Пропущенный и забытый, почему-то, небольшой очерк-размышление о футболе, написанный ещё в 2008 году, попался на глаза. Тут самые яркие штрихи за многие годы этого увлечения. Пока не забыл – читайте…
Советская армия 60-х годов – это порядок, дисциплина, строй, физподготовка и т.д. и т.п. – до бесконечности. Особенно в военном училище желдорвойск, куда я поступил непосредственно после школьной парты. Упустим для экономии газетной бумаги мои успехи в учёбе, но не сказать про большие нагрузки по физподготовке просто не могу. Тяжело было. Физкультурой или спортом это назвать было сложно – кроссы, марш-броски с полной выкладкой и прочая гимнастика в…сапогах… Однако же, в свой первый отпуск через год, я прибыл к маме поправившись килограммов на 5! Это при так себе, скажем, питании тогдашних курсантов. Но футбол в училище нашем, к сожалению, не котировался, а болельщиков не было совсем. Во взводе меня «подкалывавли» не мало, за мои увлечения футбольные. Например, Витя Букреев так и «приклеил» мне прозвище «Фаркаш»: всем было смешно, глупым – не понимали, что даже в виде клички имя такого великого венгерского футболиста носить почётно!
…И был летом 1968 года «момент истины», когда наш взвод первокурсников отправили из учебного центра в Ленинград нести службу в училище во время выпуска молодых офицеров. Это была великая честь, и сопровождалась она весьма слабым контролем за нами, «молодыми». Настолько, что «вступив в сговор» с другом ( прости меня господи, грешного, за любовь к футболу!) и временным старшиной нашей полуроты, «нарисовав» увольнительную, будучи дневальным по роте, я помчался на стадион имени С.М.Кирова – тогдашнюю главную арену колыбели Революции, на матч «Зенита» с… конечно же, «Пахтакором». Мне везло: патрулям я, не по форме одетый, не попался – они орудовали в других местах. Впечатления от того похода на футбол свежи в памяти: чаша, побольше «Непштадиона» в Будапеште раза в два, полна народа. Тысяч 75 -точно. Смотреть футбол пришлось сверху, и я мало кого разглядел – приходить надо было заранее. Запомнился великий Узбекский нападающий Геннадий Красницкий, находившийся тогда уже на закате своей славы. Теряя мяч он останавливался и начинал ругать… своих «нерадивых партнёров»… Так что «Зенит» выиграл что-то 1 – 0 или 2 – 1, было обидно; но я, на всякий случай, не распространялся о своих чувствах – хоть тогда в Питере ещё не было фанатов, но по роже получить можно было запросто. Всегда помню эту встречу с любимой командой; тем более, что всего удалось увидеть игру «Пахтакора» 3 раза в жизни. Последний, в городе Джизак, я уже описал в предыдущем рассказе…
Потом была офицерская служба. Личный состав, техника, политзанятия, дисциплина и – трасса, трасса. В желдорвойсках это означало нахождение на объектах строительства материально-технической базы коммунизма и ввод их в строй как можно быстрее, желательно досрочно и к какой-нибудь дате. Это, впрочем, хорошо известно не только по нашим славным войскам. Тот период для болельщика был «пустой»: времени тогда не находилось – объектов было много а времени мало. Где-то в украинской, молдавской или брянской глуши, где мы что-нибудь сооружали, о футболе не думалось вообще.
Новый поворот получился тогда, когда отпустили учиться в академию тыла и транспорта – снова в Ленинград. Упуская детали скажу, что изредка бывал на играх «Зенита», но поскольку я не его болельщик, да и проблем всякого порядка было немало, вспоминается только одна игра, конечно же с Ташкентским «Пахтакором», примерно в 1975 году… Ажиотаж! Толпы народа вокруг стадиона имени Кирова. Я, умный старший лейтенант, на трибуны попал часа за 3 до начала игры. Со мной – «неотделимый от меня» ФЭД. И я двинулся вниз в надежде сфотографировать великих, по крайней мере для меня, футбольных людей из Ташкента. Густое оцепление из солдат внутренних войск, в основном почему-то узбеков, меня поняло, пропустило безропотно – никто не остановил. Просто я произносил свой пароль — «Красницкий, Абдураимов, Качалин», показывал фотоаппарат и…передо мной расступались. Вот этот снимок перед вами – последний кадр оказался не полным (плёнка кончилась некстати!) и лицо замечательного в прошлом нападающего и тренера, мастера спорта Берадора Абдураимова, наполовину отсутствует – это он, взглянув на меня, сказал – «Смелее, снимай!»…
В это время тренер Красницкий, будучи чем-то сильно недовольным, нервно курил и не смотрел в мою сторону, а старший тренер Гавриил Качалин – мэтр из Великих и один из них, был спокоен… Вглядываясь в этот плохонький и некачественный снимок я до сих пор не вполне верю, что это я был около них, вот так – близко… Нет, это один из самых великих моментов в моей болельщицкой жизни! …А игра тогда тоже завершилась поражением моей любимой команды из столицы солнечного Узбекистана: они вели 1 : 0 (гол забил точно помню – прекрасный нападающий Хадзипанагис, уехавший потом в Грецию), но после начала дождя «Зенит» сумел провести 2 мяча…
Проще было попасть на стадион «Динамо» — ныне главная арена Санкт-Петербурга стадион «Петровский»: просто вместо пары в академии идёшь смотреть футбол. Но я тоже, надо сказать, не болельщик «Динамо». Может поэтому даже в Киеве на практике летом 1976 года я, сам себе поражаюсь, даже не попытался попасть хотя бы на одну игру киевского «Динамо», зато посетил как-то игру киевского СКА… Но теперь жалеть уж нечего: что было – то и было!
