С начала своих трудов – воспоминаний о службе в МНР прошло уже немало лет, но вот же – по-прежнему появляются, возникают всё новые и новые старые сослуживцы, знакомые и уже позабытые, солдаты, прапорщики, офицеры тех давних, и таких замечательно интересных времён. Когда никто не был загорожен никакими границами и все были один советский народ, а МНР и её народ был по-настоящему братским, и мы трудились в той замечательной стране, не задумываясь абсолютно над тем, что строим «чужому монгольскому дяде»… Потому, что чужими никто из нас не был…
И вот – февральское сообщение в «Одноклассниках»; очередное, но такое прекрасное, взволнованное и искреннее – появился ещё один военный нашего славного 136 мехбата, служивший в очень важном для производства земляных работ подразделении – взводе БВР. Да не кто — нибудь, а его зам.комвзвода сержант Лексаков! Т.е. заместитель того ещё командира – прапорщика Гердлежева, делового, грамотного, требовательного специалиста (не зря, я думаю, он имел неформальное прозвище «Пиночет» — чисто солдатское изобретение…) – «приколиста» и большого юмориста, с которым мы на связи уже довольно продолжительное время.
Не стану дальше разводить комменты-сантименты – приведу слова самого Александра Лексакова, и, кое-где немножко прокомментирую…
Лексаков Александр 25 фев. в 13:43
Добрый день, Сергей Вячеславович! С огромным монгольским приветом! Мне посчастливилось служить с Вами в Монголии, мехбат, взвод БВР, 1981-1982гг. Если помните, был у нас такой командир, Пиночет. Ну а я его бывший зам. От нас с Пиночетом примите поздравления с праздником! И ещё один привет — от Сержанта Бондаря Валерия!
С.Л. Так, значит эти командиры уже давно на связи – молодцы! Конечно, сходу парень не вспоминается – но он же напомнит кое-какие моменты, случаи и дела обязательно! А уж Бондаря-то мне забыть невозможно – этот сержант у меня «тянул» всю трассу Хар-Айраг – Борундур по геодезической части…
Лексаков Александр.
Здравствуйте, Сергей Вячеславович! Очень приятно, что всё хорошее остаётся с нами навсегда! Итак, я — Лексаков Александр, увольнялся именно с трассы Айраг — Борундур в декабре 1982г. И увольняли меня именно Вы – наш командир Мерзлов Владимир Ильич был тогда в отпуске, а Вы были и.о. командира части… Как же это давно было! Хотя, впрочем, иногда кажется, что наоборот — только вчера вернулся. Ну, Пиночет – это прапорщик Гердлежев. Он сейчас в Москве обосновался, всё такой же. Пообщаешься с ним и говоришь : «Пиночет, ты не изменился…». Ну а Бондарь — это как раз 1982 год , Айраг; у него образование было топографическое, и он там с Вами всё шаманил с теодолитом, трассу вы прокладывали. Мы с ним связь по Инету поддерживаем, а так года два назад он в гости приезжал, он всё Вас вспоминал, и вот надо же, какая встреча! Если Вы не против, я ему Ваш адрес скину, пообщаетесь. Скайпа у меня нет, да и с компьютером я на уровне чайника. ( Хотел написать, наверное, в силу возраста, но вспомнил про Ваш блог и воздержался).
По фоткам- то Вы меня вряд ли вспомните, всё -таки, это вас, офицеров, у нас было немного, а нас, солдат, у вас о-го-го! Ну я в «Одноклассниках» ещё зарегистрирован, в сообществе ЗабВО, армейских фотографий у меня целый дембельский альбом, вот только заряжать в Инет я их пока не умею. Буду дёргать друзей на работе, глядишь, помогут, если будет интересно, вышлю. Ну, наверное, пока всё. Очень рад, что мы нашлись, Инет всё-таки великая штука, коли с умом… До свидания, с монгольским приветом!
С.Л. Да Саша – Инет вещь замечательная, соединяющая и с хорошими и, даже когда не хочется, с плохими людьми. Правда, это уже очень субъективные вещи – в данном случае кроме большой радости от этой встречи я ничего не испытываю…
Лексаков Александр 26 февраля
Добрый день, Сергей Вячеславович!
