О таких людях как Василий Бахилов уже давно всё сказано. Множество книг, газетных и иных публикаций за почти 32 года после ухода из жизни этого, без всякого преувеличения, великого человека и партийного деятеля эпохи начала становления нефтегазового комплекса Западной Сибири, говорят сами за себя. И мы отдаём должное выдающемуся вкладу этого прекрасного труженика, прожившего слишком короткую жизнь (1920 – 1983 г.г.), в наше будущее и экономическое могущество страны.
И всё же главное в человеке, особенно такого масштаба как Василий Васильевич Бахилов, это характер. Вряд ли человек без характера победителя, умеющий преодолевать любые трудности ради достижения цели, мог бы стать Героем Социалистического труда. Он смог, и получил это высшее звание великой страны в 1971 году, будучи на посту первого секретаря Сургутского горкома КПСС. Повторюсь – всё о нём, вроде бы, известно: о нём писали книги, очерки и статьи такие известные мастера слова и его близкие друзья, как К.Лагунов, Л.Неменова, Ю.Яковлев, Б.Никольский, Н.Вокуев, В.Салмин, В.Горбачёв, С.Великопольский, да и сам Бахилов написал хорошую книгу «Дорога к нефти». И хоть его «…сердце осталось в Сургуте», как он писал, но было какое-то начало. Какое? Вот о нём-то специально никто так и не собрался написать, понять, откуда всё-таки, в таком городке как Ишим, мог взяться такой человечище, могучий и мудрый, сумевший начать, поднять и передать более молодым то, чем мы сегодня пользуемся, на что уповаем не только мы, Тюменцы – вся Россия. Нефтегазовые богатства Севера нашей области.
И… опять футбол, спорт и соревнования – вот она, первопричина появления бахиловского характера! А ещё было счастье – наличие крепкой трудовой семьи и великого спортивного педагога – тренера многих будущих чемпионов Василия Алексеевича Порфирьева.
Через его руки, сердце и умения тяжело физически травмированного человека, прошли многие сотни человек Ишимской молодёжи с довоенных времён до 60-х годов нашего века, прославивших имя своего тренера во время тяжёлых испытаний Великой Отечественной войны. А позже у него были и настоящие знаменитости: Борис Шахлин – многократный чемпион мира по гимнастике, Николай Аникин – чемпион мира по лыжным гонкам на 50 километров, Аркадий Иванов – мастер спорта СССР по футболу, долгое время выступавший в командах класса «А» и «Б» первенства СССР, и множество других спортсменов, не получивших высоких званий, но ставших тренерами, учёными и просто хорошими людьми «со стержнем». Именно таким и стал Василий Бахилов.
Поскольку в довоенные времена в Ишиме пресса, состоявшая из единственной газеты, уделяла внимания спорту мало, придётся обратиться к воспоминаниям друзей, мамы, супруги Бахилова, и его самого – там немало интересного на эту тему.
Начало спорта у всех мальчишек Ишима в то время было на улице и пустырях. Улица такая была и у Василия, причём конкретная – Заимка, с зелёной травяной площадкой по имени «стадион». Вот там он с друзьями, когда было возможно, то с утра до вечера гонял что-то, похожее на мяч, учился бить по самодельным воротам. Увлекательнее игры в начале 30-х годов для них не существовало. Считалось, что футбол – это игра самых сильных и ловких, и весь малой народ старался быть именно таким. И похожим на своих кумиров, которые в Ишиме тогда уже были. На взрослых футболистов и вообще спортсменов, смотрели с уважением и завистью. Василий Васильевич вспоминал молодого парня, жившего в их доме – «Спартаковца» Тихона Савичева, которому на каждый матч он с благоговением, молча нёс чемоданчик с амуницией игрока – так хотелось быть нужным настоящему футболисту и ощутить свою причастность к игре! Эта мода и традиция, как уже давно известно, была широко распространена и в Тюмени, и по всей стране. В этом проявлялась настоящая любовь мальчишки к «Его величеству футболу»…
Родители поддерживали увлечение сына, были его заядлыми болельщиками на стадионе, когда Василий стал выступать за юношескую футбольную команду.
