Когда-то, не очень давно, одной новоиспечённой морской державе неожиданно упал на голову учебный парусный барк «Товарищ». Состояние его было очень посредственное, а обучать курсантов-моряков было, по-видимому, некогда. И со средствами в державе было сложно, а кораблю — ветерану требовался серьёзный ремонт. «Товарищ» усилиями грамотеев и «прихватизаторов» новой страны, попал вначале в Англию, где пообещали его отремонтировать. Но денег для этого опять не нашли – надо было заниматься революциями. Поэтому один из красивейших в мире парусников увели в 1999 году в немецкий Вильгельмсхафен, якобы для ремонта.
Затем была почти детективная история судна- победителя многих международных регат, снявшегося в своё время в ряде советских картин, в том числе в культовом фильме по бессмертной повести Александра Грина «Алые паруса».
Несколько лет барк стоял у набережной немецкого города Вильгельмсхафена.
А 25 февраля 2003 года судно, после многолетних мытарств, было продано Минобразованием Украины, где числился барк, какой-то российской фирме под названием Lipolar Management LTD (как всегда, даже тут – рука России!). Правда, владелец, не мудрствуя лукаво, перепродал его 11 сентября того же года немецкой фирме Tall Ship Friends, и барк оказался в Штральзунде. Кстати, в самом конце войны тогда ещё Gorch Fock, учебное судно Германского ВМФ, был затоплен на рейде именно Штральзунда.
Мир тесен: барк опять стал «немцем» и вернулся на историческую родину.
Нынешний хозяин судна медленно, но реставрирует его, в том числе на пожертвования самих немцев, и планирует использовать под первоначальным названием в качестве музея. В Штральзунде, конечно, а не в Херсоне. Возможно, как учебно-круизное судно.
Наверное, за эту «экономическую операцию» Украина получила много гривен в бюджет.
Так была окончательно поставлена точка в эпопее херсонского парусного барка «Товарищ».
Но на этой печальной ноте судьбы парусников Украины не заканчиваются, т.к. в стране имеется ещё два прекрасных представителя учебно-парусного флота СССР — «Херсонес» и «Дружба». Четыре парусных корабля типа «Дар млодзежи», построенные специально для СССР в 1986 –91 годах, стали парусниками типа «Дружба»: первый — для Одесского морского училища, «Мир» — для Ленинградского морского училища, «Херсонес» — для Черноморского отряда учебных судов, «Паллада» — для Дальневосточного морского училища, и пятый парусник «Надежда» — для Высшего морского училища им. Г. И. Невельского.
Учебный трехмачтовый барк «Херсонес» (в Украине его классифицируют как в Польше — фрегат, хотя это был класс боевого парусного корабля) в настоящее время принадлежит Керченскому государственному технологическому университету.
Где-то читал, что в начале своей карьеры этот парусник справлялся со своей задачей. Много курсантов проходило морскую практику, после которой они смело выходили в море уже, будучи капитанами и штурманами других кораблей и судов. Интересно, сколько их было…?
Но уже в 2001 году, по-видимому из-за экономических причин, это трехмачтовое морское парусное судно было сдано в аренду, а в 2003 году корабль стал на плановый ремонт, была проведена модернизация с целью использования его как пассажирское судно. Учить моряков в парусных походах стало не нужно или невозможно. Корпус судна был перекрашен в тёмно-красный цвет и в таком, очень блеклом виде, корабль и попался мне на глаза в июне этого года, во время посещения города — Героя Керчи и моих одноклассников Леонида и Николая. С горы Митридат мы спустились к гавани рыбного порта, где «Херсонес» удалось рассмотреть поближе. Один из новейших парусников мира, с голыми реями и безлюдный… Что может быть более тоскливого, чем вид такого парусного корабля!
Писали, что фрегат «Херсонес» довольно успешно выступал когда-то в роли прогулочного судна, превращая путешествие пассажиров в романтический, увлекательный и незабываемый круиз, но верится в это с трудом.
С 2006 года, т.е. уже семь лет, «Херсонес» находится в рыбном порту Керчь. Там уникальное учебно-парусное судно без ремонта потеряло прежний блеск и сейчас производит угнетающее впечатление. Говорят, что в этом ему ( я бы написал – морской державе Украине) «помог» бывший министр аграрной политики Александр Бараневский, который запретил судну выходить в море. С тех пор приказ этот неукоснительно выполняется…
Ещё один красавец мне на глаза не попадался, но зато есть прекрасный знаток истории этого корабля в Одессе – Натан Гонопольский. Наши взгляды настолько совпадают, что я даже не стану ничего менять в его рассказе; надеюсь, он на меня не обидится. Итак, вот мнение настоящего украинского патриота паруса и знатока вопроса.
«Дружба» стоит в Одесском пору ещё дольше – 13 лет. Сложнейшее парусное судно, очень дорогостоящее в эксплуатации и не приносящее прямой коммерческой прибыли. Это с одной стороны. Но с другой стороны, сегодня это всего лишь одно судно (от себя добавлю – в Одессе), которое вполне можно было бы содержать совместными усилиями Министерств транспорта, обороны, образования и спорта (или как там сейчас эти ведомства называются?). На таких судах воспитывают настоящих мужчин, профессиональных моряков, достойных граждан достойной страны. На «Дружбе» должны бы были проходить практику курсанты и кадеты всех учебных заведений морского профиля, торгового и военно-морского флота, на «Дружбе» можно было бы принимать зарубежные делегации всех уровней, «Дружба» могла бы стать одним из символов гордости Морской Державы Украина. Могла бы… Такой парусный корабль мог бы быть официальной представительской яхтой руководства морской страны.
