Как здорово иногда изменить что-то устоявшееся – привычки или маршруты, что-нибудь ещё. Тогда, совершенно неожиданно, случается такое, о чём давно и прочно забыл, или уже и не вспоминал десятилетиями. Так и со мной случилось в 2011 году: поездка на родину в Крым обычным маршрутом – через Москву, оказалась усложнена по причине отсутствия приличных (не у туалета) билетов, и было решено, что поедем по маршруту Екатеринбург – Симферополь.
Уже после получения билетов я разобрался с предстоящим маршрутом следования этого замечательного поезда, и оказалось…
Это был совершенно исторический маршрут, и не только потому, что впервые пришлось проследовать по знаменитой Волжской рокаде, сыгравшей в тяжелейший период лета 1942 года, когда враг рвался к Сталинграду и почти не было сил его остановить, огромную роль в обеспечении фронта всем необходимым. Силы нашлись у тех 65 тысяч заключённых советских лагерей, которые сумели, зачастую под немецкими бомбами, построить в фантастически короткие сроки новую железнодорожную линию Иловля – Петров Вал – Саратов – Свияжск, общей протяжённостью в 978 километров, по которой командованию Красной армии удалось успешно организовать снабжение истекающих кровью войск под Сталинградом и, в конечном итоге, добиться коренного перелома во всей Великой Отечественной войне…
(Сведения мной взяты из журнала «Родина» №6 за 2011 год – рекомендую прочитать этот интереснейший материал).
И вот только теперь, летом этого года, мне довелось проехать по этой дороге, построенной буквально на костях узников ГУЛАГа и «вольнонаёмных» тружеников подневольного труда — так называемых «бойцов строительных батальонов»; на мой взгляд, нормальному русскому человеку тут нельзя ехать, не молясь Богу о душах умерших и погибших наших сограждан…
Но были ещё причины для радости встречи с прошлым, но уже моим – маршрут проходил по участкам Приволжской железной дороги, где мне пришлось, так сказать, проходить «курс молодого главного инженера» батальона механизации. Впрочем, часть тех давних событий уже описана в рассказе «Год контрастов» — теперь мне удалось взглянуть своими глазами на труды нашего мехбата спустя… тридцать лет! Участок титула Сенная – Вольск, реконструкцию которого мы осуществляли в течение примерно трёх или четырёх лет, поезд пролетел буквально за 50 минут. Но, не смотря на большую скорость и приличные уже сумерки, мне удалось многое увидеть, узнать и даже сфотографировать. Жаль, что вторые пути титула Сенная – Саратов наш поезд проследовал уже почти в полной темноте: а какие там были «бои» — почти настоящие!
И об этом тоже – очень хочется рассказать.
И, наконец, ещё один, на мой взгляд, очень интересный объект, по которому наш поезд проехал с приличной скоростью – это участок, соединяющий Приволжскую и Куйбышевскую магистрали — Звезда – Пугачёвск. Насколько это интересная дорога, настолько и, в какой-то степени — таинственная. И об этом, внимательно рассмотрев по пути все особенности земляных сооружений и полосу отвода, тоже хочется рассказать.
Расположение этих трёх интереснейших с инженерной точки зрения объектов именно в такой последовательности, разумеется, не совпадает с маршрутом следования поезда – так я их располагаю по их важности и исторической значимости: конечно, вначале мы двигались через станцию Звезда, и только потом – через Пугачёвск, Балаково, Вольск, Сенную, Волгоград.
Не это важно, а то, что эта линия, расположенная на левом берегу Волги, теперь, через плотину Саратовской ГЭС, соединена с той самой, исторической Волжской рокадой, сыгравшей огромную роль в Победе советского народа в Великой войне…
И в этой транспортной системе, коренным образом отличающейся от довоенной, есть частичка и моего труда, и военных железнодорожников Харьковской железнодорожной бригады.
ТРАНСПОРТНЫЕ ИСТОРИИ ЭТОГО ЛЕТА. 160-летию славных железнодорожных войск России посвящаю серию статей про летнее путешествие в Крым этого года.: 1 комментарий