Маленькие корабли для больших целей

Отредактированный спустя 15 лет текст этой статьи не меняет, разумеется, ни сути, ни значения  портофлота для любого порта: морского, речного или озёрного. Да всё буквально, вся жизнедеятельность портов держится именно на разнообразных по предназначению судах портофлота. Можно даже перечислить для сведения не сведущих, что именно нужно для нормальной работы порта: швартовать и выводить суда, бункеровать, снабжать водой, топливом, принимать отходы жизнедеятельности экипажей прибывающих судов, т.е. клиентов. А ещё надо обеспечить пожарную защиту этим же судам на рейде, лоцманские услуги оказать, производить перевозки экипажей, при необходимости, на берег и обратно, и много ещё разных задач выполнять. И всё это делают во все времена  суда портофлота. Но я, вообще-то, не об этих функциях, кстати, важнейших, портофлота, а о тех, которые для отдыхающих людей. Эти функции портофлота Феодосийского морского порта, по большому счёту, не самые для него главные, но нам, желающим по морю попасть туда или сюда, много десятилетий кажется, что именно для этого портофлот и предназначен… Наивные мы, однако…

Эта тема для меня – бальзам для души: именно через эти первые в моей жизни пассажирские катера 50-х годов и возникла любовь к морскому плаванию, брызгам и качке, когда душа в пятки проваливается от восторга! Это надо попробовать – только так поймёшь, какое это чудо. Правда, доходит такое, мягко говоря, не до всех – это тоже факт. И вот много лет об этом хотелось рассказать, но никак не находились фотографии тех самых, первых в Феодосии послевоенных прогулочных катеров: без них приступать к такому делу, как обзор прогулочного флота Феодосии за, примерно, пятьдесят четыре (!) года, был бы не правильно… (На самом деле уже чуть ли не 70 лет-то! Прим.автора). И вот — повезло!
Для начала посмею привести здесь отрывок из своего маленького рассказа про детство в родном городе примерно шестилетней давности (на самом деле уже 15-летней, если не больше! Прим. автора), помещённый на страничке родной десятой школы и тут же https://svleleko.ru/2009/08/29/moyo-detstvo-v-rodnom-gorode/ – там моё первое прикосновение к этой теме…

« … Особенно мне нравилось добираться на «Золотой» пляж на катере, иногда с мамой, дедушкой или бабушкой. В 50-е — 60-е годы основные суда портофлота, обслуживающие пассажиров, желающих попасть на «Золотой» пляж, были большие деревянные открытые мотоботы, по сути, большие шлюпки, наверное метров 15 длиной, не меньше. Вместо палубы у них был брезентовый тент, а пассажиры сидели внутри на лавках. Ходить не разрешалось, а стоя моря мне не было видно. Сколько в них вмещалось народу, конечно, не помню: но много! А какие были с раннего утра очереди! С набережной Десантников на ныне не существующий пирс выстраивались люди, чтобы сразу с двух сторон попасть на два таких катера сразу.

Отдыхающий народ Советского Союза на пирсе: справа два деревянных прогулочных катера. Слева швартуется более современный, возможно «Нарцисс».

Лихие матросы ловко швартовали эти кораблики, держали сходни так, что даже при значительном волнении народ всё же мог попасть в катер и высадиться из него. Я до сих пор влюблён в эти катера, никогда не испытывал большего удовольствия и доверия ни к каким больше судам, даже более современным и гораздо более быстроходным. А болтало, бывало, эти «аппараты» изрядно — а мне было только интереснее! И как деловито при этом постукивал дизелёк, хотя на некоторых, как я предполагаю теперь, стояли и бензиновые двигатели. Таких катеров было несколько, но запомнился больше всех мне один: «Дорофей Кашуба», управлявшийся кормовым румпелем!

На этом прекрасном, но без носовой части судна, фото — один из наших «Ласточек», возможно как раз «Дорофей Кашуба», ходко движется в сторону Золотого пляжа. Это 1958 год, а количество пассажиров считайте сами — немало десятков человек!

Именно он — любимый корабль моего детства, потому, что однажды при швартовке и высадке мама, передавая меня матросу, уже отдала, а он ещё как-то не принял этого самого «писаку»…
…Да – так и было, но в воду я, почему-то, не попал, и даже не успел испугаться. А волнение тогда было весьма серьёзное!
Теперь, после того, удалось отыскать сведения о прогулочном флоте ряда портов Крыма на сайте odessatrolley.com , стало понятно, что это были катера типа «Ласточка», и строил их Ялтинский морской порт в 1952 – 1955 годы; но, всё же, впечатление такое, что сведения на эту тему не полные: ведь и в нашем порту тоже могли организовать такое строительство, но сведений об этом там нет. Эти большие деревянные моторные суда не были большими шлюпками, имели не транцевую или вельботную кормовую оконечность, а классическую с подзором, звонко шлёпавшую по воде при волнении, когда катер был пришвартован к пирсу носом к берегу (тоже – наблюдение из глубокого детства…).

