.
В составе ГОРЕМ-15 находилась и колонна водоснабжения, начальник которой М.И. Мяло (1915 г.р.) со своими работниками успешно выполнил первую задачу — восстановить водоснабжение на ст. Пятиозёрная. Затем на участке Армянск – Джанкой сумел найти необходимые материалы и восстановить водоснабжение в установленный командованием срок. Организовал техническую учёбу прибывшего на пополнение личного состава, не имевшего никакого опыта и навыков работы, непосредственно в колонне, на объектах восстановления. В поезде добились выполнения установленных для восстановления водоснабжения норм на 212% уже к маю 1944 года. Работники колонны водоснабжения хорошо потрудились и на других участках железной дороги Крыма и задержек в движении поездов не допустили. Начальник колонны водоснабжения М.И. Мяло был награждён орденом Красная Звезда. Сведений о награждении других работников правительственными наградами нет(5).
Рельсосварочный поезд №8 НКПС, начальник А.В. Малетин. Предназначение читателю вполне понятно, как и острая надобность в специалистах, способных из кусков исковерканных рельсов изготавливать пригодные к эксплуатации рельсы. Впрочем, эти мастера на все сварочные работы были востребованы не только на рельсах. Откуда именно в Крым было направлено это специальное формирование сведений нет, как и об объёмах произведённых сварочных работ и численности личного состава. Но специалисты – сварщики под руководством главного инженера П.М. Гостенко (1914 г.р.) и начальника сварочного цеха РСП №8 Н.М. Гетьмана, руководивших сменами своих рабочих почти круглосуточно, по 18 – 20 часов в сутки, ударно трудились так же и на строительстве Камышловского моста. При этом оба эти начальника смогли сократить разрывы между сварочными и монтажными работами, за счёт чего на 8 — 10 дней сократили время строительства моста. Оба они были удостоены орденов Красная Звезда.
Отличилось немало и других работников поезда: так, мастер Я.М. Симонцев (1915 г.р). грамотно руководил сменами на Камышловском мосту, увлекая рабочих своим примером, попутно обучая сварщиков безопасным методам и приёмам работы на высоте. Награждён медалью «За отвагу».
Под стать своему командиру работал электросварщик Н.П. Зюзин (1908 г.р.), который установленные нормы выработки выполнял не менее, чем на 175% за 12 рабочих часов и при любых погодных условиях на высоте до 30 метров. За самоотверженный труд в самых трудных местах, где нужна была настоящая храбрость и высшая квалификация, Н.П. Зюзин был награждён орденом Красная Звезда.
Не отставал от передовиков и электросварщик В.И. Крапивин (1909 г.р.), который так же не жалея себя, самоотверженно трудился на Камышловском мосту, так же выполняя нормы на 160%, и тоже на большой высоте, в т.ч. ночами, в непогоду. Из-за недостатка сварщиков все эти люди часто работали по 18 часов и более в сутки. В.И. Крапивин был награждён медалью «За отвагу».
Здесь названы только самые лучшие люди рельсосварочного поезда, получившие высокие правительственные награды. Сведений о поощрениях от других командиров и начальников нет, но вот о большой важности электросварочных работ на объектах восстановления говорит привлечение ещё одной специализированной организации(5).
Особая строительно — монтажная сварочная часть Наркомстроя – предположительно, привлечённая на восстановительные работы в Крым в качестве учебного подразделения, предназначалась для ускоренного практического обучения вновь призванных в восстановительную систему людей, не имевших никакой квалификации, в качестве сварщиков. Количество личного состава и руководители не известны. Работало это учебное подразделение Наркомстроя под личным руководством главного механика УВВР-12 Менжинского, а практическое обучение проводил сварщик – инструктор Е.Ф. Бежунов (1911 г.р. ), уже имевший орден «Знак Почёта» за аналогичные труды во время войны с Финляндией. Он обучал сварщиков Стахановским приёмам и методам работы не только на сварке рельсов, но и на восстановлении различных металлоконструкций при строительстве Камыщловского моста, при любых погодных условиях, на любой высоте, при отсутствии возможности изолироваться от металла. К сожалению, количество подготовленных сварщиков пока не известно. За эти труды Е.М. Бежунов получил медаль «За отвагу». Все представления на специалистов – сварщиков обоих подразделений подписывал главный механик УВВР-12 Менжинский(5).
