«Царская пристань» как ресурс познания прошлого.

Удивительны судьбы материальных свидетельств прошлого в нашем городе! Рано или поздно все они, не смотря даже на «охранные грамоты» на стенах, исчезают, уходят в неизвестность и, соответственно, из нашей памяти. Почему так происходит, почему архитектурные и иные памятники прошлого не сохраняются, не знаю. Видимо, нет возможности или желания у тех, кто обязан этим заниматься. Бог им судья. Но есть, к счастью, люди, которые хоть и не обязаны заниматься сохранением памятников прошлого, но которые их, слава Богу, сохраняют.
ЗАО «Тюменьподводречстрой» — единственная, сохранившаяся с союзных времен организация, имеющая большой опыт водолазных и подводно-технических работ. Благодаря усилиям и воле ее бессменного руководителя Виктора Савченко, сохранен уникальный опыт и производственные возможности, техника и квалифицированный персонал. В свое время, когда были финансы, именно специалисты Виктора Савченко успешно очищали реку Туру от множества затопленных в разные годы судов и железного и другого хлама. И, хотя эту работу целесообразно продолжать не только в черте города Тюмени, сейчас уже материальных возможностей не стало…
Но Савченко принадлежит к той когорте неспокойных, которые стараются сохранить материальные и духовные истоки, историю Тюмени и всего нашего края во всем ее многообразии. Историков и краеведов, писателей-историков, музейных работников у нас немало, и все их труды – это вклад в сохранение нашего прошлого. Но Виктор Павлович абсолютно уникален в том, что сохраняет памятник истории и промышленной архитектуры – мемориальное здание первого в Тюмени и Сибири пароходства Ивана Ивановича Игнатова. Сколько трудов вложено в его нарядный, праздничный вид со стороны улицы Госпаровской, мне неведомо. Но ясно, что трудов и материальных средств, чтобы реставрировать здание внутри и со стороны реки, нужно не меньше. Это должно быть необходимо, как мне кажется, не одному Савченко. Сейчас поясню, почему.
Любознательный человек, заглянув во внутренние помещения, будет поражен множеством интересного и даже таинственного в этом старом доме. Нигде больше не увидишь чугунные колонны, на которые опираются перекрытия второго этажа, выполненного по старинной сибирской традиции из дерева. Первый этаж здания кирпичный, с арочными дверными проёмами, причем левая часть здания, где когда-то находился кабинет хозяина пароходства «ТоварПар» И.И. Игнатова, сложена из кирпича полностью.

В правой части первого этажа два уникальных помещения. В одном из них – действующий храм – часовня в честь святых Царственных Страстотерпцев, освященный и посещаемый верующими и паломниками – ведь это место связано с царской семьей и ее трагической судьбой напрямую! Именно напротив этого здания в 1917 году семью свергнутого Государя отправляли на пароходе «Русь» в тобольскую ссылку, здесь был путь на Голгофу последнего Российского Императора и его семьи. Именно поэтому рядом со зданием – два Поклонных креста, место поклонения их памяти…
Еще одно помещение в правом крыле – большая экспозиция репродукций Великой княгини Ольги Александровны Куликовской-Романовой, младшей сестры Императора Николая, замечательной художницы.

В зале акварелей Великой княгини Ольги.
В зале акварелей Великой княгини Ольги.

Коллекция этой уникальной выставки была пожалована специально для этого мемориального здания при посещении Тюмени невесткой Великой княгини Ольги Николаевны — Куликовской-Романовой вначале в 2009 года, и затем в июле 2012 года (было два посещения). Художественные достоинства этих прекрасных акварелей уже оценили и любой, сюда входящий, и сотрудники областного музея имени Словцова, не раз бывавшие в гостях у Савченко. Тут же – галерея портретов всех  императоров России…
Есть еще немало интересного, собранного неугомонным собирателем истории, в этом доме: например, экспозиция по истории сибирского судостроения и судоходства, которые начинались именно здесь, на берегах Туры. Тут же – множество подлинных документов более поздней истории Тюменского речного порта. Просто невозможно упомянуть все, что там есть  из-за недостатка места.
Наконец, центральный зал второго этажа – это огромная экспозиция уникальных фото и других документов, связанных с историей православия,  царской семьи и ее трагической судьбы. Находиться в этом зале и изучать все предоставленные материалы без глубокого душевного волнения просто невозможно… «Путь на Голгофу» — так названа экспозиция, которая в сочетании с часовней и Поклонными крестами, расположенными на берегу реки-свидетельницы трагедии, объективно представляет из себя настоящий музей истории Тюмени XIX – XX веков. Не подлежит сомнению, что все это духовное и материальное богатство, абсолютно уникальное и неповторимое, должно использоваться для воспитания у народа чувства причастности к истории нашего края, города и судьбы страны.
Слава Богу, это не только мое мнение, но и соратников Виктора Павловича, желающих сохранять и приумножать, распространять и популяризировать историко-культурное и религиозное наследие. Соратники Савченко – это, в первую очередь, соучредители вновь организованного историко-культурного центра «Царская пристань» Наталья Александровна Паромова, Владимир Владимирович Полещук, Михаил Сергеевич Яблоков, Дмитрий Николаевич Дурыгин, Виктор Борисович Зенков, Сергей Юрьевич Найденко; а также друзья музея Наталья Борисовна Чегисова, Ольга Константиновна Найденко, Валерий Александрович Чупин, Нина Валентиновна Афанасьева, Татьяна Геннадьевна Шиянова; Олег Муравьев и другие, которых немало и помощь их не меньше: всех упомянуть просто нет места.

Мемориал Страстотерпцам сегодня.

Особая благодарность всем, кто оставил здесь искры своей любви. Главное, по мнению этих инициативных людей, что необходимо закрепить официальный статус музея, чтобы объективировать все материальные и духовные богатства, составляющие достояние музея. По большому счету, это могло бы стать началом собирания в этом историческом месте нашего города целого музейного комплекса, когда-то бывшего настоящим деловым центром Тюмени. Ведь рядом – еще живое деревянное здание станции Тура, пакгаузы, до сих пор используемые частными владельцами, которые вряд ли осознают, что владеют настоящими памятниками промышленной архитектуры. Я уж не вспоминаю про еще один, находящийся на той же улице, бывшей Новозагородной: здание первой Тюменской электростанции…
На втором этаже частного музея нашлось место также для выставки работ современных тюменских художников – Людмилы Никольской, Вячеслава Сизова, Галины Замышляевой. Там же хранится уникальная фотовыставка, созданная некогда Тюменским клубом болельщиков футбольной команды «Тюмень», где можно увидеть лица всех воспитанников нашего футбола, которые играли в командах мастеров…
В отсеках цокольного этажа этого здания работают настоящие мастера своего дела: неутомимый и трудолюбивый мастер-золотые руки Эдуард Шиков, без которого не обходится ни один проект; реставратор живописи III категории Наталия Косполова и великий, без преувеличения, реставратор старинной мебели и музыкальных инструментов и одновременно музыкант – Николай Сосновкин, работы которого органично вписаны в интерьеры этого замечательного общественного, скажем так, музея. Это надо просто видеть: ежедневно и особенно в выходные дни. Дверь в гостеприимный дом на берегу реки всегда открыта.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.