В своих воспоминаниях о сыне, опубликованных в сборнике «Живая память» к 80-летию Бахилова в городе Сургуте, мать нашего героя Прасковья Семёновна рассказывала о характере Василия и его увлечениях, о хорошей и добросовестной учёбе, любви к труду, заботливому отношению к родителям. Но особое место она отводила его спортивным увлечениям. По свидетельству друга детства М.Е.Бударина, Василий очень быстро обрёл репутацию забивного нападающего на футбольном поле. Мог быть и организатором игры. Под руководством своего любимого школьного учителя В.А.Порфирьева парень быстро прогрессировал так же ещё в нескольких видах спорта. Василий и в лыжных гонках, и в легкой атлетике — беге на средние дистанции, в стрелковых тирах, показывал высокие результаты ещё в юношеском возрасте, и имел в Ишиме очень мало конкурентов. По свидетельству мамы, уже в седьмом классе, т.е. примерно в 14-летнем возрасте, он занял первое место на региональных соревнованиях молодёжи РСФСР по лёгкой атлетике в Новосибирске и привёз домой свою первую весомую грамоту. К слову, дома их хранится не один десяток за победы и призовые места в соревнованиях и городского, областного, регионального и Всесоюзного масштаба – по лёгкой атлетике, стрельбе, лыжным гонкам и футболу, в которых он участвовал в тридцатые – сороковые годы. Наиболее ценная его победа, хоть и занял он тогда второе место, произошла на Всесоюзных зональных соревнованиях в том же Новосибирске в 1940 году. На своей «коронной» дистанции 1500 метров легкоатлет из Ишима В.Бахилов в составе, по-видимому, сборной Омской области (к сожалению, автор эту деталь не пояснил) занял в финальном забеге второе место с результатом 4 минуты 1 секунда, проиграв победителю в упорной борьбе лишь долю секунды. По словам самого В.В.Бахилова, этот результат (по современным нормативам – выше I спортивного разряда!) он запомнил на всю жизнь, и эта грамота у него – самая ценная в спортивной карьере. Конечно, очень жаль, что не сохранились другие результаты довоенных спортивных подвигов Василия, но будем рады и тому, что узнали. Кстати, мои поиски в интернете сведений по этим соревнованиям тоже, к сожалению, пока не дали результатов: по-видимому не все архивы в состоянии так долго хранить документы о спортивных соревнованиях, проходивших более семидесяти лет назад…
В РККА Василия Бахилова призвали в 1940 году прямо с третьего курса Алапаевского гидрогеологического техникума, куда он поступил после восьмого класса.
Стал орудийным номером зенитного расчёта 35-й отдельной зенитной батареи, располагавшейся вблизи Советско-Корейской границы на разъезде Манзовка, предназначенной для отражения возможных авиаударов самолётов Квантунской армии Японии. В январе 1941 года красноармеец Василий Бахилов принял Военную Присягу и начал изучать военное дело по-бахиловски хватко, настойчиво и добросовестно. Так, что командование на солдата не нарадовалось, о чём свидетельствуют многочисленные поощрения и благодарственные письма на родину. Понятно, что обстановка на границе в то время была угрожающей, и Советские войска находились в постоянной готовности к отражению Японской агрессии. И абсолютно понятно, почему именно Бахилов и такие как он молодые парни, были надёжной опорой не только командиров – родины, на Востоке. Потому, что уже выработаны были нужные для бойца высокая ответственность и дисциплинированность, чувство своего высокого долга и готовности отдать все свои силы в бою. Всё это к тому времени у Василия уже стало частью характера, было усвоено на тренировках и занятиях и в ходе соревнований разного уровня под руководством своего тренера. Так что именно спорт явился залогом служебных успехов артиллериста Бахилова.
А далеко на западе огромной страны уже бушевало пламя войны, и немецкие орды неудержимо лезли, не считаясь с потерями, на Москву, Ленинград, Кавказ, и страна, истекая кровью, героически сражалась, сдерживая опытного врага. В своих мемуарах Василий Васильевич очень кратко сообщал о своих мыслях на эту тему – ведь безусловно, как и большинство готовой к защите родины молодёжи, он рвался в бой и хотел быть в первых рядах защитников Отечества. Просто – «…не отпустили»; это значило то, что Василий был нужен именно там, на тревожной и опасной Советско-Корейской границе.
Совсем ничего не упомянул в своей книге В.В.Бахилов о спорте, и может показаться, что в то время было не до этого. Но зато матери-то он рассказывал о проводимых соревнованиях в воинских частях, своих успехах в стрельбе и о выступлениях в лыжных кроссах. Забавный случай произошёл во время одного из забегов, когда Василий, значительно опередив всё подразделение, пришёл на финиш первым. Командир, не знавший спортсмена, почему-то усомнился в его результате – «Ты, Бахилов, наверное срезал углы, и поэтому пришёл раньше всех». Василий предложил перебежать дистанцию вместе с ним. Перебежали вместе, Бахилов показал время ещё лучше. Командир этот потом извинился за свою несправедливость и недоверчивость. Так рос воинский и спортивный авторитет Василия Бахилова в Красной армии.
Уже в 1942 году он стал командиром расчёта своего орудия, которое было в батарее на образцовом счету, и был принят в члены ВКП(б).