1. Валерке адрес Ваш переслал; он, правда, такой же спец. по компьютерам, как и мы, но там тоже сынок помогает.
2. Ну а насчёт службы… Знаете, когда через много лет в » Одноклассниках » мы с Пиночетом нашлись, то он мне прислал сообщение типа » не знаю, захочешь ли ты встретиться…» А для меня служба — одно из ярких воспоминаний, со всеми «прелестями», начиная от дедовщины и заканчивая, уж извините, подпольными пьянками. (Тут же извинил…)
Со временем ведь в памяти только хорошее остаётся, тем более, что хорошего было намного больше! Мы вот с Валеркой как встретимся ( а он живёт в Украине и несколько лет ездил на заработки на подмосковные дачи) да как откроем дембельский альбом, да как начнём вспоминать… И всё почему-то о хорошем получается! Да что там говорить! Скоро 30 лет, как дембельнулся, а с Валеркой дружим, с Пиночетом поддерживаемся, Вас вот нашли! Наверное, всё не просто так!
3. Ну, немного о себе. После дембеля пошёл работать в Московский метрополитен, да так тут и остался, вожу поезда под Москвой. В «лихие 90-е» на кривую дорожку не свернул, за большими деньгами не гнался, предпочёл остаться честным работягой. Живу по принципу : если с утра посмотрел в зеркало и не плюнул в него, значит всё в порядке.
4. На Ваших фотографиях меня нет, увольнялся я из первого лагеря. В связи с этим вспоминается давняя история. Уже работая в метро, встретился там с помощником машиниста, который служил в нашем мехбате через пару лет после меня. (Как тесен мир!!!) Он мне и рассказал, что мехбат переехал из первого лагеря. Тогда ещё остались в нашем батальоне офицеры, с которыми и я служил, правда, за давностью лет не помню, кого он называл.
Ну насчёт того, чтобы Вы вспомнили меня, такая история на память пришла. У нас ведь в БВР было два БТСа, но вот Вы однажды вызываете меня, показываете какую-то груду железа и говорите : это БСК-4М ( Вот память-то !) Делай! Ну мы что могли — сделали, а к электростанции не подключили, не заводилась эта электростанция, холодно было… Не вспоминаете? Я такой длинный был, тощий… Собственно, таким и остался, только постарел чуть-чуть.
С.Л. Да как не вспомнить ту груду железа – конечно вспомнил! Надо было буровые работы усиливать, ведь приличных и даже не приличных бульдозеров с рыхлителями в нашей замечательной, в целом, бригаде, не водилось. К великому сожалению, Челябинские «аппараты» на тракторах типа Т-130 монгольские базальты даже не царапали. Вот поэтому сержанту Лексакову и пришлось ставить почти заведомо невыполнимую задачку – «вдохнуть жизнь» в тот буровой станок….
Лексаков Александр 27 февраля.
Да, я же БВРом при Вас даже командовал: Пиночет осенью в Союз перевёлся, а я до дембеля на хозяйстве оставался…
..Ещё насчёт БСК — я дембельнулся, а его так и не подключили; а потом Валера Бондарь , а он уволился через полгода, мне говорил, что его поставили на ГАЗ-66…
Да, 30 лет без малого, а Вашу фамилию увидел, воспоминания нахлынули, и как будто вчера на дембель ушёл. Так долго можно только о хорошем думать.
…Я на общей фотографии конечно есть, но это я себя найду, а так — бесполезно. У БТСки не я нахожусь — я снимал. Это в Хар-Айраге. Насколько я помню, там надо было совсем чуть-чуть пробурить, планировалось, что под трассу грейдерами срежут немного, и готово. А грейдер не взял, бульдозер – тоже, пришлось нас подогнать, так там надо было меньше, чем на шнек пробурить. Помню даже такую историю: Вы приехали к нам туда, а мы на полный шнек бурим, чтоб с запасом, так Вы нам втык сделали: » Не теряйте время!» Тогда ждали генералов из Москвы, мы готовились им новый лагерь предъявить, ну и кусочек трассы. Это в самом начале строительства было. А потом приехали взрывники, взорвали и готово.
