ИСКОННО РУССКАЯ ИГРА.

Так называл когда-то замечательную русскую игру в хоккей с мячом один из самых известных Тюменских хоккеистов, судья всесоюзной категории по хоккею и футболу, многолетний работник Областного спорткомитета Александр  Русляков.  И ведь не так уж давно слова его интервью оказались на странице газеты «Согласие» — в 1993 году. Но словно прошёл целый век полного забвения этой фейерическо-молодецкой, размашистой и любимой народом зимней забавы, в которой играют, между прочим, тоже настоящие мужчины, и даже женщины. Игры, известной с незапамятных времён…
Фрагменты её, похожей на хоккей с мячом, попадаются на фресках, обнаруженных внутри некоторых пирамид древнего Египта – там изображены люди, играющие какими-то изогнутыми палками небольшим предметом, похожим на современный маленький мячик. Что это означает пока не выяснено, но то, что ещё в Средневековье подобная забава существовала у многих народов в Европе – факт. Играли и на льду, и на траве – на чём придётся. И славяне тоже не были в стороне, а с воцарением в России Петра Первого, привёзшего из Голландии первые коньки, игра эта потихоньку распространилась по всей Империи.  Ну, а о популярности русского хоккея, который на Западе называют «бенди», говорит тот факт, что в 1913 году, в швейцарском городе Давосе был проведён чемпионат Европы по этому виду спорта, где чемпионами стали англичане. Тогда России, видимо, было не до чемпионатов по хоккею. Да и позже соревнований такого уровня больше не было. Но «бенди» и сейчас развивается, особенно в Скандинавских странах, России и некоторых странах бывшего Союза. И даже в Монголии!
В России официальной датой начала развития русского хоккея считается проведение первого матча, прошедшего в Санкт-Петербурге в 1898 году. Что и кто в то время слышал про эту игру у нас в Тюмени, мы пока не знаем: скорее всего, ничего. Первые, очень отрывочные сведения про русский хоккей в нашем городе, есть из далёких 30-х годов. Но тогда эта забава у любителей футбола как бы сливалась в нечто единое, переходящее одно в другое в зависимости от времени года. Можно считать, что русский хоккей в то время был зимним прологом, а может быть и наоборот – эпилогом футбольного сезона. Так было везде во времена СССР там, где была настоящая зима. Футболистам «бенди» успешно заменял все сборы, на которые сейчас отправляются все мало мальские команды, имеющие материальную поддержку. Ведь по своей сути, хоккей этот по своей игровой философии, даже правилам игры и по размерам полей, был и есть очень близок к футболу. И, как правило, не бывало сильных хоккеистов, не проявлявших себя на футбольном поле. Достаточно напомнить по-настоящему великих советских мастеров – Боброва, Семичастного, Якушина. Фамилий из истории прошлого Тюменского футбола тоже можно привести массу: И.Миклин, Н. Клевцов, Г. Гусев, Н. Серебренников,  П.Пушников, В. Рачёв,  Б.Елькин,  да и самого Александра Константиновича Руслякова  забыть  нельзя – прекрасный был футболист. Этот список, конечно, вовсе не полный – просто об этом может быть совсем особый разговор.
Подлинного расцвета в Тюмени русский хоккей достиг в начале 50-х годов, когда ему открыли «зелёную улицу» из самой Москвы; началось регулярное первенство страны,  и русский хоккей обрёл форму всесоюзного соревнования. Тюмень, правда, сходу в лидеры не попала, но массовость занятий этим видом спорта в 50-е – 60-е годы просто поражает! Блиц-турниры, первенство города и области, различные кубковые соревнования городского, областного и регионального уровня и добровольных спортивных обществ (где же они сейчас-то…?) охватывали многие десятки команд, сотни спортсменов-любителей и многие тысячи болельщиков, набивавшихся зимой на тесные трибунки немногочисленных Тюменских стадионов.
Вот что писал замечательный спортивный журналист, знаток тюменского спорта и, в частности футбола и хоккея, Анатолий Владимирович Туринцев о своём друге детства, упомянутого мной выше – молодом тогда хоккеисте Валентине Рачёве.
«В футболе у Валентина Рачёва получалось совсем недурно, но настал момент выбора, и он предпочёл русский (или с мячом) хоккей. Его можно было понять: популярность у этого вида спорта до наступления беспощадной эры шайбы была сумасшедшей во всей стране и на её окраинах. Множеством команд отличался и чемпионат Тюмени — их имели все крупные заводы, железная дорога, судоверфь, армия и милиция. Каждое новое поколение, вступающее на лёд, имело перед собой пример для подражания. Был такой Валя Шкалик, неудержимый на своём левом краю. Вровень с ним сверкал Дрюня, или Андрей Бронников, фигура почти мифическая, одинаково одарён был и в баскетболе, и в гимнастике, и в хоккее, конечно.
По существу, единственный на весь город стадион, зимой был загружен по самую макушку тренировками и соревнованиями скороходов, занятиями юных спортсменов, сдачей норм ГТО, массовым катанием. Но над всем этим господствовало первенство по хоккею. Игры проходили в дневное время по выходным. Поле оторачивали низкими бортиками, ставили по краям ворота с сеткой, периметр занимала плотная толпа болельщиков. Выезжали команды-соперники, громко встречали друг друга слоганом «физкульт-привет!», и — пошла заруба! Двуцветная неистовая лава хрипло несётся от одних ворот к другим. Из-под коньков брызжет обжигающая ледовая пыль. Стучат клюшки, сшибаются тела, трещат штанги, свистит судья, охают зрители. Игроки возбуждены. Щёки в румянце, брови в куржаке, от спины, как от печки, пар валит. Внешне — хаос, броуновское движение, однако всё упорядочено, регламентировано: и протяжённость поединка, и число его участников, и правила поведения. Вне и над уложениями — что делает удачную игру незабываемой — полёт фантазии, сверкание таланта, слитность ансамбля, благородство поступков, весёлый кураж… Здесь полная схожесть с джазом: исполняется одна тема, но каждый инструмент, когда наступает момент его соло, вносит в мелодию оркестра свою краску, свой яркий штрих. В хоккее это мог быть реактивный проход с мячом через всё поле с обыгрышем полкоманды соперника, или коварный удар «хлюпом» из-под коньков, или финт навороченный… Много чем можно было заявить о себе.