Начало военных действий с милитаристской Японией орудийный расчёт сержанта В.Бахилова встретил в полной боевой готовности. Боевые действия, в которых он участвовал, продолжались всего месяц и были закончены уже в августе 1945 года. Войну молодой командир закончил уже в должности помощника командира огневого взвода, с которой и был уволен в запас в июле 1946 года. Награждён медалью «За победу над Японией», а позже как участник Великой Отечественной войны, и медалью «За победу над Германией».
Примечателен текст партийной характеристики, выданной члену ВКП(б) сержанту Бахилову парторгом войсковой части 47143 и утверждённой заместителем командира этой части по политической части капитаном Каплуненко 30 июня 1946 года. Кроме, как принято теперь говорить, дежурного набора фраз о верности партии и правительству и заслуженном авторитете молодого коммуниста (что, кстати, являлось абсолютной истиной), парторг отметил, что коммунист Бахилов «…хорошо справлялся с постоянными партийными поручениями, добросовестно относился к партийной работе, и как парторг батареи был примером для всех воинов». А вывод парторга Марчука вообще «в самую точку» — партийное бюро части рекомендовало использовать Бахилова В.В. на партийной работе на предприятии. Вот оно, заключение, определившее всю дальнейшую судьбу Василия Васильевича Бахилова!
В 1946 году воин вернулся на родину и немедленно был привлечён к работе с молодёжью в Ишимском «Многопромсоюзе», занимавшемся выпуском товаров народного потребления и бытовыми услугами, но совсем скоро его «отозвали», как записано в трудовой книжке, в городской комитет КПСС на должность инструктора. С этого момента и началась его партийная карьера, в которой, на первый взгляд, спорту уже места не хватало.
На первый взгляд. Новые масштабные обязанности и обретение семьи, а позже направление на работу в Сургут в 1950 году, любого человека, пожалуй, заставят полностью переключиться только на основную работу. И действительно – ни строчки о спорте в книжке В.В.Бахилова мы уже не найдём. Но имеется семейный альбом, хранящий совершенно уникальные фотофакты о партийном работнике Бахилове: на фоне домиков деревянного Сургута 50-х годов на плохоньком футбольном поле с самодельными воротами с рыболовной сетью, мы можем видеть… нападающего Василия Бахилова с мячом, высматривающего партнёра для развития атаки.
Значит, и в Ишиме играл, находил время на любимый футбол, но не посчитал нужным об этом писать. А зря, потому, что тема эта интересна именно для истории старого Сургута, где в те времена проживало примерно пять тысяч человек, и трудового люда было много – одних только ямщиков по штату Гужтреста было до 400 человек на тысячу лошадей!
А были ещё рыбаки-колхозники, лесники, речники, рабочие рыбоконсервного завода, а первые геологи пока ещё безуспешно занимались исследованиями безбрежных территорий – освоение уникальных нефтегазовых территорий только начиналось. Сколько там было любителей футбола в то время теперь уже не скажет никто, но, вероятно, их было немало. Поэтому вполне понятно, что у инструктора райкома Бахилова были партнёры и были команды, участвовавшие в соревнованиях, и не только футбольных. Вот на ещё одном, и тоже уникальном фото, команда лыжников Сургута перед стартом лыжного пробега Сургут – Омск 23 февраля 1960 года.
Первым вдали в шеренге в тёмной шапочке стоит только что избранный, почти 40-летний первый секретарь Сургутского райкома КПСС, недавно прибывший после учёбы в Омской советско-партийной школе, Василий Бахилов…
Намеренно отстраняюсь от его масштабной и многотрудной работы — хочу отыскать в его кипучей жизни крупицы его спортивного естества. 60-е годы практически не оставляли времени Василию Васильевичу на отдых и, тем более, любимые увлечения. Но, слава Богу, есть письменное свидетельство ветерана Севера и близкого человека нашего героя – В.Редикульцева. В своём очерке «Сургутское время» он рассказал о тех редких возможностях активного отдыха на природе, которые изредка выпадали Василию Васильевичу. И тогда все снова убеждались в его высоких качествах меткого стрелка по летящим мишеням и удачливого рыбака. Общение с природой заменяло ему активные занятия спортом в 70-е и 80-е годы…
В заключение приведу слова самого Героя Социалистического труда В.В.Бахилова, записанные в его книге «Дорога к нефти» — они объясняют природу этого прекрасного человека и, как мне кажется, призывают нас идти именно его дорогой к успеху.
«…Мы росли и закалялись в острых состязаниях, в упорной борьбе на стадионах, лыжных трассах и стрелковых тирах. Больше всего мне нравился футбол. След этих задорных дней – физическое здоровье – я несу через всю жизнь. В жестокие морозы и промозглую слякоть оно охраняет меня от болезней. Но самое замечательное – спорт отточил мой характер, воспитал такие качества, как бодрость духа и упорство, жизнерадостность и целеустремлённость».
Слова-то такие редкие в наше время…