С.Л. Точно, так и было – ждали тогда начальника железнодорожных войск генерал-полковника А.М. Крюкова со свитой (вот он на моей фотографии – тоже не знаю, кто из солдат сделал снимок моим ФЭДом по моей просьбе – исторический, кстати, снимок…). И не хотелось, конечно, ударить в грязь лицом. Само собой, никто и не думал доложить ему о том, что у нас нету нормальных рыхлителей. Поэтому – бурить и взрывать, бурить и взрывать…
Лексаков Александр.
У меня есть фото с построением офицерского состава, но там и на оригинале не разобрать. А насчёт лица… Понятно это всё, мы менялись, время идёт. Вот если бы я там машину угнал бы да компанам продал, или ещё чего в этом роде, тогда да, запомнился бы. А так, отслужил без особых «подвигов». Да и потом, я в последнее время вспоминал какие-то подробности о нашей совместной службе, так вспомнил лишь несколько эпизодов. К примеру, Ваше первое появление в лагере в Сонгино весной 1982 года.
Вы стоите у столовой, я веду взвод на завтрак, прохожу мимо Вас, отдаю честь, а Вы: «Товарищ сержант , разверните взвод и пройдите ещё раз». И так раза три. Я-то понимаю, в чём дело, что не с проста незнакомый майор начинает права качать, но характер-то у меня ого-го! Тем более, дед Советской Армии! Наконец, Вы нас построили: « Почему Вы не подаёте команду «Смирно» прямому начальнику?!» И происходит диалог:
— «А я не знаю, что Вы наш прямой начальник!»
— «Я — главный инженер батальона, майор Лелеко!»
-«Простите, я не знал…»
-« Вернитесь и пройдите ещё раз!»
-« Есть!»
Ну, а после завтрака Вас официально представили всему батальону…
Ну ещё помню, как на трассе в том же Сонгино, Вы приехали на наше бурение, а мы новую штангу загрузили , включили, и сидим курим. Вы приехали, посмотрели и говорите : «Сколько лет служу, а не видел, чтобы вот так, сидя работали!»
А так вообще, мы же с Вами и не пересекались почти, разве что когда Владимир Ильич Мерзлов в отпуск или в командировку уезжал, а Вы за него оставались. Ну и на трассе, конечно. Мне про Вас очень много Валерка рассказывал, вот его-то Вы и помните, потому как постоянно общались.
Лексаков Александр 10 марта.
Ох, фотку интересную получил, у меня такой не было, хотя я её помню. Ну, тогда с фотками вообще беда была… А сколько сразу воспоминаний !!!
Как к «учебной тревоге» готовились; все оделись, я своих бойцов по-пластунски в парк отправил, БТС заводить, рассчитали, что из оружейки лучше сразу весь ящик с оружием вытащить, чтобы не толкаться ( наше оружие, как оружие отдельного взвода, отдельно лежало)… Ну и как завыла сирена, слышу БТС затарахтел! Короче, выехали мы одними из первых на своём тракторе!
И ещё запомнилось, как после 10 дней работы ( а для нас же это вообще был дембельский аккорд ), нам устроили строевой смотр. Ну, естественно, мы все никакие, проверяющие ходят, морщатся. Выставили нам всем оценку » удовлетворительно». Генерал и говорит :
— «Да, неважно… майор Мерзлов, что Вы можете сказать?»
А Владимир Ильич как гаркнет:
-« Батальон! Равняйсь! Смирно! Всему личному составу объявляю благодарность!»
Мы хорошенько грохнули в ответ: « Служим Советскому Союзу» — вот ТАК мы никогда не кричали!
Ну и генерал так, крякнул : «Молодец, майор !»
А потом, наследующий день, Владимир Ильич ездил по трассе, останавливал дедов, ну и по 100 грамм… Из песни слов не выкинешь, было такое.