Оказывается, в довоенном Артеке существовала целая флотилия катеров именно такого или близкого по размерениям типа. На фото  из журнала «Родина» 2025 года один из них с юными пассажирами

 

Катер аналогичного типа и тоже фото довоенное. Ну ведь человек 40 отдыхающих где-то на ЮБК вмещал, не меньше!

 

 

 

 

 

 

 

А насчёт названий феодосийских катеров, то да – только «Дорофей Кашуба» и запомнился — может быть, кто-то сможет подсказать ещё какие-нибудь названия этих катеров? Или поделится фотографиями.

 

 

На этом послевоенном фото «Орлёнок» из Ялтинского морского порта, тоже типа «Ласточка»

 

Еще один феодосиец такого же типа. По данным сайта odessatrolley.com «Виталий Пушкарёв». Этого навания абсолютно не помню!

 

 

 

 

 

Очень долгие годы они, извлечённые из воды в начале 60-х, стояли на стенке широкого мола в тогдашнем углу, где была водная станция. Смотреть на них было тоскливо, а потом они просто пропали со стенки и из памяти народной, эти наши «Ласточки»…
Они были первыми в послевоенном портофлоте, неустанно возившие курортный люд копеек за двадцать или сорок на «Золотой» и обратно, а так же по заливу.
И вот примерно в 1956 году Таганрогский ССРЗ начал строить прогулочные суда типа «Алмаз», водоизмещением в 103 тонны, вместимостью 123 человека. Дизель 3Д-12, мощностью в триста лошадиных сил, мог разогнать корабль до 14, 5 узлов. Судно такого типа по имени «Нарцисс», поступившее в Феодосийский портофлот как раз в эти годы — ещё одно «чудо моего детства», ведь это был такой замечательный корабль! У него были две просторные каюты, гальюны, два салона, просторная палуба на баке и, главное, везде разрешалось ходить и всё смотреть.

Красавец «Нарцисс»- мечта любого феодосийского пацана и девчонки…

 

 

…и его капитан Ширин Александр Петрович

 

 

 

 

 

 

 

 

Играла музыка, и даже, работал буфет: мама всегда там что-нибудь мне покупала. Особенно захватывало дух, когда иллюминаторы на полном ходу и при волнении балла в два, полностью периодически скрывались под водой: казалось, что погружаешься в пучину… Жаль, что «Нарцисс» поработал у нас на пассажирских перевозках не долго, не помню сколько лет, но думаю, что года три. Дальнейшая его трудовая биография мне не известна.

В 1953 году в Батуми начали строить теплоходы поменьше, типа «Аркадия», но тоже вполне комфортабельные и ходкие. К нам примерно в 1963 году прислали первый такой – «Кафа». Он имел водоизмещение 54 тонны, вмещал 90 человек и имел дизель 3Д-6, мощностью в 150 лошадиных сил. Скорость была тоже ничего – 10, 5 узла. У него была одна носовая каюта, гальюн и два салона; носовой имел остекление – там меньше дуло.

Теполоход «Кара-Даг» в лучшие годы, готовится швартоваться

Затем пришли ещё два однотипных теплохода – «Сурож» и «Кара-Даг», впоследствии после своей «пассажирской карьеры» оборудованный в разъездной катер портофлота. Ему соорудили специальную площадку в носу для облегчения посадки и высадки людей на рейде. Именно на нём, если мне не изменяет память, мне удалось однажды в 1985 году ходить на рейд с отцом моего школьного друга Саши Санина – Михаилом Ивановичем Саниным – тогдашним начальником нефтерайона морского порта. У него были дела на танкере, стоявшем на рейде под погрузкой, и я «увязался» с ним: хотелось взглянуть на большой корабль изнутри…
Следов «Кафы» и «Сурожа» в Феодосии очень давно не наблюдается; слава Богу, пока ещё стоит на стенке у ограды порта на набережной Десантников «Кара-Даг». Сомневаюсь, что этого ветерана ждёт какая-нибудь хорошая перспектива (как в воду глядел когда-то. Прим.автора), но… пока стоит.

В те же 50-е для нужд прибрежных пассажирских перевозок в Жданове и Астрахани начали строить корабли типа «Радуга», первый из которых – «Феодосия», поступил в порт примерно в 1963 году. Его размерения и ходовые качества не слишком отличались от предшественников: водоизмещение 52 тонны, возил он 130 человек и имел такой же дизель 3Д-6 (собственно говоря, других-то и не было такой мощности) — 150 лошадиных сил. Скорость, соответственно – 10, 5 узла.

К началу 70-х эти суда модернизировали, и проект теперь назывался «Радуга-2». Модернизация заключилась в установке более мощного дизеля, который тоже вполне «угадывается»: 3Д-12, мощностью в 300 лошадиных сил. Скорость этого типа судов возросла до 14, 5 узлов – на наших просторах появилось сразу четыре таких кораблика: «Витя Коробков», «Иван Поддубный», «Иван Назукин» и «Иван Голубец».