Мостопоезд № 41 НКПС — предназначение тоже понятно, а важность такой серьёзной и многочисленной мосто-восстановительной организации при таких разрушениях искусственных сооружений на железной дороге Крыма было трудно переоценить.
Начальник МП-41 инженер – капитан НКПС Пучнин Леонид Хрисангонович (1908 г.р.). Опытный строитель и восстановитель мостов. Возглавлявшийся им трудовой коллектив внёс большой вклад в восстановление искусственных сооружений на железной дороге Крыма в 1944 году. Награждался орденами «Знак Почёта», Красная Звезда – 2, медалями «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и почётным знаком «Отличный восстановитель».
Этому Мостопоезду поручали восстановление нескольких мостов на севере Крыма, восстановление железнодорожного участка Бельбек (Верхнесадовая) – Севастополь с восстановлением всех мостов совместно с военными железнодорожниками, а так же разнообразные работы при сооружении Камышловского моста. Личное присутствие и общее руководство восстановлением – по сути, строительством Камышловского моста, осуществлял главный инженер УВВР-12 А.М. Кулиджанов. Насколько это была сложная, ответственная и крайне плохо обеспеченная материальными и техническими средствами работа, видно из количества привлечённых восстановительных организаций НКПС, где применялся, в основном, ручной труд многих сотен работников, большинство которых показали чудеса мужества и трудового героизма.
Например, главный инженер МП-41 и «Отличный восстановитель» В.И. Клопов много раз лично возглавлял специальные летучки по восстановлению мостов в Крыму, как правило, вместе с восстановительными батальонами железнодорожных войск 44 ОЖДБР. Первым был успешно восстановлен мост через пролив «Тонкий» у Геническа при почти полном отсутствии времени и технических средств. После — умело решал все проблемы по изготовлению сварных металлических опор индивидуального проекта, их подъёмке и установке на строительстве Камышловского моста. Награждён орденом Красная Звезда.
Старший мастер Н.Р. Мельничук (1907 г.р., кавалер почётного знака «Отличник Сталинского призыва») на строительстве Камышловского моста руководил такелажными работами при подъёмке и установке высоких и тяжёлых металлических опор. Используя минимум механизмов, сложную техническую задачу выполнил с помощью правильной расстановки сил и грамотной организации работы своего личного состава. Руководимая им смена выполняла установленные нормы на 150 – 200%. Был награждён медалью «За боевые заслуги».
Кузнец А.Ф. Смоляков (1912 г.р.) на строительстве Камышловского моста был назначен бригадиром монтажников. Его бригада вела монтаж и установку металлических опор (см. фото). Добился выполнения норм на 180-200%. Умел мобилизовать свою бригаду на круглосуточную работу для обеспечения фронта работ электросварщикам. За большие успехи, самоотверженный труд подчинённых награждён орденом Красная Звезда.
Отличился на ремонте дефицитных электродвигателей, двигателей внутреннего сгорания и немногочисленного сварочного оборудования на строительстве моста старший электромонтёр Н.Н. Козлов (1912 г.р.). Своим ответственным и добросовестным трудом этот высоко квалифицированный специалист обеспечил их бесперебойную работу, самостоятельно изыскивая на месте и используя трофейные узлы и запчасти. Начальником Мостопоезда -41 был представлен и получил орден Красная Звезда.