С.Л. Про этот строевой смотр и проверку помню очень смутно; может быть куда-то был отправлен, т.е. был в отъезде – ведь в тот момент у батальона было ещё два или три объекта. Но всё-таки, что-то осталось в голове на эту тему. А вот про «фронтовые 100 грамм», о которых рассказал Александр, я не знал. Но, зная нашего командира, Владимира Ильича Мерзлова, вполне допускаю, что такое было. Недавно, к слову, удалось найти и его, правда без помощи Инета, в котором он тоже «чайник». Уточним это очень интересный момент…
Лексаков Александр 10 марта
На фотке, которую я Вам послал – подполковник Воронов, комбат, который до Владимира Ильича командовал. Он через пару месяцев после Вашего прибытия перевёлся в Союз. Там тоже история была, как мы его всем батальоном провожали. Железная дорога в Союз ведь рядом была, станция Айраг. И вот, Мерзлов выгоняет вдоль трассы всё, что могло двигаться, выстраивает личный состав, Воронов в тамбуре стоит, курит, а мы все по стойке смирно, и с сигналами машин!!! Мы же пацаны были, и то мурашки по коже, а комбат прямо навзрыд!
С.Л. Точно, знаю я про проводы комбата Воронова Вячеслава Михайловича, всё так – и эмоции, и слёзы… Очень жалею, что в тот момент я находился на каком-то другом объекте.
Лексаков Александр
Ну а насчёт нашего первого знакомства — так ведь не забывайте, что там за мехбат у нас был. Дисциплина так себе, прочное первое место в бригаде по количеству сломанных челюстей, и т.д. Так что, наверное, так и надо было показать себя, дать понять. У нас ведь там, бывало, и прапорщики за стакан за водкой бегали, и младшие офицеры возле вагончиков лежали. Ну и мы тоже, пацаны, тем более деды!!! Мозгов нет, а дерьмо из всех щелей. Собственно, это даже тогда воспринялось с юмором, похихикали между собой, да и забыли.
Вот Вам вдогонку такое короткое воспоминание: не помню уже точно, где и когда, но оказался я в Вашем вагончике, ну и получал за неаккуратный внешний вид подчинённых. Ну и в процессе разговора Вы мне и говорите что-то вроде такого:
— «Всё понимаю, но это Армия! И в ней должен быть порядок».
Помню до сих пор.
А насчёт «выёбистости» могу заметить, что Вы были требовательным, а это большая разница. Мы ведь, солдаты, постоянно офицеров обсуждали. Конечно, веселее было с рубахами-парнями, с которыми можно было на «ты», можно было распить архи и ему предложить. Слов нет, с ними было легче, но уважения к ним не было ни у кого. Зато все очень уважали Вас, Шандрия , Мерзлова…
Кстати, про Владимира Ильича: всё , что написал — истинная правда. И про благодарность, и про сто грамм. Кому перепало, считали это огромной наградой!
…Фотка с купанием, кажется, 82-года. Помню этот момент, но там, по-моему, весь батальон на Толу выводили купаться по очереди.
А ребята — из второй роты, экскаваторщика одного узнал и одного водителя ДЭТа, но фамилии уже забыл.
На батальоны с БАМа я насмотрелся в учебке в Красноярске. На блог (sv.leleko.ru) зайду, спасибо.
О! У меня в альбоме еще фотка есть, так там, кажется, зам. командира бригады подполковник Бохан и есть, такой высокий, немного неуклюжий, как я помню, и в очках. Правильно? Пересниму – вышлю.
Командира бригады Мителёва не знал, светлая память… Ларин меня на губу отправлял, попался я ему под горячую руку Он тогда нач. штаба бригады был. Полковника Белова помню, но, сами понимаете, где он был, а где солдаты. Видел его пару раз. Светлая память.
