Монголия – страна, в которую наши предшественники за многие десятилетия вложили немало, создав основы промышленности и транспорта этой обширной, очень дружественной нам страны. Людям, немало лет потрудившимся в МНР в своих отраслях и создавших конкретные объекты, работающие на благо этой страны и поныне, эту деятельность не забыть.
Лично мне пришлось строить несколько новых железных дорог в МНР в период военной службы в 17 отдельной железнодорожной бригаде железнодорожных войск СССР (1982-1986 годы) – это линии, имеющие стратегическое значение для Монголии. Бага-Хангай – Баганур – железная дорога, обеспечивающая транспорт угля из самого большого угольного разреза, Хар-Айраг – Борундур – линия, по которой транспортируется плавиковый шпат на экспорт. Железные дороги, построенные железнодорожной бригадой ранее – до ГОКа «Эрдэнэт», в Шарын-Голе, Сонгино, Дзуун-Баяне – это примеры прошлого сотрудничества СССР с Монгольской стороной на основе взаимной выгоды. Отдельно, особо, надо обязательно упомянуть главную дорогу — Трансмонгольскую. Но ведь все эти трудоёмкие, дорогостоящие работы не выполнялись бесплатно, а оплачивались зачётом полезных ископаемых, экспортируемых в СССР. Конечно, в то время не существовало каких-либо ведомственных или узких бизнес интересов, а все вопросы планирования, организации, оплаты, решало государство. Думается, что если бы начало сближения и сотрудничества СССР с МНР произошло в наше время, то ничего бы в этой стране построено не было. Поясню почему.
Десятилетия прошли с момента распада СССР и отхода от МНР как ближайшего партнёра на Востоке во всех областях. В том числе и в области транспортного строительства как такового. За эти годы произошло почти непоправимое: полностью уничтожена целая железная дорога на Востоке Монголии – Чингисвал – Мардай, построенная нашей бригадой в 80-е годы в весьма сжатые сроки для обеспечения вывозки в СССР урановой руды.
Загубленный, весьма дорогостоящий проект, вылился в … продажу этой линии, где в настоящее время полностью отсутствует верхнее строение пути, а земляное полотно наверняка требует серьёзного ремонта.
Вопрос – кому это было нужно? Ведь это очень большая упущенная выгода обоих сторон! Теперь, насколько известно, проект по добыче урановой руды начинает медленно возрождаться с участием России…
В настоящее время про Монголию почти ничего не слышно: страна, как бы, и не присутствует в планах стратегического партнёрства России и её транспортного ведомства, хотя в стране уже принят грандиозный план железнодорожного строительства в связи с началом разработки новых, очень больших по объёму, угольных месторождений в Гоби. Здесь, на мой взгляд специалиста-практика по возведению земляного полотна, и следовало бы принять активное участие в работах по проектированию, подготовке весьма значительных сил строителей и организации работ по строительству этой стратегической дороги, длиной примерно 800 километров. Если, конечно же, удалось бы выиграть соответствующий тендер, проведённый Монгольским правительством.
И, насколько известно, этот тендер Россия выиграла: и что же? Что же дальше, если нет никакой информации в СМИ о начале работы?
Создаётся впечатление, что в России нет достаточной заинтересованности в реализации этого грандиозного проекта по мне не понятной причине: но это означает только то, что утерянные позиции в совсем недавно братской стране, руководство которой до сих пор предпочитает ориентироваться в своём развитии на Россию, мы не восстановим. Тогда роль и значение восточных и, особенно южных соседей в Монголии, станет такими, что России там станет нечего делать…
Блестящие перспективы транспортного строительства в Монголии – это не миф. Удивительно, но там даже ведётся строительство шоссейных дорог: если бы не Интернет, то не поверил бы! Ведётся силами бизнеса КНР. Вопрос – почему? Мы не можем или не хотим? В этой стране всё меньше людей, особенно среди молодых, которые хорошо говорят по-русски – и это тоже нехороший знак.
Монголия – это уже не «младший брат», а динамично развивающаяся и достаточно состоятельная, чтобы достойно платить за хорошую работу, страна. По отношению к ней у России должны быть планы сотрудничества и развития транспорта: нельзя себе представить, чтобы после стольких лет и тысяч километров железных дорог, построенных там нашими руками, Россия спокойно взирала на развёртывание в Монголии транспортных строителей других государств…
Эта страна по-прежнему остаётся самым близким нашим соседом на Востоке. И мы в России не должны забывать, что остались народами-братьями, как это ни наивно звучит сегодня.
Будем помогать соседу развиваться – скажут спасибо будущие поколения.