Напомним читателю о «сложной судьбе» Камышловского моста, который в ноябре 1941 года в ходе обороны Севастополя по приказу командующего ОПА был взорван 20 ОВЖДБ чтобы воспретить противнику доставку боеприпасов, техники и других грузов к осаждённому городу. Только к сентябрю 1942 года немецко-румынские захватчики восстановили мост и возобновили железнодорожное сообщение с оккупированным Севастополем. Но просуществовал немецкий мост не долго, и в начале мая 1944 года они были вынуждены мост уничтожить(5).
Панорама восстановления Камышловского моста весной 1944 года объединённой группировкой УВВР-12 из спецформирований НКПС (МП-41, РС-8, МО-5), а так же 103 ОВЖДБ, 27 ОМЖДБ, частично 132 ОСЖДБ. Фото из фонда Историко-Мемориального зала (Музея) железнодорожных войск России
Ещё одним весомым участником строительства Камышловского моста был Мосто — восстановительный отряд №5 НКПС
Начальник Мостоотряда №5 НКПС Цюрупа Иван Иосифович (1905 г.р.) – выдающийся советский мостостроитель и восстановитель с большим опытом довоенного строительства и восстановления мостов с начала Великой Отечественной войны, Герой Социалистического Труда (1943 г.), дважды «Почётный железнодорожник». Удивительный факт: об активном участии возглавляемого им специального формирования и о нём самом на строительстве Камышловского моста в Крыму весной 1944 года ни в одном источнике не упоминается! Награждался орденами Ленина – 2, Отечественной войны 1 ст., медалями«За оборону Кавказа» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» .
По своей военизированной штатной структуре (несколько батальонов), количеству личного состава (предположительно, не менее 2 тысяч человек) и производственным возможностям мостоотряды (МО) можно было сравнить с мостовыми полками железнодорожных войск. И работы выполнялись наиболее важные и сложные, и награждённых правительственными наградами было побольше.
Командир монтажного батальона МО-5 инженер – майор НКПС Сусидко Сергей Карпович 1912 г.р. — начальник и организатор всех монтажных работ на Камышловском мосту. Под его руководством были смонтированы все металлоконструкции для моста, весом 660 тонн. За умелое руководство и достигнутое досрочное выполнение боевой задачи награждён орденом Отечественной Войны 1 степени. За годы войны награждался так же орденами Отечественной войны 1 ст., Красная Звезда и медалями «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и знаком «Отличный восстановитель».
Можно с уверенностью сказать, что именно эта мощная восстановительная , которую возглавлял настоящий герой восстановительных работ, с опытным, технически грамотным личным составом и была главной производительной силой на строительстве Камышловского моста. Об этом, кстати, свидетельствует и солидный список награждённых руководителей и рабочих – бойцов этого трудового фронта. Разумеется, основную массу работников по результатам выполненных специальных задач на железной дороге Крыма, поощрил начальник Мостоотряда №5 своей властью.
В списке самых лучших руководителей среднего звена были: инженер участка 1-го монтажного батальона, «Отличный восстановитель» и опытный рационализатор С.П. Горбатов, предложивший ряд ценных изменений в проект, что дало экономию 2000 погонных метров электросварных швов, 800 погонных метров газорезки и 40 тонн металла. Установка ферм моста была закончена раньше на 3 дня. Подразделения Горбатова выполняли при этом нормы на 250 – 270%. Инженер Горбатов был награждён орденом Отечественной Войны 1 степени.
Командир роты М.М. Иноземцев со своими подчинёнными постоянно обеспечивал досрочное выполнение плановых заданий благодаря ежедневному выполнению установленных норм на 200% на подготовительных работах и подъёмке пролётных строений. Награждён орденом Красная Звезда.
Командир монтажного взвода, «Ударник Сталинского призыва» Г.Г. Коротеев (1913 г.р.), занимался изготовлением мостовых опор цельно — сварной конструкции имея в подчинении мало квалифицированный личный состав. Сумел, сутками не оставляя места работ, обеспечить ежедневное изготовление двух металлических опор по 30 тонн весом каждая. Большое внимания уделял высокому качеству работ. Под его руководством за 10 дней выполнено 4500 погонных метров сварных швов. Награждён орденом Красная Звезда.