Тюменский спорт той поры довольствовался своей провинциальностью, был домоседом, скромным и некичливым, выезжал редко куда и показывал результаты отнюдь не выдающиеся. На этом безрадостном фоне резко выделялся лидер пятидесятых годов хоккейное «Динамо». Когда они красиво выиграли зональную пульку в Кургане, уральские  селекционеры положили глаз на молодых Петра Пелевина, Владислава Мальцева, Николая Бузолина. Совсем «зелёный»  Валентин Рачёв в поле зрения купцов не попал, но настырно и нахально поехал вместе с приглашёнными. Знаменитый русский литератор ещё не придумал свою формулу «Спорт — шанс провинциала», но Валёк нутром чувствовал: сейчас или никогда. Тоскуя по дому, тройка мушкетёров уехала, а он остался. И не мытьём, так катаньем (почти — катанием, по-хоккейному) добился своего. В составе команды Первоуральска поднялся от заводского коллектива физкультуры до чемпиона России, до четвёртого места в первенстве страны, где русский хоккей был своеобразной религией, помешательством тысяч клубов! Самая густая концентрация этой игры наблюдалась в Свердловской области. Местный СКА громил всех подряд в стране, но «Уральский трубник» Валентина Рачёва достойно с ним бодался.
В элите российских хоккеистов он пробыл почти десять лет, стал мастером спорта СССР. В Первоуральске его помнят и чтят: портрет Рачёва висит в галерее славы во Дворце спорта; каждый раз, когда он наезжает сюда, журналисты непременно берут у него интервью — печатают в городской газете, передают по телевидению. После завершения карьеры игрока коньки на гвоздь не повесил: едва ли не столько же обслуживал высшую лигу в качестве арбитра, стал судьёй Всесоюзной категории. И презент мне следует специфический, как отпечаток этой ипостаси. Оглянувшись по сторонам, благополучный немецкий пенсионер залихватски, с мальчишеским восторгом извлекает из свистка призывный сигнал. Увы, никто из наших кумиров, никто из наших друзей-товарищей на него уже не откликнется…
Не сговариваясь, на прощание смотрим на часы. У Рычи они показывают среднеевропейское время, у меня — местное, тюменское. Но для нас обоих, знаем, стрелки замерли на циферблате нашего детства».
Этот небольшой фрагмент истории нашего хоккея, написанный настоящим Мастером и бывшим спортсменом, великолепно знающим этот вид спорта «изнутри», прекрасно характеризует этот вполне забытый вид зимнего спорта, как именно «наш», тюменский…
Думаю, что в порядке комментария слов Анатолия Владимировича Туринцева, стоит так же  напомнить ещё об одной крепко уже забытой страничке истории «бенди» в Тюмени – женской. Я ведь не зря в самом первом абзаце их упомянул – ведь была, была такая страничка! Именно в 50-х годах, и связана она опять же – с ДСО «Локомотив», где поначалу подвизался молодой выпускник Ленинградского института имени Лесгафта Андрей  Бронников. Кто кого сагитировал поиграть в хоккей  с мячом – он, или его жена Зоя сама загорелась этой идеей, сейчас уже не узнать. Но, слава Богу, известны некоторые фамилии тех тюменских девушек, которые играли в  первой хоккейной команде ДСО «Локомотив», тренировались вместе с мужчинами, играли против них (!) и участвовали в первенстве Свердловской железной дороги среди женщин. В числе этих хоккеисток, кроме Зои Бронниковой, были жена начальника станции Тюмень Анна Кубасова,  Тамара Гусева, В. Гребенникова. Остальных девушек, к сожалению, вспомнить уже некому – надо было раньше искать и разговаривать с Зоей Васильевной Бронниковой – прекрасной спортсменкой, тренером  и педагогом. Она перед смертью в 2010 году, уже только по телефону, рассказала мне, что они тогда – «да, немножко играли. И с мужчинами тоже…». Этот факт, услышанный мной из первых уст, позволяет утверждать: был в Тюмени и женский хоккей, и возник он ещё в 50-х годах. Не известно по какой причине эта игра тогда не получила распространения среди тюменских девчат, которые, впрочем, быстро переключились на другие виды спорта, где преуспели побольше. Сама Зоя Бронникова в скором времени уже успешно играла и тренировала тюменских волейболисток – тогда многие спортсмены были «всеядные» и разносторонние…
Про наиболее известных представителей этой всенародной, без преувеличения, забавы тех лет, расскажу буквально в двух словах.   Вот фото «Динамо» Тюмень, упомянутое А.В. Туринцевым выше – ведущая футбольная и хоккейная команда Тюмени, начиная с конца 40-х годов. В её составе играли и летом и зимой самые маститые местные дарования, настоящие кумиры не избалованных зрелищами тюменцев разных возрастов и пола. Вот они, эти кумиры:  вместо фирменной спортивной формы у них одинаковые спецовки, У многих самодельные клюшки. Соперники их, возможно «Водник», тоже явно в самодельном «прикиде»…
ХК Динамо 5 дек 1953г
Команда «Динамо» Тюмень – победитель традиционного блиц-турнира по русскому хоккею  5 декабря 1953 года.  Слева направо: Пётр Трушков, Пётр Пелевин, вратарь Вл. Михайлов, Анатолий Токарев, Вал. Рачёв (тот самый, будущий мастер спорта СССР, получивший это звание в Первоуральске),  ?  , Влад. Мальцев, Григорий Колмогоров, Юрий Тюменёв,  В. Богданов, Ник. Клевцов, И. Миклин, Вик. Радченко.