…И вот снова – трасса, трасса. Только новая – саратовские степи, монгольские пустыни и горы, кемеровская тайга и, где-то вдали, ещё даже не маячит, Тюмень…
Кое-какие соревнования в выходные дни в полевых городках, что-то смотрел по телевизору (где были зоны приёма телевещания) – так, ничего запоминающегося. 70-е, 80-е годы. Отстаю, отстаю… Временами, особенно в Монголии, где трасса была как в первобытном мезозое – без радио и телевидения, связь с миром осуществлялась только при помощи газет. Хотя немножко вру: в центре Гоби ( ощущал там себя как в центре Земли!) мой ВЭФ вылавливал на коротких волнах радио «Сайпан» из Гонолулу… Но это как раз и не относится к футболу! Дома в Улан-Баторе бывал редко и не долго – какой там футбол! Правда, однажды на трассе в редкий выходной, перед самым отпуском примерно в 1985 году, даже получил травму, натолкнувшись боком на соперника в борьбе за мяч. Бок болел пол отпуска…
А вот — ещё знаковый случай. Тоже – только с болельщиком мог быть, уверен.
…Жаркий июнь 1986 года. Я с группой наших офицеров и прапорщиков прилетаем из Улан-Батора на восточный объект нашей же части, в Дород на партсобрание. Я – ответственный за сдаточные объекты на Юге Монголии – их было 3, на расстояниях в 200-300 километров друг от друга, задачу «провалил», объекты вовремя не закончил, и подлежал партийной «экзекуции». Получил всё, что мне подготовили политорганы, а затем к вечеру нашу группу отвезли в город Чойбалсан на военный аэродром. Оттуда только и можно было добраться на попутном самолёте славных ВВС Советской армии домой, т.к. наш АН-2 уже улетел. Подъехали к вечеру, но выяснилось, что мы почти опоздали: стоит один борт АН-26, а его экипаж нервно ходит вокруг самолёта и курит, курит… Парни, оказалось, базируются в Улан-Баторе и там живут, но приказы — есть приказы. «А что, ребята, полетим?…» — отмахиваются. Вечер уже, всё! Где тут устроишься на ночь, в чужом гарнизоне? Тоска… Из какой-то будочки, видимо диспетчерской, доносится зычный голос, который что-то приказывает со многими известными всему миру словами. Ба! Да это начальник ВВС округа – что он тут делает-то? Экипаж кратко сообщает: его надо бы в Читу отправить, но там гроза, а тамошних диспетчеров не испугаешь никакими генеральскими приказами на любом языке: нет, и баста! А ведь рядом комдив местный – уже всё всё приготовил… Наконец, генерал понимает, что гроза над Читой — надолго. Выходит злой презлой, только фуражку не истоптал, даёт «отмашку». Мигом подскакивает УАЗик и генерал начинает садиться. Командир нашей Анки подбегает и получает разрешение! Ура – кто куда: генерал с комдивом – в баню, мы – в самолёт. Винты уже вовсю вращаются – это бортмех уже визуально всё понял! Только забрались, как стрелок уже втаскивает трапик: а машина уже… отрывается! Как это?! Пялимся в иллюминаторы, видим: Анка наша взлетает прямо с боковой какой-то рулёжной, что ли, дорожки! Вот это да! И это ещё, как оказывается, не все «примочки» этого доблестного экипажа по пути в столицу солнечной Монголии!