Командиры взводов монтажных работ И.Н. Мосюков и М.В. Яцуляк (1915 г.р.) производственные задания выполняли на 220 – 260%, осуществляя подъём и установку пролётных строений Камышловского моста, и выполнили задание досрочно на 3 дня. Оба командира были награждены медалями «За боевые заслуги».
Отличились и командиры монтажных отделений, «Отличные восстановители» И.Р. Вороновский 1915 г.р., Д.Ф. Иванов и А.Г. Попов личным примером увлекавшие своих бойцов на подготовку и подъемку пролётных строений и блочных опор, весом 30 тонн на высоту 30 метров, обеспечивая производительность труда своих отделений до 220 – 280%. Первый командир награждён медалью «За боевые заслуги», второй – орденом Красная Звезда, третий – медалью «За отвагу».
Бойцы — монтажники К.П. Бойко 1905 г.р. и Т.Ф. Суворов собирали поднимали металлические опоры моста, весом 30 тонн при восст. Кам.моста, выполняя нормы на 180 – 200%, проявляя трудовую доблесть и отвагу. Оба бойца награждены медалями «За отвагу».
Восстановленный личным составом УВВР-12 Камышловский мост. Фото из фондов Историко-Мемориального зала (Музея) железнодорожных войск России
Самый сложный для восстановления и начала движения поездов до Севастополя участок начинался после станции Мекензиевы Горы — впереди были 6 разной степени разрушения тоннелей, общей длиной 2011 метров. В наиболее разрушенном фашистами тоннеле – Сухарном, свод был обрушен взрывами на протяжении сотен метров, частичные повреждения получили и другие тоннели, но точных сведений об объёмах обрушенного грунта пока не найдено. Очевидно, что НКПС и ГУВВР, имея лишь оценочные сведения о состоянии этих важных объектов от технической разведки УВВР-12 и 44 ОЖДБР, правильно оценили трудоёмкость восстановительных работ, и своевременно направили в район Севастополя в распоряжение УВВР-12 значительные специализированные силы восстановителей(5).
Ленинградский тоннельный отряд, сведений о численности и руководителе нет. Возможно, в Крыму ЛТО был не в полном составе. Отличились следующие командиры:
— начальник участка, кавалер ордена Красная Звезда Алифанов Александр Никитич 1906 г.р., отвечал за восстановление средней, самой разрушенной части Сухарного тоннеля. Организовал и осуществил крепление неустойчивого купола, быстро возведя мощное укрепление свода, что обеспечило начало движения поездов. Награждён медалью «За боевые заслуги».
— начальник участка, «Почётный железнодорожник» и кавалер медали «За оборону Ленинграда» Е.Л. Лимончик 1914 г.р., отвечал со своими работниками за восстановление южного портала и завала №5 Сухарного тоннеля. Грамотно организовал работу по креплению куполов, создав безопасные условия работы личному составу. Быстро закрепил свод и обеспечил движение поездов в установленный командованием срок. Награждён орденом Красная Звезда.
— Бригадир клепальщиков, кавалер медалей «За трудовое отличие» и «За оборону Ленинграда» В.С. Степанов 1917 г.р. первоначально направлен на строительстве Камышловского моста, где под его руководством бригада стала одной из лучших, затем возвращён в ЛТО. Суточные задания бригада выполняла на 200 – 250%, закрепили 12 погонных метров сильно разрушенной части тоннеля и дали возможность проходчикам ускорить выработку породы, быстрее закончить восстановление тоннеля. Награждён орденом Красная Звезда.
Сотни работников Ленинградского тоннельного отряда получили Почётные грамоты начальника УВВР-12, командира 44 ОЖДБР и денежные премии(5).
Наиболее весомый вклад в восстановление Севастопольских тоннелей обеспечило самое крупное специальное формирование, оперативно прибывшее в апреле 1944 года по приказу НКПС в помощь трудовым ресурсам УВВР-12 – Тоннельно – восстановительный отряд №1 НКПС. То, что делали в тоннелях тоннельщики ТВО-1, было сопряжено с большим риском и выполнялось, совместно с красноармейцами 132 ОВЖДБ, только вручную.