Именно так, по элементам, и формируется национальная идея, честь и достоинство государства и его народа. Через учёбу молодого поколения, предоставление ему возможности достойно представительствовать за рубежом, через наполнение сердец курсантов и кадетов гордостью за свою страну и свой флот. Но для этого «Дружба» должна жить. А для корабля жить означает одно единственное — выходить в море. И для моряков тоже. И только там, в море, рождается морская элита морской страны. Сегодня «Дружба» стоит у причала и медленно ржавеет. Медленно и уверенно происходит разрушительная коррозия. Коррозия металла и человеческих душ. И уходит время. Время жизни нашего с вами поколения… Обидно за «Дружбу», за нашу страну и за нас с вами. Я не профессиональный моряк — всего лишь яхтсмен. Не имею к «Дружбе» никакого отношения и, как принято сейчас обозначать, «никаких интересов». Как говорится — ничего личного. И никаких аналогий. Просто очень хочется, чтобы Одесса была Одессой, Украина — Украиной, а наши дети достойными гражданами достойной страны. Страны, имеющей свою гордость, свои символы и своё будущее. И ведь всё это есть. Нужно только привести в порядок. А для этого у «Дружбы», да и у нашей страны, должны появиться настоящие друзья, для которых, если не единственным то, по крайней мере, приоритетным «интересом» станет судьба своего корабля и гордость за его команду. И, может быть тогда, генуэзские мальчишки будут опять смотреть с восхищением на красавицу «Дружбу», достойно представляющую свою страну в Италии, в Европе, да и по всему миру. А пока очень обидно за наших одесских пацанов, наследников, без всякого сомнения , великих одесских капитанов, с завистью глазеющих на итальянского красавца «Америго Веспуччи» и своих сверстников в белоснежной форме, с лицами, выражающими уверенность, достоинство и гордость за свою страну, свой корабль и свой флот. Они, мои родные одесские пацаны, достойны большего. Они достойны того, что имели и достойны этого по праву. От причалов Морского вокзала в Одессе, куда был пришвартован красавец «Америго», до молов Военной гавани Одесского порта, где сегодня бесславно и бессмысленно ржавеет красавица «Дружба», считанные сотни метров. И огромная пропасть в понимании национальной идеи и способов воспитания элиты нации. По крайней мере, морской элиты. Эти славные одесские пацаны, с яркими характерами и горящими глазами, не виноваты в том, что какие-то дядьки за прошедшие двадцать лет так и не смогли выяснить, какой Карл у какой Клары украл какие кораллы, какая Клара у какого Карла украла в это же время какой-то кларнет. Их это не интересует. Они хотят в море, они им бредят, и они этого заслуживают. И вернутся они оттуда настоящими мужиками, способными строить нормальную страну и достойными того, чтобы в ней жить».
Сказано крепко, метко и по делу! Впрочем, устал уже писать на эту тему – ведь и «навигация на стенке» судов портофлота в Феодосии – тоже из этой же «оперы» — о морской державе. Правда, не по теме воспитания моряков, а об уровне курортного сервиса и вообще – имиджа Феодосии как курорта, скорее.
Вспомнились мне эти истории с печальным концом сегодня потому, что увидел интересную передачу на каком-то Российском канале, о прибытии из длительного кругосветного плавания нашего ветерана – барка «Седов». Который, между прочим, намного старше упомянутого выше «Товарища» и итальянского «Америго Веспуччи». Залог его долголетия – качественная немецкая сталь корпуса, грамотная постоянная эксплуатация в море и человеческое отношение к замечательному кораблю – настоящему памятнику судостроительного искусства времён парусного флота.
Прибытие «Седова» произошло субботу, 20 июля 2013 года, когда он ошвартовался у 14-й линии Васильевского острова Петербурга. Четырехмачтовый ветеран 1921 года постройки торжественно встречали горожане и военные.
Первое кругосветное путешествие барка продолжалось 14 месяцев без происшествий и поломок; корабль преодолел 44 тысячи морских миль, экипаж и курсанты посетили 33 порта Европы, Азии, Африки и Америки. За это время плавательную практику прошло 330 курсантов и студентов образовательных учреждений Российской Федерации со сменой во Владивостоке. А что в это время делали, интересно, морские курсанты Украины? Может быть, в составе экипажа были и посланцы новой морской державы?…
Меня поразила фраза автора и ведущего той программы – Александра Сладкова: «Парусный корабль – показатель состоятельности государства. Если оно может содержать такой корабль, значит сможет содержать и военно-морской флот, и может считаться морской державой». Точнее не скажешь: например, такой страной и морской державой является Португалия – она содержит и использует по прямому назначению немолодой барк «Сагреш», к слову, «систершип» потерянного Украиной «Товарища».
Но у меня, всё-таки, есть надежда на то, что замечательные парусники Украины, настоящие бриллианты флота любой себя уважающей страны, не пустят на иголки в какую-нибудь доменную печку, владельцем которой является индийский, например, магнат.
И «Херсонес», и «Дружба», одетые в белоснежные паруса с сотнями курсантов, будущих квалифицированных моряков Украины, тоже когда-то пойдут в кругосветку. Если будут, конечно, востребованы на родине. Чтобы весь мир понял: Украина – это морская держава не на словах, а на деле!