Иная Бульварная горка.
Как же не хочется выглядеть самым умным, особенно издали, т.е., к примеру, из Сибири. Но ведь душой всегда был и есть феодосиец; все камушки, стены, пляжи и даже застарелый хлам, валяющийся в укромных уголках улиц, дворов моего детства — это живая связь с уже не слишком близким прошлым…
Пока ноги носят — иду. Куда глаза глядят и хотят увидеть что-то такое, что заставит снова ёкнуть сердце — вот оно, всё ещё тут…
Бульварная горка. Сколько всего вспоминается событий, связанных с этой древней возвышенностью! В детстве тут играли в разные игры, спускаясь с неё буквально кубарем. Бывало в курсантские и студенческие годы грешили спиртным в шашлычной. Тут же, в шашлычной и ресторане «Южный», бывало, собиралось советское курсантское братство летом, во время каникул. Позже заходить сюда с друзьями детства было просто правилом, потому, что вся Феодосия перед глазами и замечательно на этой благословенной горке просто посидеть с чем-нибудь, не очень крепким, поговорить по душам и промочить горло… Да, бывало.
До сих пор на склоне горы имеются тропинки моего детства, и недавно я, проявив наивность, решил было спуститься вниз, к Музыкальному фонтану, старым и проверенным способом.
Пошёл по тропке, увидел лестницы (есть на месте до сих пор!), всегда там, по-моему, бывшие, и уже было порадовался. Но… зря. Всё снизу занято разными торговыми и увеселительными точками и заведениями, пройти уже невозможно. А ведь мог бы и догадаться — со стороны проспекта, в принципе, понятно, что там всё уже не так. Нет, не догадался. Ребятишки, годящиеся мне во внуки, увидевшие меня за одним из ограждений, были удивлены появлением какого-то не молодого мужика, но я их успокоил, сказав, что я — «из прошлого века…» Кажется, поверили. А тут и прореха небольшая нашлась в сетчатой ограде (всё же недобросовестная у нас молодёжь пошла — забор сделать как следует не могут), и я смело двинулся через какой-то зальчик для курения кальяна, спрыгнув со старой невысокой ограды. Там тоже заметил недоумённые взгляды молодёжи. Им тоже сообщил, что я «оттуда…»
Реакции не последовало. И слава Богу — ведь могли выдворить вон, на… Бульварную горку. Т.е., » в моё прошлое» — а так не хотелось, помню, снова лезть наверх…
Две горы Митридат.
Мне кажется, что наш великий гражданин И.К. Айвазовский немного погорячился, когда предложил назвать нашу гору Митридат таким именем. Понятно, что это была дань исторической памяти о знаменитом правителе и могучем царстве нашего совместного прошлого. И всё же, зря он, зря. Его потомки, т.е. мы с вами, не в состоянии пока оценить ни красоту феодосийской панорамы, открывающейся оттуда, ни усилия городских властей, нашедших пару лет назад средства на создание прекрасной смотровой площадки с удобными и красивыми лавочками на ней. Признаюсь искренне: в прошлом году бывая неоднократно на этом замечательном месте и днём и вечерами, получал большое наслаждение, обдуваемый лёгким ветерком, любуясь вечным нашим городом. Правда, уже тогда, почему-то, в душе было сомнение в том, что и в этом году мне удастся снова посидеть так же комфортно…
Чувство беды меня не подвело: прибыв в начале июня на любимое место лавочек там я не обнаружил — все четыре, как это часто бывало и раньше в нашем городе, испарились незаметно для их создателей. Посидел на камне.
Параллель напросилась сама: с неделю назад удалось посетить ещё один замечательный крымский город — герой Керчь. Были прекрасные встречи с одноклассниками, одного из которых — Лёню Янаки я не видел всего один год, а второго — Колю Славгородского, немного больше — всего-то сорок шесть (!!!) лет. Но в данном случае, я не об этом — настоящая гора Митридат в Керчи, конечно же, прекрасна. Видна почти вся Керчь, пролив со снующими там кораблями, и даже очень спорная коса Тузла. На настоящий Митридат (назову его так) ведёт гораздо более длинная и извилистая, с неплохим покрытием, дорога. Смотровая площадка намного больше по площади и не имеет покрытия из специально сделанной плитки, зато на гору идёт прекрасная лестница из самого центра города, имеются лавочки для отдыха и главное — величественный памятник героям — освободителям Керчи с настоящими артиллерийскими орудиями. Есть и некоторые торговые точки для тех, кто ослаб силами, подымаясь на гору пешком. Территория этого мемориала над городом имеет электрическое освещение. Почему же на горе Митридат в Керчи никто не посягает ни на какие элементы инфраструктуры этого мемориала? Вот вопрос, на который я ответа не имею. Нет, у нашего Митридата очень мало общего с Керченским…
Продолжение «шуток» на воде…
Нет слов — жизнь трудна. И надо зарабатывать. И наиболее предприимчивые, трудолюбивые и целеустремлённые мои земляки работают и стараются заработать тут, дома, и не становиться гастарбайтерами. Правильно делают, я только рад за них.
Забавы на море тоже стали бизнесом, и поэтому некоторые феодосийцы, имеющие плавсредства и обладающие каким-то опытом и документами, взялись за него. Тем более, что спрос, конечно же, есть, и, видимо, не малый.