Кавалер ордена «Знак Почёта», начальник ТВО-1 Альперович Борис Ильич 1912 г.р., Руководил восстановлением 4-х Севастопольских тоннелей. Выдающийся специалист — восстановитель, создал крепкие коллективы восстановителей – тоннельщиков. Был во всех опасным местах, где руководил работами лично. Смог так увлечь и расставить свой личный состав, что тоннели были восстановлены по краткосрочному варианту досрочно на 24 дня! Награждён орденами Красная Звезда, Отечественной Войны 1 степени, Отечественной Войны 2 степени и медалями «За отвагу» (За Крым).
Его главные помощники возглавили все самые опасные и наиболее разрушенные места, в первую очередь, Сухарного тоннеля.
Главный инженер отряда военинженер М.К. Игнатенко лично руководил восстановлением южной припортальной части разрушенного Сухарного тоннеля. Принимал смелые и технически грамотные решения непосредственно в забое. Обеспечил своим руководством всеми участками быстрое восстановление объекта и пропуск поездов до станции Севастополь. Награждён медалью «За боевые заслуги».
Начальник участка, кавалер ордена Трудового Красного Знамени Д.И. Коврижко, партизан – железнодорожник 1898 г.р. Один из старейших горняков – тоннельщиков, был командирован в Крым лично заместителем НКПС Гоциридзе. Возглавил самый сложный и ответственный участок – закрепление 1-го купола Сухарного тоннеля, высотой 22 метра.
Большая высота купола обрушения, разнородные напластования и неустойчивость пород создали исключительно тяжёлые и опасные условия ведения работы для личного состава. В мирное время вводить людей под такой купол категорически запрещается, но начальник участка взял на себя всю ответственность и, исходя из своего огромного опыта, маневрируя фронтом работ и своевременно выводя людей, попутно закрепляя отслоения пластов, Д.И. Коврижко сумел досрочно и безаварийно выполнить порученную работу, руководя ей лично. Награждён орденом Отечественной Войны 2 степени.
Состояние северного портала Сухарного тоннеля. Фото из фонда Историко-Мемориального зала (Музея) железнодорожных войск России
Начальник участка, кавалер орденов Ленина и Отечественной Войны 2 степени Ф.И. Крутилов 1911 г.р. — метростроевец с 1933 года, строитель Хабаровского тоннеля, восстановитель Туапсинского.тоннеля. Отвечал за восстановление Севастопольского портала Сухарного тоннеля, где в тяжелейших условиях со своим личным составом сумел обеспечить выполнение правительственного задания в установленный срок. Награждён орденом Красная Звезда.
Начальник участка В.П. Муханов 1906 г.р. обеспечивал со своим личным составом краткосрочное закрепление куполов обрушения при восстановлении Сухарного тоннеля в завале №1 без аварий и нарушений. Предоставив фронт работы для расчистки завалов, участок Муханова, используя приданный неквалифицированный личный состав 132 ОСЖДБ за 2 дня изготовил и установил мощную деревянную конструкцию, что обеспечило пропуск первых поездов в Севастополь. Проявлял неутомимость в работе и способность принимать правильные решения в сложных условиях. Большой практический опыт характеризовал его как передового тоннельщика – восстановителя. Награждён орденом Красная Звезда.
Начальник смены, «Почётный железнодорожник» и «Отличный восстановитель» В.М. Козлов 1897 г.р. — опытнейший строитель, с 1933 года в тоннельном деле. Его отличали выдающиеся организаторские способности, был организатором и руководителем восстановления пути, нескольких мостов, водопропускных труб и тоннелей на линии Симферополь — Севастополь. Рационализатор. Успешно и быстро восстановил мосты на участке Альма – Бельбек. Руководил расчисткой завала с южной стороны Сухарного тоннеля смешанным составом рабочей силы – в работе участвовали красноармейцы 132 ОСЖДБ и военнопленные. Благодаря умелой организации труда работников, добивался высших показателей выдачи породы в смену – до 400 – 500 вагонеток, чем была вовремя решена задача восстановления тоннеля с южной стороны. Награждён орденом Красная Звезда.
