Грешен: до сих пор люблю рок и близкие этому стилю современной музыки направления. Это потому, что будучи старшеклассником, имел дома настоящее чудо 60-х годов – магниторадиолу «Харьков-63», которая успешно ловила из Румынии целые концерты «Битлз» и множество других тогдашних кумиров, которые я записывал на магнитофон. Через тот аппарат происходило и первое знакомство с той великой музыкой и моих друзей детства… Так что всё это впитано навечно, поэтому и не забывается.
Дальше – признаюсь, что по этой самой причине очень не равнодушен к весьма знаменитой сегодня команде из Украины – «Океан Эльзы» и её харизматичному лидеру – Святославу Вакарчуку, обладателю хрипловатого, приятного голоса с неким надрывом. Этот талантливый парень, мне кажется, покорил своими нестандартными песнями с текстами, часто имеющими интересную философскую нагрузочку, множество слушателей, и не только в Украине. В общем, когда узнал, что в Тюмени будет большой концерт в рамках глобального музыкального проекта в поддержку Сочинской олимпиады, то в голову мысль о том – а зачем поддерживать такое начинание – даже не пришла: произошла «зацепка» за Вакарчука старого любителя рока…
И вот приближаюсь к огромной сцене около ЦУМа, «внедряюсь» в многотысячную массу, в подавляющем большинстве, молодых, жаждущих зрелища, тюменцев. Это вполне удаётся, и я занимаю местечко в тени небольшой берёзки, попутно проверяя свой фотоаппарат – ведь хочется запечатлеть выступление посланцев Украины. Молодёжь вокруг разного возраста и пола, многие с фотоаппаратами и… детьми, многие с удовольствием разминаются под «разогревающие» ритмичные звуки, отдалённо напоминающие некую музыку, но без мелодии. Впрочем, это мне известно, что так теперь модно и популярно. И не надо быть композитором, чтобы вот так, на спецаппаратуре, «делать музыку» — это мне сын давно пояснил. Но…звуковое давление начинает ощущаться: показалось, что звонит мобильник в моей брезентовой сумочке, полез достать – но его там нет. Он же в кармане, а в сумочке… беснуется звук! Тут же почувствовал вибрации воздуха под… одеждой; очень интересное ощущение, никак не связанное с восприятием музыки.
Наконец, вертлявый ведущий этого действа сообщил, что на сцене появились первые из заявленных артистов – московская команда с многообещающим английским названием «Больше денег». Точнее (для понимающих разницу) это были представители «инди-поп-рокеров», как написал кто-то знающий на сайте «Нашгород. ру». Это вдохновляло – видел сам – очень многих, и, поэтому, было множество предвкушающих криков радости.
Что случилось позже мне, как далеко не знатоку молодёжных, а может быть, просто современных инноваций в музыке, судить сложно, да и ни к чему – всё же кем-то продумано и оплачено. Но ужас меня по-прежнему не покидает: эта девушка Надя – «вокалистка» из Москвы, умело пользовавшаяся микрофоном, издавала настолько мощные крики, что вибрировали, мне кажется, все клетки моего тела. А значит, и других тоже. К чести некоторых родителей, они уносили маленьких детей – видимо, боялись, что они получат травмы ушей. Я-то думаю, что и душевные травмы тоже, потому, что вряд ли это была музыка в понимании нормального человека. Ну понятно, рок – это движение, мощь и сила звука. Настоящие рок-музыканты и исполнители – это пахари, которых после подобных концертов можно выжимать, как тряпки – так они отдаются музыке, ну разве не так? Надя же, со своими четырьмя парнями, тыкавшими пальцами в какую-то аппаратуру, нисколько не вспотела, даже, мне кажется, наоборот! Ведь всё за них делала обычная «фанера» на каком-то нерусском языке; хотя, может быть, я и ошибаюсь немного – очень сильно бил в барабаны их барабанщик. Может быть, по-настоящему…
Заметил, что очень многие их окружавших меня молодых людей, в процессе первой части действа немного сникли, их энтузиазм слегка угас, испарился. На большом экране видел немало просто усталых глаз. Тогда и понял, что значит слово «Марафон» применительно к такому мероприятию. Два часа или немного больше отстоял…
Но вот, наконец, объявляют «Машу и медведей» — гораздо более знаменитую команду фолк-рока. Длительная пауза для установки и отладки аппаратуры заполняется такой же ритмической и чрезвычайно громкой музыкой. Народ стоит, двигается, мигрирует. Предвкушает.
Маша пела по-русски, кроме того, оказалась землячкой – по крайней мере, так она говорила неоднократно. Был ещё один плюс – у неё были сопровождающие музыканты – гитаристы и барабанщик. Но на этом отличия, пожалуй, заканчиваются – страшные, пронзительные и сверхмощные звуки при почти полном отсутствии осмысленных мелодий, настоящая какофония, очень напоминали выступления предшествующей команды, хотя и относящейся к другому подвиду музыкальной культуры современности.
Часа через четыре, выйдя «на свободу» и посидев на лавочке (которых, кстати, напротив ЦУМа явно мало), я начал понимать понемногу «законы этого жанра». Первое, это то, что молодёжи надо подольше и погромче чего-нибудь вколачивать в голову, говоря, что это такая «субкультура» или «музыка». Молодёжь что – крепкая – выдержит: моя спина, почему-то, стала давать мне сигналы типа . «Хватит дурить, дед…». А ведь таких как я – сам видел – было немало. Один человек моего возраста стоял с палочкой, без эмоций. Видно было, что ждал. Думаю, что не Машу и не первых, которые про «мани»…
Второе, которое мне бы стоило знать: самое самое – всегда в конце! А я-то хотел услышать «Океан Эльзы», да побыстрее. Наивный, не по годам! Так тебе и надо.
…В десятом часу тёплого воскресного вечера ни Маша, ни её замечательные медведи, покидать сцену не собирались, и я призадумался: темнеет, когда появятся посланцы Украины – не известно. Станет темно – фотографировать выступление ребят бесполезно. Послушать их песни можно запросто – только включи компьютер. Идея оказалась фикс: наивность наказуема, такие «марафоны» не для меня.
С превеликим сожалением, уставший как каменотёс, удачно попал на нужную маршрутку.
Кошмары не снились, но спал как убитый.