Летим над Хэнтийскими горами, красота!
Скорость очень приличная, а борт пустой – только мы, человек 8. Грохот внутри, вибрация – едва слышим друг друга. Знакомимся – оказывается, второй пилот – мой земляк, из Евпатории, кажется. Это оказывается достаточным поводом чтобы…выпить авиаспирта. Напиток явно не богов, т.к. с глицерином. Но в воздухе, да ещё в жару – а летим не очень высоко, нормально. В разговоре, наконец, выясняется, что парни действительно сильно торопятся – это было видно с самого начала нашего пребывания на аэродроме. И куда же вы думали? Конечно, на футбол! Наша единственная первая программа в Монголии должна транслировать матч Чемпионата мира по футболу между СССР и Бельгией из далёкой Мексики! Вот в чём был момент истины! Опять – в футболе, а мне как-то даже стыдно стало, что я не в курсе. Но на нашу «дикость» желдорвойск, помню, я это «списал», успокоился и ещё немного добавил с земляком и его экипажем. Но это, оказалось, ещё не всё! Приближаемся к Налайху, где базировалась тогда вся транспортная авиация: и наша и монгольская, но не снижаемся и летим прямо к городу. «Чего так, ребята?» – спрашиваю. «Дак времени-то нет уже, надо быстрее. Вы с нами до города-то поедете?» «Конечно, обязательно…». Откуда, куда – не поняли. А они, весёлые, мчат вперёд, прямо…в сопки, которыми то ли заканчивается, то ли начинается взлётная полоса аэропорта столицы, «Буянт-Ухаа». Поняли: значит, они туда. Оттуда действительно ближе до центра намного. Но… как они летят?! Становится чего-то не по себе: дело в том, что полоса там сооружена под большим уклоном: взлетают самолёты как бы «с горы» — только начал разбег – уже нос в воздухе. И – наоборот: садятся «в гору». Мудро сделано, ничего не скажешь. Но для этого обязательно надо сделать большой круг в сторону города, и тогда заходить на посадку. Даже нам, железнодорожникам, это понятно. И нашему экипажу – тоже, но…они же торопятся на футбол, и поэтому… «пикируют» прямо на полосу…сверху. Вы этого не можете представить, когда машина почти пикирует ( это транспортник!), вокруг в иллюминаторах – сопки, и… вдруг внизу мерах в 20 может, меньше, – полоса посадочная возникает! И – плюх, мягкая, профессиональная посадка. Поскольку нет внутри никаких приспособ чтобы держаться, мы сыпемся к переборке, мигом протрезвеваем, успеваем вспотеть и… прибываем очень быстро в аэропорт столицы Монголии. Прыгнув в ЗИЛок, стоящий рядом с заведённым двигателем, мы мчимся от самолёта, ещё стоящего с вращающимися винтами рядом с полосой, и через 20 минут прибываем в центр Улан- Батора. Замечательную столицу Монголии, где уже давно развивается новый для монголов вид спорта – футбол. Так что в этом случае, с риском для жизни, запомнился факт, связанный с футболом, а не сама игра и даже не результат…Бельгии сборная СССР тогда проиграла… А как мы спешили!
…А на «пике» своей карьеры после Монголии в 1986 – 1987 годах пришлось командовать воинской частью механизации на строительстве новой ж.д. линии Мереть-Среднесибирская (которую потом превратили в автостраду) в Кемеровской области . Часть дислоцировалась километрах в 30 от города Гурьевска, и были там у меня замечательные соратники не только по служебной и воспитательной, но и по футбольной части: замполит части Юрий Иванов и замполит автомобильной роты Юрий Бурыкин. Их усилиями была создана футбольная команда, успешно выступавшая на первенство города Гурьевска почти два сезона! Этот факт является предметом моей гордости – удалось, в какой-то степени, удовлетворить свои футбольные амбиции, и была это настоящая сборная батальона. Все футбольные таланты множества наций и народностей Союза в ней присутствовали.
Своя поляна, правда, была позорная, поэтому команда ездила играть в город. И, конечно, командир игр почти не пропускал, и даже не раз пытался что-то фотографировать. Теперь можно видеть эти уникальные снимки… Да, это тоже было. Удивительно, но почему-то политорганы нас «не поправили» за это увлечение, даже странно. Ведь никаких команд, участвующих в первенствах помимо воинских, да ещё с выездами, в частях войск иметь не разрешалось. Но и не запрещалось – надо признать. Значит, нам просто повезло! Должно же, чёрт возьми, везти хоть иногда болельщику!?
5.06.08г. – 15.08.2014 г.