Подача вагонетки под погрузку обвалившейся горной породы в Сухарном тоннеле. Фото из фонда Историко-Мемориального зала (Музея) железнодорожных войск России
Начальник смены, кавалер ордена Трудового Красного Знамени и «Почётный железнодорожник» Я.И. Щупов 1905 г.р. так же достигал со своими проходчиками высших показателей при восстановлении Сухарного тоннеля, его смена выдавала до 500 вагонеток – первый рекорд среди восстановителей. Награждён орденом Красная Звезда.
Бригадир проходчиков А.П. Колесов 1915 г.р. опытный метростроевец. Организовал работу бригады в исключительно сложных и опасных условиях 22-метрового купола завала №1 Сухарного тоннеля. Проявляя инициативу и смекалку и пренебрегая опасностью, лично работал в завале №1, а в момент его обрушения быстро удалил личный состав, а сам продолжил закрепление, что предотвратило возможное обрушение сотен кубометров породы. Работал по 16 – 18 часов в сутки, был примером для своих товарищей в выполнении Правительственного задания. Награждён орденом Отечественной Войны 1 степени лично начальником УВВР-12 Зерновым.
Шофер Н.Ф. Грунский считался на стройке мастером шоферского дела, наставником молодёжи. Лично подготовил немало квалифицированных водителей грузовых машин. Трудился на восстановлении Сухарного тоннеля, со своими учениками вывез 10 тысяч кубометров горной породы. Успевал работать и на дрезине, не жалея себя. Его техника была всегда в исправности. Награждён медалью «За боевые заслуги».
Лучшие проходчики получили высокие государственные награды – ордена Красная Звезда, из рук начальника УВВР-12 П.М. Зернова. Среди них были: И.М. Егоршев, работавший в самых опасных местах Сухарного тоннеля в бригаде известного мастера Халипова. При самопроизвольном обрушении купола смело вошёл в опасную зону и мастерски временно подкрепил особо угрожаемый участок, чем предотвратил дальнейшее обрушение свода. Его коллега В.П. Зеленский тоже показывал образцы самоотверженного труда и высокого мастерства. В тяжёлых условиях завалов и обрушений проявлял упорство и мастерство, увлекая других на трудовые подвиги. Г.А. Рослый 1912 г.р. так же был очень опытным проходчиком, ранее выполнял аналогичные задачи в Туапсинском и Новороссийском тоннелях, работая с риском для жизни. При восстановлении Севастопольских тоннелей проявлял героизм и мужество при закреплении куполов, где высота достигала 22 метров. Инициативный храбрый работник.
Электросварщик Н.Л. Обущенко 1913 г.р. выполнял нормы на 170% при высоком качестве выполняемой работы. При недостатке сварщиков безотказно работал сутками на высоте 25 – 30 м. Мужественно переносил все сложности и опасности совместной работы с монтажниками, учитывая случаи падения деталей, инструмента и т.д. Так же награждён орденом Красная Звезда начальником УВВР-12 П.М. Зерновым.
Крепление свода Сухарного тоннеля. Фото из фонда Историко-Мемориального зала (Музея) железнодорожных войск России
Большинство бойцов этого отряда получили поощрения и денежные премии от своих непосредственных командиров и начальников(5).
Генеральный штурм Севастополя начался 4 мая, а 9 мая весь город был уже освобожден: всего лишь на 5 дней хватило гитлеровцев. Герои обороны города в 1941-1942 годах держались в 50 раз дольше. 12 мая деморализованные остатки 17-й армии капитулировали на полуострове Херсонес. А в это время кипела работа восстановителей на всех участках и объектах железной дороги, и последний участок Бельбек (Верхнесадовая) – Севастополь для движения он был открыт уже 21 июня – досрочно на 24 дня.
