Мой собеседник сегодня – ещё один человек тюменского футбола, родившийся в 1946 году вначале улицы Республики 1 в деревянном доме, на месте которого теперь стоит длинная девятиэтажка с офисами разных фирм, мировых судей и магазинами. Август Давыдович Кейних не стал мастером спорта или заслуженным тренером, не воспитал своего Леоненко, но сотни мальчишек, ставших взрослыми людьми, будут всю жизнь помнить его уроки футбола, коллективизма и доброты…
Давно собирался найти время и тщательно разузнать у него то самое, что, может быть, никто до сих пор не знает: ведь историю прошлого нашего футбола можно восстановить только путём сбора подобных воспоминаний: пресса тех лет – свидетельствую как исследователь архива Тюменской области — писала о футболе и хоккее мало, вяло и крайне скудно. И вот – собрался, приехал и — беседуем!
«Начал играть в футбол в «Прибое» в 1958 году. Тренер нашей спортшколы был Зырянов Александр Трофимович, а сама школа относилась к судостроительному заводу. Начинали, помнится, вместе с Геной Жиряковым, впоследствии приглашённому в команду мастеров — хороший был нападающий. Я тоже играл на этой же позиции, позже мог и в полузащите и в защите сыграть: не играл только вратарём. На заводе я работал в 12 цехе, был слесарем по паровым котлам, ну и играл одновременно. И в хоккей зимой, конечно, тоже»…
Так в Тюмени тогда развивались два вида спорта, параллельно: футбол – летом, хоккей – зимой. И все, практически, так и играли, добиваясь больших или меньших успехов в том или ином виде спорта. Август Кейних не был исключением, а его следующий наставник – Иван Изосимович Миклин о нём сейчас говорит кратко: «Хороший нападающий был!»
Но вот пришла пора служить в Советской армии – А.Д.Кейних попадает в Белорусский округ, и сразу – на заметку руководителям хоккея округа, после тщательного отбора среди 30 кандидатов — в спортроту. Значит, подготовка парня в Тюмени была хорошей, раз сходу – в основу команды класса «Б» попал, СКА Минск! (Белорусская зона). Солдат Август Кейних играл в хоккейной команде мастеров с 1965 по 1968 годы, причём в 1966 году стал чемпионом БССР! Параллельно, как дома почти, успевал и за футбольную сборную играть в своей дивизии…
« В 1968 году вернулся; звали в родной «Водник», на лесокомбинат – там тоже команды были всегда сильные и футбольная и хоккейная… Было приглашение и в футбольную команду мастеров – тогда у нас она звалась «Нефтяник», но какое-то невнятное… Так и не понял – подходил я или нет. Но, надо сказать, на лесобазе обещали мне квартиру – женился ведь, жильё было нужно, поэтому особо никуда оттуда и не рвался. Так и остался на лесобазе — работал и играл до 1970 года, пока по семейным обстоятельствам не пришлось на некоторое время уехать в Краснодарский край. Там играл в чемпионате края за команду нефтеперерабатывающего завода в посёлке Эфипский целый сезон 1971 года, потом приглашали в другую команду там же, в Краснодарском крае. Было, конечно, интересно. Коллективы были сильные, игроков мастеровитых хватало, но мне, как оказалось, не хватало…хоккея! А тут и время пришло возвращаться домой; в Тюмени сразу пошёл играть в «Торпедо», в хоккей. Потом играл много лет и за ДОК «Красный Октябрь», «Нефтемаш»… Стал тренировать хоккеистов на своём заводе понемножку. Кое-что получалось. Там же на ДОКе, в 3 школе пробовал поработать с детьми, потренировать школьную команду. Потом стало подводить здоровье; примерно в 1977 году не разрешили врачи на воздухе заниматься спортом. Подумал более серьёзно о работе с детьми – опыта игроцкого было достаточно, но уверенности не было, что получится. Ведь образования специального у меня нет, но навыки и желание имелись. Вот так и пошло, пошло дело. Немало лет отработал в 38 школе: результаты были налицо: множество команд разных возрастов сражались на небольшом школьном футбольном поле постоянно, поскольку чемпионат школы, практически, не прекращался. Вокруг этих баталий, как водится, всегда была масса болельщиков всех возрастов, девчонок и мальчишек…»
Должен добавить как свидетель и автор этого материала, Август Давыдович меня как-то пригласил пофотографировать игры очередного школьного турнира, который проходил зимой 2000 года, кажется. Ему это надо было для сохранения памяти об этом соревновании, что говорит, безусловно, о профессиональном подходе к воспитанию ребят, поддержании соревновательного духа и просто, чтобы была память об этих футбольных баталиях. И действительно, забыть то действо я не могу до сих пор! Несметное количество команд, учёт игрового времени, голов, подведение итогов, что ещё он не делал – просто не помню! И вокруг – толпы, толпы детей и взрослых — болельщиков! Никому не холодно, всем – весело и интересно, призы, фотографирование… Ну, подумал я тогда, и школа эта 38-я! Ну и пацанов тут талантливых!…
Просматриваю больше десятка кубков на специальной полке, десяток Почётных грамот в комнате тренера: за победы и призовые места в городских соревнованиях в разные годы – есть чем гордиться, только, получается, все эти свидетельства былых побед ребятишек и труда тренера нужны теперь только…ему?
Спрашиваю Августа Давыдовича что он знает о судьбах своих воспитанников – он перечисляет наиболее талантливых ребят: Антон Пушников, Серёжа Заворуев, Боря Антипин, Саша Велижанин, Дима Бумбак, Вова Соколов, Гена Втюхин, Женя Хисматулин… Тут игроки его последнего «выпуска» и разных амплуа. Потому, что в 2003 году стали сказываться годы и нагрузки, разболелось сердце спортсмена и детского тренера 1 категории. Перенёс операцию, с любимой работой пришлось расстаться. С горечью говорит Август Давыдович о том, что его труды и, главное, перечисленные выше ребята, оказались никому не нужны в нашем городе, и только Антон Пушников продолжает выступать за команду села Лугового в первенстве Тюмени. Правда, может быть, эти сведения уже устарели; но другие пацаны, не смотря на все их таланты и просьбы тренера взять их в те или иные команды, никому не приглянулись, им никто не помог, видимо, потому, что их воспитывал всего лишь школьный тренер… Жаль и ребят и наш тюменский футбол, жаль!
…Вот кратко – жизнь человека, отданная футболу и хоккею. Отданная физическому и нравственному воспитанию детей. Да – мастеров он не воспитал – не там работал просто. Мог бы. А результаты и успехи у него были. Подозреваю, что такие тренеры, практически энтузиасты и подвижники, были и, возможно, есть и сейчас. Особенно где-то в глубинке. Значит, и у них были и есть какие-то успехи, о которых мы можем никогда не узнать, если это нам не будет нужно. Как сейчас, например. Значит, надо подумать, как сохранить хотя бы часть памяти об их трудах. Может, музей истории тюменского футбола – это то, что необходимо для этого?