Писать о музыке дилетанту – смешно. Но раз мы, зрители, публика – те, для кого поют, играют и сочиняют, значит можно. И даже нужно. Особенно когда встречаешься с таким исполнительским талантом вселенского масштаба, как Алессандро Сафина, на концерте которого нам с женой удалось присутствовать 7 февраля.
Этот мастер из Италии уже известен в России и, оказывается, бывал и у нас. Каким-то образом этот факт, в своё время, прошёл мимо меня; что ж, такое тоже бывает. Тем более, что никак знатоком или фанатом оперного искусства, пусть даже очень современного, себя не считал. Но вот месяца три назад в интернете вдруг натолкнулся на его прекрасный голос: теперь вечерами дома слушаем с женой его концерты в интернете.
А в январе, тоже абсолютно случайно, находясь в городе, буквально «столкнулся» с Алессандро Сафина, смотревшим на меня с большой афиши. После такой встречи билеты были приобретены немедленно. Почти месяц с нетерпением ожидали встречи с прекрасным голосом итальянского тенора, который некоторые специалисты называют даже божественным. Конечно, есть за что – выпускник Флорентийской консерватории имеет множество поклонников во всём мире и считается одним из лучших вокалистов современности. Более того, Алессандро Сафина прекрасно сочетает с академическим вокалом элементы поп-музыки, соула и других модных сегодня музыкальных жанров, что делает его выступления просто неповторимыми. Впрочем, обо всех его достоинствах любой может узнать из множества источников в интернете. Я же – о своих, дилетантских мыслях и ощущениях.
За время подготовки к этой встрече – вполне серьёзно, изучил его личный сайт, и оказалось, что певец работает очень напряжённо. Поразительно, как можно давать концерты через два — три дня, в разных городах и странах, с разными, хоть и по-настоящему профессиональными симфоническими оркестрами!? Например, февраль – это месяц России: после Тюмени певец выступает 9-го в Самаре, затем 11-го в Саратове, 13-го в Ижевске, 15-го в Екатеринбурге, после чего – «прыжок» в Израиль, где в Тель-Авиве Сафина выступит 18 февраля (какое жёсткое изменение одного только климата!), затем возвращается в Россию. 25-го концерт в Нижнем Новгороде, 27-го в Волгограде и 29-го в Московском Крокус-центре. Кстати, к нам он прибыл из Баку, где выступил 5 февраля. Не представляю даже, что это за нагрузка…
Как же хотелось побыстрее услышать его у нас, в концертном зале! А. Сафина привёз программу под названием «Посвящение», в которой были анонсированы 11 песен. И вот первые звуки оркестра. И… происходит непонятное: голос певца в 26 ряду слышен как бы отчасти, во время forte. Оркестр – кстати прекрасный Тюменский государственный симфонический оркестр, о котором немного позже, его заглушает! Верится с трудом, но первое впечатление никак не совпадает с тем, что оставалось после прослушивания песен Сафина в интернете. Сидим, ничего не понимая! Поэтому первые песни в памяти не сохраняются, хотя все они просто прекрасные, многие хорошо известные ещё советской публике. Затем незаметно происходит какое-то изменение в звуковом балансе, и окончание первого отделения проходит под несмолкаемые аплодисменты зрительного зала – звук наладился! И народ слышит настоящие хиты прошлых лет, в том числе песни, звучавшие когда-то на знаменитом фестивале в Сан-Ремо, о чем певец изящно рассказывает Тюменской публике на английском языке поясняя, что он был тогда совсем маленьким. Видимо считает, что мы тут, в Сибири, англоязычные все… Заключительная вещь первого отделения – прекрасная песня, уже известная во всём мире — знаменитая LUNA (Луна). Но звуковое наложение хоровой партии и бас-гитары, усиленно бухающей прямо по головам, резко смазало всю прелесть от пения Сафины. Супруга моя закрыла уши ладонями… В целом, в этот момент стало понятно, что звукорежиссёр у маэстро, мягко говоря, допускает множество ошибок…
Второе отделение значительно отличалось от первого гораздо лучшим звуком, и стало понятно, что диапазон песен певца, обозначенный в программке Концертного зала имени Ю. Гуляева – это совсем не догма. Звучали и другие прекрасные произведения, которые исполнялись не только на итальянском, но и на английском и французском языках. Прозвучала так же очень мне полюбившаяся песня VINCERO (Я смогу победить) – вещь великолепная, прекрасная и «пробирающая» даже не знающего итальянского языка слушателя. Несколько слов о нашем симфоническом оркестре под руководством Виктора Бабарикина: мне показалось, что, не смотря на молодость, это великолепный и высокопрофессиональный коллектив, способный аккомпанировать любому самому знаменитому исполнителю: ведь необходимо в точности знать его репертуар, причём так, чтобы не случилось ни одного сбоя во время исполнения. Не представляю, как это сложно – но ведь не случилось ни одной ошибки, «непопадания»; во всяком случае, как мне показалось, никто ничего подобного во время концерта не заметил (Интересно, были ли репетиции? Хоть одна?).
Кроме того, оркестр обладает превосходным репертуаром, что он и продемонстрировал своей публике, когда Алессандро уходил за кулисы ненадолго отдохнуть. Не совру: аплодисментов наш симфонический оркестр получал даже больше, чем гость с мировым именем! К концу этого сказочного действа «колесо», как говорится, раскрутилось, и попытки маэстро покинуть зал оказались не удачными: началось пение «на бис» с перемещением народа ближе к сцене. Совсем забыл упомянуть о множестве тюменок, носивших цветы в обоих отделениях концерта маэстро Сафина прямо на сцену, и о любезном его обращении с ними. Правда, одним из шипов тюменской розы, принесённой почитательницей, наш гость уколол палец, но показал залу, что это ему доставило удовольствие…
Концерт продолжался намного более двух часов, и певец не уходил, и он продолжал петь, и было видно, что ему это нравится. Финал был просто потрясающим – ничего не скажешь! Народ разразился овациями и не отпускал кумира. Вдруг я заметил, наконец-то, что стоя у пятого ряда, звук воспринимается совсем другим, вполне нормальным! Сообразил подойти к звукорежиссёру, сидевшему около значительного по площади пульта с несколькими мониторами, и начал было ему рассказывать о странностях со звуком, но… услышал неожиданную просьбу: «Only in English…».
Оказался не нашим, и моё намерение отпало само собой… Зато, не смотря на огрехи со звуком, слегка тесноватую сцену для такого оркестра и, может быть, не слишком большой зал для подобного действа, удовольствие получил огромное. Главное, конечно в том, что увидел и услышал Алессандро Сафина вживую. И убедился в том, что высокое искусство – вечно и наднационально.
Но и гастрольных делах не обошлось без ложечки украинского дёгтя: из-за ультиматума этой культурной страны артист вынужден был отменить свои концерты в Крыму, чтобы не сорвать своё украинское турне в марте. Что-то по такому поводу писал ещё А.В. Гоголь, но это уже чистая политика. Промолчу пока.