ЗАБЫТЫЙ «ПОЧЁТНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК» УКРАИНЫ.

Человек, о  котором  захотелось  рассказать  —  ветеран  железнодорожных  войск Геннадий Константинович  Каланов  —  один  из  многих  тысяч  молодых   людей  Советского  Союза, призванный  на  службу  в  очень  далёком  1966 году  после  окончания   Ленинградского техникума  железнодорожного  транспорта.  Тогда  практически  все  такие   молодые специалисты  были  обязаны  служить  именно  в  славных  железнодорожных  войсках.  Многие  со  временем  становились  кадровыми  офицерами,  окончив  военные  училища.
Но  я –  про  конкретного  человека,  которому  повезло  меньше,  чем  другим:  его призвали  солдатом  и  направили  в   Московский  учебный  полк  учиться  на  сержанта.  После окончания  «учебки»  молоденький  младший  сержант  был  направлен  в   92  отдельный  путевой  железнодорожный  батальон  (войсковая  часть  83246)  заместителем  командира  взвода  в  путевую  роту  –  так,  каким-то  непостижимым  образом,  наши  судьбы «заочно» перехлестнулись  именно  на  военной  службе  в  этом  самом  Барвенковском   батальоне:  мне тоже,  правда  гораздо  позже – в  1980 году,  пришлось  послужить  в  этой  воинской  части.  Здесь и  состоялась  его  весьма  кратковременная,  но  весьма  успешная  карьера,  прерванная  резким ухудшением  здоровья…

Новоиспечённый лейтенант.

Городок   Барвенково  оказался   близок   нам  обоим,  и  мы  немало  пообщались  на  эту тему.  Вот  перед  вами  –  результат  этих  бесед  по  электронной  почте…
Это  тихое  место  было  в  то  время  местом  дислокации  нашей  воинской  части – единственной  во  всём  Барвенковском  районе,  и,  поэтому,  весьма  почитавшейся  на  юге Харьковской  области.  Без  участия  воинов-железнодорожников,  разумеется,  ничего  в  городе не  происходило  –  ни  одно  торжество  или  другие  важные  события.  Служить  в  части  местным  жителям  считалось  престижным  –  все  прапорщики  и  сверхсрочнослужащие  в батальоне  были  из  местных  жителей.

На параде — войска Барвенковского отдельного путевого железнодорожного батальона. Слева спереди — лейтенант Г. Каланов. 1970 год.

Судя  по  фотографиям,  наш  герой  никогда  не  был  «былинным  богатырём»,  но настойчивости  и  упорства   в  этом  парне  было  достаточно.  Он  ничего  не  сообщил  про  свою службу  заместителем  командира  взвода:  что  там —  всего-то  полгода,  или  немного  больше. Человек  150  личного  состава  в  роте,  как  правило,   из  среднеазиатских  республик  и  Кавказа, и  взвода  –  человек  по  40-50.    Покомандуй,  молодой  сержант,  да  ещё  не  крупного телосложения…  Я  лично  вполне  представляю  те  самые  его  первые  месяцы  службы.   Каково «трассовое»  питание  не  всем  известно.  Могу  сказать,  что… всякое.  С  учётом  прошлой техникумовской  «сухомятки»   и  солдатской  «пайки»,  не  всякому  желудку   удавалось вытерпеть.   Каланов  терпел.   Но  –  от  него  ни  слова  об  этом,  ни  слова  о  трудностях.   Это – тот  самый,  первый  «плюсик»  в  его  карьере.
Думается,  что   не  зря  именно  его  заметили  командиры,  среди  которых  был  начальник штаба  батальона  майор  Дмитрий  Платонович  Печерица,   и  направили   в  1967 году  на  учёбу на  Центральные  офицерские  курсы   железнодорожных  войск  (ЦОК  ЖДВ)  в  Петродворец.  Двенадцать  месяцев  учёбы  в  «кузне  офицерских  кадров»  желдорвойск  —  и  готов  новенький лейтенант,  причём  с  Красным  дипломом  Ленинградского  училища  военных  сообщений    имени  М.В. Фрунзе,  которое  окончил  экстерном.   Новоиспечённого   лейтенанта   в  управлении кадров  1-го  ( Харьковского)  корпуса  желдорвойск   назначили  командиром  взвода  подвижных мастерских  (ПРМА)  в  техническую  роту…  того  же   92  ОПЖДБ,   в  ставший  почти  родным город   Барвенково,  пообещав  через  пару  месяцев   перевести  на  должность  заместителя командира  роты  по  технической  части  в  технический батальон  в  Лозовую,  но  это  обещание  так  и  осталось обещанием.
Прекрасно  знаю,  кто  такой  командир  взвода   ПРМА  –  на  моих  глазах  трудились такие  командиры  не  в  одном  батальоне.  Почти  всегда  –  на  трассе;  ни  дня,  ни  ночи,  и всегда…  виноват  в  любом  отказе  или  поломке  абсолютно  любой  техники  или  механизма.  Всё – на  нервах,   мате  и честном  слове…
Но  и  об  этих  трудностях  от  Геннадия  Каланова  как-то  вскользь,  почти  ничего.  А  это – годы  не  простой  службы.  И  где  он  работает  –  на  Украине.  Очень  скоро  – в начале  1969 года командир  части  майор  Н.А.Хомяков  ( будущий  генерал-лейтенант  и  первый  заместитель командующего  железнодорожных  войск)  предложил  ему   принять   4-ю  техническую  роту ( так бывает  иногда,  когда  молодого  офицера  ставят  на  такую  «адову»  работу  –  сам  в  своё  время  так  однажды  поступил),  от  которой  молодой  офицер  отказался:  считал  себя,  и  не  без оснований  не  готовым.  Как  водится,  такая  реакция  подчиненного  командиру  не понравилась…