Команда Спартак рус хоккей 1946г
Команда «Спартак» в Тюмени тоже была очень популярна: на этом фото 1946 года игроки тоже имеют спортивную форму явно медицинского или торгового происхождения. Зато играли так, что народ носил на руках…

…В 70-е – 80-е годы ничто не предвещало у нас скорый конец этого замечательного вида спорта. Чемпионат страны продолжался, в разные годы честь Тюмени в первенстве РСФСР  защищали команды завода АТЭ и «Рубин» моторного завода.  Популярность русского хоккея не уменьшалась, не смотря на всё большую любовь у горожан к хоккею «канадскому», который тоже с послевоенных лет прижился в Тюмени. Проводились первенства города, стартовавшие с соревнований на предприятиях и районах, и на свежем воздухе, иногда в пургу и немалый мороз, шли «зарубы», о которых сейчас можно только прочитать в газетах тех лет. Ветераны этого вида спорта в конце 80-х годов, чувствуя приближение недобрых времён, сетовали на то, что всё меньше площадок, подходящих для заливки льда (стадионы «Центральный», которого давно не существует, да «Локомотив» — который стоит сейчас как памятник прошлому тюменского спорта…), мало привлекается молодёжи в команды, да и команд становится всё меньше. Следовательно, и поддержки нет…
Хок Локомотив 1949 г. - копия
Хоккейная команда «Локомотив», 1949 год: справа налево  –  Николай Кубасов, Дмитрий Нолин, Георгий Грюнвальд, Евгений Логинов, Николай Первухин, А.Ковалёв, Дмитрий Турлаков, Григорий Колмогоров, Андрей  Бронников (тот самый, упомянутый выше), Виталий Игнатьев, Борис Ширко.

А это ветеранская команда 80-х годов — спртсмены, прекрасно помнящие былые времена…Ветераны Русского хоккея Тюмени

Стоят слева направо: Владимир Исаков, ?, Александр Русляков, Пётр Пушников, Владимир Глухов, Сергей Панов, Павел Киселёв. Сидят Леонид Майсаков, Игорь Волков, Виктор Щербаков и Анатолий Щелконогов.
… Когда-то бодрые, они  были оптимистами и верили в хорошее будущее русского хоккея в Тюмени.   Получается, что зря. Популярную, исконно русскую зимнюю командную игру, по неясным до сих пор причинам, забыли развивать, не стали поддерживать, не придали значения её тихому уходу со спортивных арен… Ну, а сами-то арены, неужели они выиграли от этого? А люди, которые туда ходили,  как же? А престиж, в конце концов, тюменского спорта вообще – разве он выиграл от того, что не стало такого вида спорта?

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Content Protected Using Blog Protector By: PcDrome.