В предвоенные годы в воротах Тюменского «Спартака» воцарился высоченный парень, прибывший из Ялуторовска и работавший шофером. К сожалению, сейчас сложно выяснить, где именно: слава Богу, что есть человек, его хорошо знавший в послевоенные времена, причём именно как вратаря. Этот высоченный «Спартач» — Диких Константин Андреевич (1919 – примерно 2005 годы), а знаток его карьеры, да и вообще послевоенного спорта нашего города – Б. А. Мишатин.
Ему особая моя благодарность за то, что может уточнить сведения, которые удалось получить, прочитав наградной лист военного водителя сержанта Диких К.А., датированный 8 апреля 1945 года.
Тогда бывший вратарь выполнял обязанности водителя не простого автомобиля, а возившего командира 138-го стрелкового корпуса 3-го Украинского фронта. Далее в представлении командира автомобильной роты сообщается, что во время наступательных боёв с 29 марта тов. Диких под обстрелом артиллерии и миномётов противника своевременно перевозил командира корпуса по назначению. Сержант Диких достоин правительственной награды – медали «За отвагу».
Скупые строчки, разумеется, никак не могут передать ту обстановку, в которой под бомбёжками приходилось крутить баранку своей «Эмки» Константину Диких чтобы уклониться от попаданий, сберечь своего командира и, одновременно, доставить его, во что бы то ни стало, в нужное место боя. То, что это был отважный человек, могу предположить, очень тесно связано с его вратарским амплуа – никогда хорошие вратари не бывают трусливыми и слабохарактерными людьми.
Считаю огромным везением то, что об этом герое удалось поговорить и с Борисом Алексеевичем – ведь это были весьма близкие люди. И стало понятно, за что сержант Диких получил первую боевую награду – медаль «За боевые заслуги» на Карельском фронте (дата вручения 4 октября 1944 года, приказ № 029/п) – за участие в эвакуации материальных ценностей, людей и, в особенности, детей, из осаждённого Ленинграда по знаменитой и спасительной, страшной и необходимой людям, Дороге жизни.
Тогда награду он получил по приказу командира дивизии, имевшему право награждать рядовой и сержантский состав, без представления и, значит, без краткого описания подвига воина. Слава Богу, мы теперь знаем, за что Диких был награждён первый раз.
Значит, это про него, в том числе, написал пронзительные строчки Александр Городницкий в стихотворении «Неизвестному водителю»:
Водитель, который меня через Ладогу вёз,
Его разглядеть не сумел я, из кузова глядя.
Он был неприметен, как сотни других в Ленинграде –
Ушанка да ватник, что намертво к телу прирос.
Водитель, который меня через Ладогу вёз,
С другими детьми, истощавшими за зиму эту,
На память о нём ни одной не осталось приметы.
Высок или нет он, курчав или светловолос.
Сдержать не могу я непрошеных старческих слёз,
Лишь только заслышу капели весенние трели,
Водитель, который меня через Ладогу вёз,
Что долгую жизнь подарил мне в далёком апреле.
Это стихотворение – весть от одного спасёныша страшной, героической, не уходящей из памяти войны. Весть нашему солдату водительского труда и вратарю «Спартака» Константину Андреевичу Диких, да и нам всем тоже.
Чрезвычайно обидно сознавать своё личное несовершенство (очень мягко сказал) – ведь мог догадаться поговорить с этим героем Великой Отечественной войны – сам лично его фотографировал в 2001 году на «Локомотиве»!!! Много лет себя спрашиваю, где были мои личные мозги в тот момент…И не нахожу ответа; а теперь уже нет Константина Андреевича.
Возможно, о вратаре Диких можно написать более полно – пожалуйста, напишите! Просто хотелось, чтобы в истории Тюменского и «Спартаковского» футбола этот футболист не затерялся. Надеюсь, со своей задачей справился.