Выпускники ЦОК ЖДВ — группа Г.К. Каланова.

 

Это  выразилось  в  том,  что  в  просьбе  об  учёбе  в  военной  академии  тыла  и транспорта  в  1970 году  лейтенанту   Каланову   командир  отказал.  Летом  1970 года, Каланова назначают  заместителем  командира  роты  по  технической  части  и  он  опять  подаёт   рапорт   с  просьбой  направить  его  учиться  в  академию,  но  вновь  получает  отказ.   Молодой  офицер  не смирился  –  написал  жалобу  командиру  корпуса.   Генерал-лейтенант   Овчаренко   нашего  героя  защитил,   и,  видимо,  комбату  «дал  чертей»,   но…  как  обычно  бывает  в  таких  случаях,  «бумеранг»    всегда  прилетает  в  голову  бросавшему.   В  академию  не  пустили,   а  комбат заявил  буквально  следующее:  «Примешь  роту  –  учиться  не  поедешь.   Не  примешь  –  тоже  не  поедешь!».   Нормальный  такой,  чисто  «железнодорожный»  выбор…
Так  лейтенант   Геннадий  Каланов,  уже  значительно  издёрганный  трассой  и  своей борьбой  за  право  учиться  дальше,  вынужден  был  принять  роту  в  родном  батальоне.  Но  нету  худа  без  добра:  в  1971 году   подполковника   Н.А. Хомякова  назначили  заместителем командира  Харьковской  железнодорожной  бригады,  а  на  его  место  назначили  замечательного  командира  и  человека,  легенды  о  котором  даже  я  слышал,  прибыв  в  эту часть  в  1980 году  –  начальника  штаба  батальона   Дмитрия  Платоновича  Печерицу.  Этот грамотный,   в  высшей  степени  справедливый  и  душевный  человек  оставил  яркий, незабываемый  след  в  душе  не  только  нашего  героя,  но  и  всех  последующих  поколений военнослужащих  этого  батальона.    Возможно,  следует  об  этом  человеке  написать  отдельный рассказ,  а  не  только  вот   так  –  вспомнить  добрым  словом.   Жаль,  что  у  меня  нет  никакого материала  о  нём,  и  лично  мы  не  были  знакомы.  Именно  он  и  дал,  наконец,  разрешение  на поступление  в  военную  академию  Г.К. Каланову.
Разумеется,  и  новый  командир  был  требовательным  и  разумным  руководителем: ничего  за  «красивые  глаза»  никому  не  давал.  И  ротный  командир  Каланов  на совесть работал  на целой  массе  объектов  железнодорожного  строительства,  выполняя  обязанности  командира роты  и  прораба  и  отца  родного  своих  разноплеменных  солдат  и  сержантов.  Вот  простой перечень  объектов,  в  строительстве  которых  принимала  участие   4-я   техническая  рота  под командованием   старшего  лейтенанта   Г. Каланова   в  разные  годы:  на  титуле  Славянск – Красный  Лиман  —  тяговая  подстанция  на ст. Славкурорт  и  линия  электропередачи   110 киловольт,  завершение   строительства   обхода  Харьковского  железнодорожного  узла  на участке  Змиёв – Мерефа,   станционные  пути  грузового двора   и  инфраструктура   станции Коломак  титула  Полтава – Харьков,   работы  по  расширению  станционных  путей, реконструкции  линий  электроснабжения  и  связи  на  станциях  Вакуленцы  и  Головач,  блок-пост   Калачевский   титула Полтава – Кременчуг…
Далеко  не  всегда  всё  бывало  в  порядке  при  проведении  столь  многообразных,  сложных  и  ответственных  строительных  работ,   выполнявшихся  малоквалифицированными работниками,  больше  думавшими  о  «дембеле»,   нежели   о    «безусловном  выполнении социалистических  обязательств».   Нагрузка  на  командиров   и,  особенно  на  командира  роты,  конечно  же,    была  огромная.  И   были  несчастья,  и  бывали  потери  в  мирное  время. Геннадия  Каланова  в  этом  плане  Бог  миловал:  даже  случившийся   в  1972 году  при проведении  сварочных  работ  по  устройству  отопления  в  здании  блок-поста  на  Калачевской  взрыв  ацетиленового  генератора  не  привёл  к  людским  потерям.   Это  было,  конечно,  чудо, хотя  практически  готовое  здание,  сооружённое  его  войсками,  почти  полностью  было разрушено!   Прибывший  мигом  на  место   происшествия  заместитель  командира   бригады («лучший   друг»)   Хомяков  тогда  сказал,  что   они  оба  родились  под  счастливой  звездой:    у одного  — «…накрылась бы должность, а у другого – академия.»