Однако, деятельность такого рода, как мы все понимаем, сопряжена с немалым риском для жизни не только судоводителей и судовладельцев, но и тех пассажиров, которые рискуют воспользоваться предлагаемыми услугами. Особенно, если эти услуги входят в противоречие с установленными Правилами судовождения, эксплуатации судов тех или иных типов и классов (кто это проверяет?). В память всех нас, я надеюсь, ещё сохранились печальные факты аварий частных маломерных судов прошлых лет. Ещё тогда у меня, например, закрались сомнения в наличии в Феодосии какой-либо Инспекции по маломерному флоту, как таковой. Теперь, когда я снова вижу наполненные десятками человек бывшие малые рабочие катера Советского ВМФ, уходящие в море, становится не по себе: кто и каким образом, в конце концов, регулирует эту деятельность в Феодосии? Ну ведь не только о прибыли владельцев судов, которым надо кормить свои семьи, должны мы думать — о безопасности и сохранении жизней людей, в первую очередь, или я не прав?
Не стану поражаться наивности и полному отсутствию опасений за свою жизнь отдыхающих, на которых — безусловно, не хватит спасательных средств на таком МРК (любознательных прошу поискать в Интернете тактико-технические данные, особенно по пассажировместимости, этих катеров), так ведь громко призывают на увлекательные прогулки и на более крупных и мореходных судах.
Например, с громким названием «Seaman» и подобными. Рекламный транспарант на набережной, без тени сомнения, внушает народу, что это «новые пассажирские катера»… Но не красиво же, её Богу, так, простите, вводить в заблуждение! Вот тут для любопытных, кое-какие сведения о ТТД данного типа судов:
«Суда типа „Ярославец“ проекта Р-376, Р-376У, РМ-376, РВМ-376 строились большой серией в течении нескольких десятилетий (1953 — 80 гг.) на разных предприятиях, в вариантах буксирного, разъездного, водолазного и других судов. Автор проекта: КБ МСП.
Р-376, Р-376У — Одновинтовой буксир с седловатой палубой, ходовой рубкой и надстройкой на палубе, с капом над МО и кормовым грузовым трюмом. Назначение — буксировка малых судов, перевозка в трюмах 10—15 т груза, перевозка до 12 пассажиров. Катер может транспортироваться по железной дороге при снятой с палубы надстройке. (Справочник по серийным транспортным судам, том 3, стр. 179-181).»
Дальше, надеюсь, можно не продолжать. Повторяю — можно, а может быть и должно, кататься на таких судах. Но ТОЛЬКО В ПРЕДЕЛАХ ТРЕБОВАНИЙ ИНСТРУКЦИЙ по их эксплуатации и требований, которые предъявляются именно к пассажирским судам.
И вот теперь — главное: впервые за множество лет Феодосийский порт, по-видимому не без причины именно экономической, отказался от эксплуатации принадлежащих ему (т.е. стране Украине) специально спроектированных, имеющих подготовленные экипажи, разрешения судового Регистра и Лицезии, и всё прочее, включая спасательные средства, находящиеся в хорошем состоянии, надёжные пассажирские теплоходы, названия которых много лет известны феодосийцам и множеству поколений отдыхающих. Всё, нету портофлота и прогулок, экскурсий и прочего, безопасного отдыха на воде.
Это позор не порту и портофлоту — это позор стране, её министрам и прочим функционерам! Это нонсенс! Частные судовладельцы, владеющие плохонькими, не приспособленными и не предназначенными для пассажирских перевозок судами, работают, и, видимо, получают какую-то, может быть и не большую, прибыль. Работают с риском для жизней — своих и пассажиров. Порт — не может, не способен, убыточен! Ещё раз скажу — не может быть, что из этой ситуации нет выхода; ведь в других портах такие суда на ходу, работают. Что же это у нас за приморский город, стремящийся к европейскому уровню курортного сервиса, который катает отдыхающих на старых рабочих катерах…
А тот ли выбран побратим?
Радуется душа, когда вижу пляжи, полные народа! Как же не стремиться сюда — к тёплому, ласковому Чёрному морю, на песочек горячий, или гальку, или в какие-то укромные уголки Крыма! Те, кто понимают что такое Феодосия и Крым, не променяют эти места ни на какие кавказы, антальи и прочие сейшелы…
Правда, хочешь или нет, глаз всё время попадает в какие-нибудь неприятные, и даже противные места, которые, никак не могут способствовать имиджу города как курортного центра. Соглашусь сходу с теми, которые сейчас процедят сквозь зубы что-нибудь, типа -» опять, блин, умник, начал пером царапать и распространять свои бредни — приедь и сам вычисти говно, которое ты увидел…»
Поэтому замолкаю. Но смотреть на фасады корпусов бывшего санатория «Восход», «Волна», военного и прочих, включая прекрасное здание дачи Стамболи, просто больно.
Знаю, что моя боль никому не нужна, не интересна и, может быть, просто раздражает. Тем более, что выхода из этого безобразия, мне кажется, никто не знает.
А может быть тот, который создал условия для «братания» с прекрасным городом Кронштадтом, надеялся на какое-нибудь сотрудничество, от которого город что-нибудь получил бы? Кто знает…
А вдруг кому-нибудь придёт в голову найти побратима другого, более «продвинутого» во всех отношениях города — например Тюмени? Вот это был бы Политик, вот это был бы Деятель! Хотя, конечно же, это только предположение — никто из Тюмени не приедет и не станет штукатурить обвалившиеся фронтоны и карнизы величественных дач прошлого, убирать мусор на задах 1 горпляжа и в других местах, реставрировать армянские храмы средневековой Каффы. Но… А вдруг?