Дожили до выдающейся даты в истории России и Монголии – 100-летия дипломатических отношений.
Событие, конечно, потрясающее воображение: попробуйте найти подобный факт в истории дипломатии! Может быть, найдёте, но их, таких примеров, много не будет. А отношения России и Монголии просто уникальны, и существуют, если быть точнее, гораздо больше ста лет.
Но хочется сейчас вспомнить о нашем времени – ХХ – ХХI веках: тут бывало много чего такого, чего никогда не было и близко во взаимоотношениях других государств и народов — поэтому я и назвал их уникальными. Впрочем, пересказывать всё то, хорошее и не очень, не стану – мы все это прекрасно знаем, а в Монголии, как мне кажется, память о нашем совместном прошлом оберегается очень хорошо.
Сейчас, в этот юбилейный год, проводятся множество мероприятий. Правда, к сожалению, в основном, онлайн из-за пандемии. Но всё-таки, есть и другие знаковые события. Например, международная научная конференция организованная только что, в сентябре этого года Правительством Республики Бурятия, Сибирским отделением Российской академии наук и ведущими научными институтами СО РАН (институт археологии и этнографии СО РАН; институтом монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Байкальским институтом природопользования СО РАН, и многими другими структурами власти и науки наших государств. Всех перечислять в этой статье, пожалуй, не стоит. Ведь конференция эта, как и все другие мероприятия онлайн, организуется «сверху», а не общественностью. И что в наше время означает «общественность»…?
Знаем, что в ходе упомянутого выше высокого научного мероприятия достигнута её цель – научное обсуждение истории и перспектив российско-монгольского сотрудничества. Снова учёные мужи России и Монголии вспомнили богатую историю российско-монгольского взаимодействия во всех областях. Наверняка рассмотрены вопросы исторического значения Монгольской революции 1921 года, трансграничного российско-монгольского сотрудничества, совместных научных исследований, двусторонней дипломатии и международного положения Монголии в современном мире. Наверное, состоялось и выездное заседание Сибирского отделения Российской академии наук и Академии наук Монголии и подписаны очередные, очень важные соглашения о научном сотрудничестве, и т.д.
Но что уже долгое время остаётся «за скобками», вне пределов происходящих на высоком уровне, по сути протокольных, событий, мероприятий и дат?
Я считаю, что это личное общение людей, хотя бы и онлайн, как это сейчас принято. Ведь именно на личных контактах, общении и дружбе всегда держалось настоящее, не парадное сотрудничество между Советским Союзом, его народами, и монгольским государством и народом.
Не нужно забывать, разумеется, очень тяжёлые для молодой монгольской республики годы, по сути «экспорта революции» из Советской России – совсем недавно в Монголии отмечали печальную дату периода репрессий и безвозвратных потерь невинных людей. К сожалению, в Советской России масштабы репрессий были в сотни раз больше, и у нас тоже отмечается эта печальная дата. Но это история, которую уже никогда и ни кому не изменить и не переделать – это нужно осмыслить и делать правильные выводы, чтобы не допускать такого впредь. Это жизнь — она была именно такой и, к сожалению, другого выбора у наших с вами дедов и прадедов тогда просто не было.
В солдатский клуб 136 ж.д. батальона механизации 17-й ж.д. бригады СА прибыла художественная самодеятельность 150 полка МНА во главе с замполитом полка, нашим близким другом подполковником Дивангаром (он в центре, с комбатом майором С. Пискуновым). 23 февраля 1984 года, Амгалан.
Однако, не смотря ни на что, наши народы были и остались близкими соседями и друзьями, что особенно ярко было подтверждено в беспримерном трудовом подвиге монгольского народа в Великой Отечественной войне, которую в МНР восприняли как свою войну с германским фашизмом. Не вижу смысла тут заново пересказывать то, что давно всем известно на эту тему, только хочу ещё раз подчеркнуть: подвиг монгольского народа в той тяжелейшей войне с ненавистным врагом – неоценим. Об этом забывать нельзя, для этого нужно делать всё – возможное и не возможное! Вот тут, на мой взгляд, и важнее всего личные дружеские контакты простых людей.