Александр Лексаков
… А я попался Ларину случайно — просто шёл в Баторе мимо штаба, едет УАЗик навстречу, а оттуда — фиксы сверкают. Выходит и орёт — патруль! Этих на губу!!! Не понравилось ему, что у нас бушлаты без погон ( там же все так ходили ). Посадили нас, а в батальоне аврал — двое сбежали. Всю ночь нас искали, пока на утро не поменялся караул, и мы не попросили нач.караула в часть позвонить. То ещё кино было ! Владимир Ильич страшные кары обещал. Но ведь он отходчивый был, так и забылось…
С.Л. Царствие Небесное всем упомянутым нашим бывшим командирам 17- бригады: нет на белом свете Белова, Ларина, Мителёва. Вместе со всеми их человеческими и прочими качествами…
… Отлично, что напомнили про встречу с монгольскими офицерами и их семьями! Точно помню, что какие-то спортивные мероприятия с монгольскими солдатами были. В футбол лично играл, а матч назывался СССР — Монголия! Я всем всегда рассказывал, что у меня на счету один международный матч!!! А помните, в Сонгино вдоль трассы заборчик такой скромненький проходил, а за ним — как нам говорили, правительственная зона отдыха находилась?! Мы туда иногда ходили — там дом такой с колоннами, для тамошних мест очень даже ничего… И ещё. Помню, когда мы из Сонгино уходили, лагерь свой монгольской армии оставили. Там ещё наши бойцы какое-то время оставались. Это не этим ли нашим побратимам мы его оставили?
С. Л.
Может быть, конечно, им. Меня там точно не было тогда — где-нибудь на югах носился… Вот это удалось вспомнить — и, значит, не забудется. Насчёт матча — здорово, но тоже не помню! Ведь международный матч-то!!!
Что ж, буду ждать продолжения наших воспоминаний. Ещё не откликнулся известный трассовый геодезист старший сержант запаса Валерий Бондарь. Уверен, что ему тоже есть что вспомнить и хорошего и, возможно, не очень. Технические трудности преодолеваемы, жизненные – тоже. Подождём – какие наши годы!
Пользуясь случаем – поздравляю всех воинов-железнодорожников с наступающей 161-й годовщиной наших славных войск. Сохрани их Господь для России. Они ей нужны.
…если с утра посмотрел в зеркало и не плюнул в него, значит всё в порядке…
хорошо сказал!
Если Вам так интересны сведения, изложенные на моём блоге, и Вы сумели его самостоятельно прочитать по-русски, почему же мне пишете по-английски? Я не готов с Вами общаться не на русском языке. Кроме того мне не ясно, что именно Вас так заинтересовало?
Вы знаете читал и как будто снова в молодости побываал.Я ведь в этом мехбате с декабря 79 по июнь 81 служил.Мы как раз сыпали насыпь Сайшанд-Дзунбаян.Я был командиром отделения передвижных электростанций в отдельном ремонтном взводе,командовал лейтенант Ершов.Знакомые все фамилии Воронов-комбат,Мерзлов- Нач.штаба,Пиночет,Жилко-ст.лейтенант,замполитом, или Нач клуба был,Шандрия помню.В Сайшанде у нас был полевой лагерь между Сайшандом и Дзунбаяном, там и жили в палатках на взвод ,с печкой , с апреля по декабрь.В гарнизон нас только в баню возили по субботам.Кладбище русское видел.А постоянным местом дислокации батальона был г.Дархан на противоположном конце Монголии.Туда мы уезжали на всю зиму,на так называемую зимнюю учёбу,технику подчинить к весне.Грузились на платформы и по железке,я однажды ехал в сопровождении, в товарном вагоне с буржуйкой,дней наверное10.В общем есть что вспомнить.За всю службу ни одного увольнения,ни отпуска, не куда ходить было.В пустыне даже телевизора не было,как раз 80й олимпиада в Москве, а у нас только газеты недельной давности.Но все равно было хорошо потому что были молодыми, и наплевать нам было на жару,поносы,вонючую привозную воду.В пустыне даже водки. купить было не где, и жили мы надеждой что дембель неизбежен как крах империализма».Была стариковщина в разумных пределах,кто желал занимались спортом,качались.Но ведь даже не верится,что 19-20летние парни с горсткой офицеров строили с ноля такие дороги,обустраивали быт в таких условиях,. становились настоящими мужиками.Спасибо вам,что ещё раз вернули в то время.Может кто отзовется из сослуживцев.Призывался в мае 1979 из Рязани в Свердловский учебный полк,откуда попал в МНР.