Теплоход «Иван Поддубный» у пирса в Приморском

 

 

 

 

Про некоторые из них хочется кое-что вспомнить; в том же 85-м, будучи в отпуске, с удовольствием ходил с младшим братом того же Саши Санина – Сергеем (царствие Небесное) на катере, где он работал, как раз на «Иване Поддубном», на экскурсии, оставаясь до их возвращения то в Коктебеле, который был тогда Планерским, то в Курортном. Находился вдоволь и на всю, по-видимому, оставшуюся жизнь: нет теперь никого из этих «Иванов» и «Вити»… По не проверенным данным ( я это не уточнял), часть из них отправлена в Ялтинский порт, а некоторые проданы в Грецию ( там явно не хватает таких прекрасных кораблей! Как же устарели все эти сведения. Прим.авт.).

Самая многочисленная группа прогулочных судов в нашем порту появилась в 70-е годы. Тогда Херсонский ССРЗ начал строить наиболее, как мне кажется, удачные, комфортабельные и вместительные корабли — красавцы типа «Александр Грин». При водоизмещении в 99 тонн они имели пассажировместимость 200 человек. Два больших салона, каюты, гальюны – всё было как у прочих, но дизель 3Д-12 и заострённые, изящные обводы корпуса, давали этим кораблям развивать скорость в 14, 8 узла. В Феодосийском портофлоте, как мне кажется, до самого «развала» союзного государства, на ходу были целых семь таких красавцев: «Иван Федько», «Иван Мокроус», «Терентий Пименов», «Николай Старшинов», «Алексей Первушин», «Коктебель» и «Иван Айвазовский».

Теплоход «Иван Айвазовский» лихо швартуется к городскому пирсу

 

 

 

 

 

Экипаж теплохода «Коктебель» Александр Марин, Муравьёв,  Анатолий Бабич и  Владимир Гавриленко

 

 

 

 

 

 

Судьбы этих кораблей в новой стране были печальны: часть из них находилась  в Ялте, часть судов были проданы в ту же страну, Грецию. Упомяну на всякий случай ещё одно разъездное судно портофлота – «Нептун», хотя этот теплоход никогда не был пассажирским.

Это судно типа 1-040193, постройки не знаю какого завода, как-то незаметно появилось на воде нашего залива примерно в 80-е годы. Теперь, после окончания, видимо, эксплуатации, оно является «соседом по стенке» замечательного «ветерана» — теплохода «Кара-Даг»…

На этом фото из интернета два наших «ветерана», доведённые равнодушием до ужасного состояния — «Нептун» (слева) и «Кара-Даг». На месте ли они сейчас не знаю.

Последние, самые большие и комфортабельные корабли портофлота, прибыли в наш порт в период распада СССР — в 1989– м «Юрий Гарнаев», в 1990 – м «Иван Кожухарь». Суда проекта УкрНИИМФ построены на Ильичёвском ССРЗ и имеют одинаковые характеристики – водоизмещение 148, 5 тонн, пассажировместимость 250 человек. На них установлены главный дизель, мощностью в 1000 лошадиных сил, и два вспомогательных по 150. Так что скорость полного хода этих кораблей – 16 узлов, а экономического – 11, 5. Дальность плавания, по-видимому, весьма велика, раз эти корабли в украинские времена не раз бывали в Турции.

Теплоход «Юрий Гарнаев» спустя много лет кажется обрёл хозяина. Но увы, не в Феодосии…

Можно долго сетовать на изменения в спросе на пассажирские перевозки, Можно пенять на экономику и политику — все эти факторы, конечно, способствовали полной деградации прибрежного судоходства не только в Феодосии, а в Крыму.  Оно, по сути, полностью прекратилось, за исключением Севастополя, где без таких судов обойтись невозможно. Сколько в своё время автор этого опуса писал писем в разные инставции, начиная от Феодосийского морского порта — вспоминать свою наивность просто стыдно. А ведь получал ответы, которые пока ещё не удалил из памяти всоего компьютера: все они, без исключения — результат бессилия и нежелания возродить малый пассажирский флот в феодосийском морском порту .

…И ничего уже не сделаешь — вся эта история, насчитывающая многие десятки лет, закончена.  Пребывание в навигации несколько лет  в Феодосии  однотипного с нашими «Кожухарём» и «Гарнаевым» теплоход «Михаил Светлов», приписанный к порту… Темрюк, не в счёт…

Пришелец из порта Темрюк «Михаил Светлов» у стенки феодосийского порта. Кажется теперь ходит где-то в северных водах России…

Но всё же, хочется надеяться, что феодосия, феодосийцы и Феодосийский ордена Трудового Красного Знамени РСФСР  морской  торговый порт помнит многолетние труды своих «Ласточек» — деревянных послевоенных катеров, и тех, которые сейчас стоят и стояли на стенке. Они приносили когда-то за доступную цену столько радости вовсе не богатому советскому отдыхающему народу, неужели теперь всё кончено? Да не может такого быть — всё у нас ещё впереди, и новые феодосийские прогулочные суда ещё увидят волны Чёрного моря!

Content Protected Using Blog Protector By: PcDrome.