Перспективы транспортного строительства в Монголии

Впервые за десятки лет в Монголии видна активность в вопросах строительства железных дорог своими силами – это мало заметно в России, поскольку вопрос этот, видимо, мало кому интересен.

Значение событий, происходящих сегодня на юге Монголии, предполагаю, что и в самой стране ещё не всем понятно. А мне – бывшему строителю железных дорог в МНР, их исключительная важность видна из Сибирского далека очень чётко. Почему, надеюсь, понятно: новая железная дорога Зуунбаян — Тавантолгой, если она будет построена силами и средствами государства в лице монгольских военных строителей и на свои же средства, станет мощным фактором промышленного развития не только юга страны, но и государства в целом. Станет весомым фактором экономической независимости от стран кредиторов и базой для дальнейшего развития отрасли дорожного строительства вообще. Т.е. это будет, без преувеличения, дорога в будущее Монголии, точнее первый шаг к нему.

Но для этого нужно работать, и работать очень много, учиться, и видеть перспективу. В Монголии много грамотных строителей железных дорог, имеющих соответствующие дипломы. Значит, именно им нужно вручать «флаг в руки» — пусть приобретают опыт такой работы, трудятся на благо будущего своей родины – сейчас у них есть перспективы профессионального роста. В стране, как сообщает пресса, десятки тысяч безработных молодых и здоровых людей, которых нужно активно привлекать к контрактной службе в армии с обучением, нужным на этой стройке специальностям. Думаю, что такие люди найдутся, если будет действенная пропаганда этого важнейшего для государства дела.

Знаю, что прошедший первый год для военных строителей армии Монголии был очень трудным, что и понятно. Любое дело, особенно такое грандиозное по объёму и задачам государственной важности, моментально не организуешь по различным объективным причинам – даже не хочу их тут перечислять. Они, я думаю, уже высшим руководством проанализированы, изучены, и из них сделаны выводы. Надеюсь, правильные. Насколько мне известно, в зимнее время намечены масштабные мероприятия по обучению всего личного состава подразделений, задействованных на стройке, включая офицеров: ведь для всех монгольских военных это дело абсолютно новое и не знакомое. Организуют ремонт и техническое обслуживание техники – без этого тоже – никуда! Это правильно: жаль только, что обучением не занялись до начала стройки! Но ясно так же, что времени на раздумья не было. Но, что бы и кто не говорил, некоторый опыт уже приобретён, и теперь нужно его распространять, беречь и развивать, одновременно принимая действенные меры к пополнению подразделений личным составом.

На мой взгляд, очень важно сохранить и развивать создаваемую систему военного строительства, обеспечить ей дальнейшее развитие на будущее, для чего на самом высшем уровне законодательно закрепить вопрос о её существовании. Чтобы никакие изменения политического или иного характера не мешали развитию этой системы, её работы на будущее страны. Похоже даже, что факт появления новых воинских частей в Монголии для железнодорожной стройки Зуунбаян – Тавантолгой каким-то образом отразился и на железнодорожных войсках России: у нас, как сообщали в прессе, уже формируются (или даже сформированы) 10 новых железнодорожных батальонов механизации с целью начала, наконец-то, земляных работ на давно запланированной стройке железной дороги Кызыл – Курагино к северной границе Монголии. Эту государственную задачу, взаимовыгодную и России и Монголии, много лет никак не получается решить нашему бизнесу – ведь у него главное личный, а не государственный интерес. В плане сравнения, на мой взгляд, очень похожи железные дороги, строящиеся неспешно на севере России, в Тюменской области, и не так давно построенная – не знаю какими подрядчиками (предполагаю, что не монгольскими) – железная дорога Еруу — Хандгайт, весьма приличной протяжённости – 84 километра: похожи, как близнецы-сёстры. Обслуживают только бизнес-интересы своих хозяев. А кто и когда подумает об интересах страны?

Недавно бывший президент Монголии господин Элбэгдорж высказал своё мнение насчёт газопровода из России в Китай: «Если русские говорят «изучим вопрос» — это означает «нет». Судить не берусь – может он и прав. И не только применительно к трубе. Но в любом случае развивать свою отрасль железнодорожного строительства необходимо, особенно учитывая ту массу планов и проектов (впрочем, в основном, в виде рисунков), принятых разными составами депутатов ВГХ за многие годы. Но депутаты уходят, а железные дороги остаются… на бумаге. И тут по аналогии просится знаменитое монгольское слово «маргаш»…

Может быть, в этот раз – впервые в новой истории страны – напомню, будет не так? Искренне на это надеюсь.

Для сведения тех, кто забыл историю этого вопроса, особенно для тех, кто её не знал, сообщу, что в Монголии попытка создания своих военно-строительных частей для строительства железных дорог уже была. Причём, вполне успешная, и результат этих усилий трудится до сих пор – это железная дорога Дархан – Шарын-Гол. Дело было в далёком 1964 году, и у меня нет сведений о причинах того, почему этот драгоценный для страны опыт не получил дальнейшего развития.

На этом фото – лучшие воины военно-строительного батальона №3 Монгольской Народной армии,  командир части подполковник Н. Дугаржав. Присутствуют на митинге, посвящённом открытию движения и сдаче в постоянную эксплуатацию железной дороги Дархан – Шарын-Гол в 1964 году. Вот они, самые первые монголы – строители железных дорог.

Надеюсь, что теперь, через 55 лет в новых условиях, будет не так. И, опираясь на опыт прошлых поколений и Советских железнодорожных войск, немало потрудившихся в своё время в Монголии, молодые монгольские военные строители железных дорог и их командиры, будут неуклонно набираться опыта и умения, станут квалифицированными и умелыми специалистами в своих областях трудовой деятельности. Это станет залогом выполнения смелых решений их Главнокомандующего, взявшего на себя огромную ответственность перед своим народом за эту стройку.

Этим представителям молодого поколения только предстоит стать настоящими строителями железных дорог страны. Поэтому их митинг ещё не скоро, но будет обязательно! 2019 год.

Уверен, что каждый монгол, в сердце которого я сейчас стучусь – от пастуха, сидящего на сопке и пасущего скот где-нибудь между Айрагом и Борундуром, до депутата Великого Государственного Хурала, сидящего в зале заседаний и решающего судьбы государства, должен проникнуться этой важнейшей для страны идеей масштабного самостоятельного строительства железных дорог в своей родной стране. Проникнуться и помочь – кто чем и как может воплощению этой идеи в жизнь, не взирая ни на какие обещания соседей и стратегических партнёров, внутрисемейные, внутрипартийные, фракционные, или – тем более, личные интересы или задачи: эта идея – поверьте – выше всех вышеупомянутых.

Стройте путь в своё будущее своими руками – искренне желаю успехов в этом многотрудном деле монгольскому народу.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.