Станция Севастополь, забитая подвижным составом противника. Вывод этого немецкого хлама и восстановление путей выполнил личный состав 103 ОВЖДБ в мае 1944 года. Фото из фонда Историко-Мемориального зала (Музея) железнодорожных войск России
Предположительно силами 103 ОВЖДБ был так же восстановлен подъездной путь на Балаклаву, протяжением 17 км., участок Камыш – Бурун – Керчь, протяжением 74 км., но из-за отсутствия материалов ВСП работы были перенесены на 1945 год. В дальнейшем работы выполнялись работниками Крымского отделения Сталинской железной дороги.
Кроме восстановления основных железнодорожных направлений, 44-й ождбр были восстановлены подъездные пути Черноморского флота, и паровозное депо на ст. Симферополь.
Разрушенное фашистами при отступлении депо ст. Симферополь. Фотографии из фондов выставочного зала (Музея) железнодорожных войск России
Прибытие первого поезда в освобождённый Севастополь 25 июня 1944 года. Фото из фонда Историко-Мемориального зала (Музея) железнодорожных войск России
Начальник УВВР-12 генерал-директор пути и строительства 3 ранга П.М. Зернов вручает награды отличившимся командирам и их подчинённым уже в июне 1944 года, г. Севастополь. Фото из фонда Историко-Мемориального зала (Музея) железнодорожных войск России
Все работы по разминированию, восстановлению и перешивке путей на союзную колею на Крымском отделении Сталинской ж.д. силами военных и гражданских железнодорожников УВВР-12 были выполнены за 39 дней вместо 63 дней по плану(1). Это был настоящий трудовой подвиг многотысячного трудового коллектива с участием местного населения и даже некоторого количества военнопленных.
После окончания основных работ большинство специальных формирований НКПС, ранее прикомандированных к УВВР-12 для форсированного восстановления железной дороги в Крыму, были откомандированы на другие объекты восстановления.
Окончание восстановления пути и сооружений Крымского отделения Сталинской железной дороги, проходившее с большими затруднениями из-за отсутствия цемента и других строительных материалов, было закончено силами трудовых коллективов железнодорожников Крыма в течение 1944 и 1945 годов.
Не забудем же трудовые подвиги военных и гражданских восстановителей в 1944 году, давших возможность максимально возможного тогда транспортного обеспечения наших войск при разгроме немцев в Крыму.
Только после освобождения Крыма активизировалась работа по строительству мостового перехода (объект 2К) через Керченский пролив. Но это уже совсем другая история…
Литература и источники:
1. «Стальными дорогами испытаний и побед». Военно-исторический труд в четырёх книгах. Т. 3. «Железнодорожные войска и специальные формирования НКПС в третьем периоде Великой Отечественной войны (1941 – 1945 г.г.». гл. 3 «Действия железнодорожных войск и специальных формирований НКПС в обеспечении Крымской наступательной операции». Стр. 53 – 61. Авторский коллектив под редакцией начальника главного управления ЖДВ РФ О.И. Косенкова. «Политех — Пресс» Санкт-Петербург, 2024 г.
2. То же, стр. 65 – 90
3. Приказ 44 железнодорожной бригады. Действующая армия, ОПА.№: 6/н от: 24.06.1944. Архив: ЦАМО Фонд: 33 Опись: 686044 Единица хранения: 3845 № записи 20767763
4. «Железная дорога Крыма в немецкой оккупации» Гл. 4 Блог С.В. Лелеко https://svleleko.ru/2025/05/31/zheleznaya-doroga-kryma-v-nemeckoj-okkupacii/
5. Приказ войскам 4 Украинского фронта 25 июня 1944 года №208/н. Сайт МО России «Подвиг народа».









































