О РОССИЙСКОЙ СТРАТЕГИИ ТРАНСПОРТНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С МОНГОЛИЕЙ.

Монголия – страна, в которую наши предшественники за многие десятилетия вложили немало, создав основы промышленности и транспорта этой обширной, очень дружественной нам страны. Людям, немало лет потрудившимся в МНР в своих отраслях и создавших конкретные объекты, работающие на благо этой страны и поныне, эту деятельность не забыть.

Лично мне пришлось строить несколько новых железных дорог в МНР в период военной службы  в  17 отдельной железнодорожной бригаде  железнодорожных  войск СССР (1982-1986 годы) – это линии, имеющие стратегическое значение для Монголии.  Бага-Хангай – Баганур – железная дорога, обеспечивающая транспорт угля из самого большого угольного разреза,  Хар-Айраг – Борундур – линия, по которой транспортируется плавиковый шпат на экспорт. Железные дороги, построенные железнодорожной бригадой ранее –  до  ГОКа  «Эрдэнэт»,  в   Шарын-Голе, Сонгино,  Дзуун-Баяне – это примеры  прошлого сотрудничества СССР с Монгольской стороной на основе взаимной выгоды.  Отдельно, особо, надо обязательно упомянуть главную дорогу — Трансмонгольскую. Но ведь все эти трудоёмкие, дорогостоящие работы не выполнялись бесплатно,  а  оплачивались зачётом полезных ископаемых, экспортируемых  в  СССР.   Конечно, в то время не существовало каких-либо ведомственных  или  узких  бизнес интересов,  а  все  вопросы планирования, организации, оплаты, решало государство.   Думается, что если бы начало сближения  и сотрудничества СССР с МНР произошло в наше время, то ничего  бы в этой стране построено  не было.  Поясню почему.

Десятилетия прошли с момента распада СССР и отхода от МНР как ближайшего партнёра на Востоке во всех областях.  В том числе и в области транспортного строительства как такового.  За эти годы произошло почти непоправимое: полностью уничтожена целая железная дорога  на Востоке Монголии – Чингисвал – Мардай,  построенная нашей бригадой  в  80-е годы  в  весьма сжатые сроки для обеспечения вывозки в СССР урановой руды.

«Золотое звено» укладывают наши путейцы на конечной станции Дорнод… Где оно теперь?

Загубленный, весьма дорогостоящий проект, вылился в … продажу этой линии, где в настоящее время полностью отсутствует верхнее строение пути,  а  земляное полотно наверняка требует серьёзного ремонта.

Вид моста и земляного полотна примерно с юга…

Вопрос – кому это  было нужно?   Ведь это очень большая упущенная выгода обоих сторон! Теперь, насколько известно, проект по добыче урановой руды начинает  медленно  возрождаться  с  участием  России…

В настоящее время про Монголию почти ничего не слышно: страна, как бы, и не присутствует в планах стратегического партнёрства России  и  её  транспортного ведомства,  хотя  в  стране   уже принят грандиозный план  железнодорожного строительства в связи с началом разработки новых, очень больших по объёму, угольных  месторождений  в  Гоби.  Здесь, на мой взгляд  специалиста-практика  по возведению земляного полотна,  и  следовало бы принять активное участие в работах  по проектированию, подготовке весьма значительных сил строителей и организации  работ по строительству этой стратегической дороги,  длиной примерно 800 километров.  Если,  конечно же, удалось бы выиграть соответствующий тендер, проведённый Монгольским правительством.

И,  насколько известно,  этот тендер Россия выиграла:  и что же?   Что же дальше,  если нет никакой информации в СМИ о начале работы?

Создаётся впечатление, что в России нет достаточной заинтересованности в реализации этого грандиозного проекта по мне не понятной причине: но это означает только то, что утерянные позиции в совсем недавно братской стране, руководство которой до сих пор предпочитает ориентироваться в своём развитии на Россию,  мы не восстановим.  Тогда роль и значение  восточных и, особенно южных соседей в Монголии, станет такими,  что России там станет нечего делать…

Блестящие перспективы транспортного строительства в Монголии – это не миф.  Удивительно, но там даже ведётся строительство шоссейных дорог: если бы не Интернет, то не поверил бы! Ведётся силами  бизнеса  КНР.  Вопрос – почему?  Мы не можем или не хотим?   В  этой стране всё меньше людей, особенно среди молодых, которые хорошо говорят по-русски – и это тоже нехороший знак.

Монголия – это уже не «младший брат», а динамично развивающаяся и достаточно состоятельная, чтобы достойно платить за хорошую работу, страна.  По отношению к ней у России должны быть планы  сотрудничества и развития транспорта: нельзя себе представить, чтобы после стольких лет  и  тысяч  километров железных  дорог,  построенных там нашими руками, Россия спокойно взирала на развёртывание в Монголии транспортных строителей других государств…

Эта страна по-прежнему остаётся самым близким нашим соседом на Востоке.  И мы в России не должны забывать, что  остались народами-братьями, как это ни наивно звучит сегодня.

Будем помогать  соседу  развиваться – скажут спасибо будущие поколения.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.