Нельзя забывать и наше совместное прошлое – промышленное, хозяйственное, военное сотрудничество, помощь в различных направлениях развития государств. Всё, что планировалось руководителями СССР и МНР, осуществлялось нами, простыми людьми – советскими и монгольскими, гражданскими и военными.
Вот я и задумал в этот замечательный год 100-летия дипломатических (т.е., официальных) отношений между нашими странами, вспомнить свои впечатления, поделиться воспоминаниями о своих дружеских и деловых контактах во время пребывания в Монгольской Народной Республике. Хочу так же поделиться воспоминаниями моих друзей и товарищей, тоже потрудившихся в своё время в братской стране, в которой за столетие оставили часть своей души, я предполагаю, много десятков тысяч советских граждан – гражданских и военных. Они воевали за нашу свободу, гибли и похоронены в монгольской земле, охраняли мирную жизнь наших народов вместе с воинами МНА, и строили. Стоили много, очень много. По сути, вся материально-техническая база современной Монголии, до начала становления новой, демократической страны, построена советскими строителями.
Мы помним об этом, мы радуемся тому, что за прошедшие десятилетия Монголия развивается поступательно — растут достижения промышленности, сельского хозяйства. Появляется всё больше специалистов в отраслях, которые когда-то в МНР просто отсутствовали или почти не развивались. Например, в дорожном, железнодорожном строительстве, нефтедобыче и её переработке, добыче полезных ископаемых, металлургии, производстве цемента и железобетонных изделий, широко применяемых в монгольском мостостроении. Не менее успешно развивается лёгкая и пищевая промышленность, а монгольское мясо – теперь дорогой и качественный экспортный продукт. К сожалению, пока не в России. Сожаление вызывает так же никуда не годные связи в экономике и, в особенности, в транспортном строительстве. Железные дороги в Монголии сейчас строятся практически без участия ОАО РЖД. Считаю, что эта ситуация возникла из-за не совпадающих бизнес-интересов по обе стороны нашей границы. Жаль, но такова жизнь, и Монголия при этом умеет принимать меры к самостоятельному решению своих глобальных проблем транспортного строительства – это здорово! Это радует! Желаю, как бывший строитель железных дорог в МНР, чтобы развитие железных дорог в Монголии продолжалось достигнутыми впечатляющими темпами и в будущем.
А вот ещё одно солдатское фото примерно 1982 года – неформальная, совершенно никем не запланированная встреча жителей посёлка Сонгино, молодых и не очень, пришедших в гости выходной день в полевой городок к солдатам войсковой части механизации 17 отдельной ордена Красного Знамени МНР железнодорожной бригады (наше соединение было известно в МНР как УС-15 Министерства транспортного строительства СССР)
Тут наш 136 батальон механизации строил земляное полотно железной дороги Толгойт – Сонгино — сейчас, кажется, она не эксплуатируется. А ЛЮДИ ПРОСТО ПРИШЛИ ПООБЩАТЬСЯ, ПОЗНАКОМИТЬСЯ, ПОГОВОРИТЬ С СОВЕТСКИМИ СОЛДАТАМИ И ОФИЦЕРАМИ.
Вот такие встречи и контакты – суть нашей дружбы навек: спросите любого, теперь уже совсем взрослого человека об этой встрече – он немедленно вспомнит, расскажет с радостью и грустью не только о своей молодости и трудах в МНР, но и об этих дружеских контактах. И таких людей, как я догадываюсь, очень много – и гражданских, и военных. И все они помнят Монголию добрым словом. Именно в таких встречах и контактах и были для нас дипломатические отношения. Там, «внизу», среди простых людей.