Каланов в элегантном костюме рядом с другом — лейтенантом Василием Маласюком.

 

Да,  в  тот  момент  наш  герой  уже  собирался  поступать  в  военную  академию  тыла  и транспорта,  разрешение  на  которое  дал  новый  командир  части –  подполковник  Д.П. Печерица.     Но…  оказалось,  что  организм,  даже  у  такого  молодого  человека,  не  всегда  в состоянии  выдержать  такие  физические  и,  особенно,  нервные  нагрузки:  всего-то  пару месяцев   после  успешного  прохождения  медицинской  комиссии  в  академию  у  старшего лейтенанта  Каланова  возникла  прободная  язва  желудка!
… От  предложения   эскулапов  Харьковского  военного  госпиталя   после  операции  признать его  годным  к  нестроевой  службе  Каланов  отказался  и  был  уволен  в  1972 году  по  болезни.  Военная   карьера,  вместившая   за  каких-то  шесть  с  половиной   лет  массу  событий,  объектов и  высокую  должность  командира  роты,  закончилась.  В  личной  жизни  молодого  офицера,  как  это  часто  бывало  в  желдорвойсках,   вначале   не  заладилось.   Первый  брак  был  не удачным,   зато  в  1987 году  Геннадий  Константинович  обрёл  настоящее  человеческое  счастье и  радуется  жизни.

Геннадий Каланов (справа) с другом Владимиром Ерёменко (моим будущим комбатом) и его женой Людмилой. Барвенково.

 

Талант и упорство – качества  вечные,  а  опыт  военной  карьеры,  даже  такой  короткой – бесценен.  Геннадию  Каланову  он  помог  закончить  политехнический  институт  в  Ленинграде и стать  инженером-электриком.    Его  служебная  карьера  на  гражданке  впечатляет —  пройден путь   от  электрослесаря  по  ремонту  трансформаторов   до  директора  предприятия,  в  середине  трудового  пути –работа  на  должности  первого  заместителя   председателя  Киришского   горисполкома  Ленинградской  области  в  трудное  время  разрушения  Советского Союза ;  теперь  он  на  заслуженном  отдыхе.
За  свою  трудовую  деятельность  и  личный  вклад  в  развитие  энергетики   г.Кириши  и Киришского  района  Ленинградской  области  Г.К.Каланов  награжден  Серебряной  медалью ВДНХ  СССР,  неоднократно  награждался  Почетными  грамотами  различных  инстанций.
… Ни  о  чём  он  не  жалеет  и  ни  на  кого  обид  не  держит,  хотя  забыть  слова  о «куриных  правах  признанного  негодным  к  строевой  службе»   начальника  политотдела полковника  Щёголева,  высказанных  молодому  офицеру  в  период  его  борьбы  за  разрешение  на  учёбу  в  гражданский  ВУЗ,  тоже  не  может…  Что  ж,  Бог  судья  и  Щёголеву,  и  другим,  не менее  вздорным  командирам  и  начальникам.    В  той  или  иной  степени  все  они – вышестоящие,  всегда  использовали  нижестоящих  именно  как  «трамплин»  для  своей  карьеры.  Это,  к  сожалению,  факт  того  замечательного  времени,  и,  слава  Богу,  что  были редкие  исключения  из  этого  неприятного  правила…
… А поезда ходят,  а грузы и пассажиры  ездят по путям станций и перегонов, сооружённых  в том  числе  руками  и  умом нашего героя – старшего лейтенанта в отставке   Геннадия  Константиновича Каланова,  отдавшего всю свою непродолжительную военную карьеру   и здоровье на благо замечательной независимой страны – Украины,  и  её народа.
Очень хочется, чтобы они знали о нём,  и,  может быть,  отдали должное  его трудам каким-нибудь способом.  Хотя бы теперь.  Ещё не поздно.

ЗАБЫТЫЙ «ПОЧЁТНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК» УКРАИНЫ.: 2 комментария

  1. Рад за тебя, внучка! Таким дедом действительно нужно гордиться; кстати, можешь то же прочесть и на сайте proza.ru . Там есть автор «Сергей Лелеко» тот же. И тоже — читают, даже больше…

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.