9 марта – День войсковой части 36273 ( 6 отдельного железнодорожного батальона механизации 1 Кенигсбергской ождбр) — ему шестьдесят восемь. Было бы…
Сформированный в начале 1943 года, в сложнейший период первого этапа Великой Отечественной войны, батальон выполнял разные боевые задачи – приходилось заниматься и заграждением и восстановлением железных дорог на направлении главного удара немецко-фашистских войск – в районе столицы нашей Родины – Москвы.
Могу только искренне сожалеть о том, что не нашёл достаточно времени для изучения полного боевого пути части, потому, что в период знакомства с Историческим формуляром времени совсем не было. Поэтому – только отрывочные, но очень важные сведения, оставшиеся в рабочей тетради.
Боевое Знамя вручено 30 июля 1943 года. В период обороны Москвы и последующих боёв на фронтах Великой Отечественной войны личный состав части проявил себя с самой лучшей стороны – в Историческом формуляре об этом, припоминаю, написано очень кратко и сухо – видимо, и тогда у штаба части не было времени на литературные изыски. Но есть цифры награждённых в войну, и я их привожу: «Орденом «Красная Звезда» (офицеры) — 2
Медалью «За отвагу» -«- — 5
Медалью «За боевые заслуги» -«- — 18
Орденом «Красная Звезда» (солдаты и сержанты) – 11
Медалью «За отвагу» -«- — 12
Медалью «За боевые заслуги» -«- — 65
Медалью «За оборону Москвы» -160
В т.ч. офицеров — 29
Медалью «За победу над Германией» всего 432 человека.
Кроме того, в батальоне сорока красноармейцам присвоено было звание «Отличный снайпер», что понимающему человеку говорит о том, что наша «шестёрка» в тылу не околачивалась, а выполняла боевые задачи в условиях непосредственного воздействия противника оружием ближнего боя. Помню точно, что в этом документе ничего не сказано о потерях нашего батальона. Думаю, что они были очень велики…
В мирное время 6 ождбм с честью выполнял учебно-практические задачи на объектах народного хозяйства. Как было принято, труды воинов-механизаторов и их командиров трудовыми подвигами не считались – просто служба. В добамовские времена были награждены правительственными наградами ефрейтор Травин – медалью «За трудовую доблесть» (1967 год), подполковник Шанский, видимо командир части – орденом «Красное Знамя» — 1971 год, командир роты капитан Онипченко – орденом «Красное Знамя» — 1974 год.
Сведениями по награждениям личного состава части в период строительства БАМ я не располагаю, но известно, что ряд солдат, прапорщиков и офицеров за успехи в строительстве главного транспортного объекта СССР были награждены правительственными наградами, получали воинские звания, согласно Положения – на ступень выше штатного.
«Последний бой» батальону выпал на последней значимой транспортной стройке могучей страны – Мереть – Среднесибирская, куда он был передислоцирован в начале 1986 года после окончания работ по стыковому участку БАМа и на станции Алонка.
Мне не пришлось быть в батальоне в его лучшие годы, годы трудовых побед на БАМе. Об этом могут рассказать живые свидетели. Мне же пришлось с батальоном разделить все тяготы и лишения (как в Уставе, только по-другому) зимней бездарной передислокации части и тяжёлого подъёма после полного развала дисциплины, что негативно сказалось на всей жизнедеятельности части. В это время вся бригада понесла большие потери и не получила должной материальной поддержки и помощи. В те времена было принято ответственность за серьёзные провалы в организаторской деятельности большого масштаба перекладывать на плечи тех, кто был вынужден подчиняться и выполнять мало продуманные приказы…
Мы преодолели тяжёлый период – вместе с солдатами, сержантами, прапорщиками и офицерами, а так же членами их семей, тоже много горя хлебнувших в то сложное время.
Подняться полностью на должный уровень не удалось – времена массовых поставок новейшей импортной техники и привлечения высококвалифицированных гражданских специалистов – водителей и механизаторов, кончились. Никакие напряжения сил и остатков средств в условиях беспомощности вышестоящего командования – и бригады и корпуса, принести успех не могли. Кроме того, нарастал малозаметный для трассовых трудовых коллективов общий кризис в стране, который привёл, в конечном итоге, к развалу не только бригады, но и страны…
Наш батальон был расформирован в 1988 году – через год после моего убытия с понижением. Мы сделали всё, что смогли. Моя особая благодарность офицерам части, которые поверили мне и взялись за работу тогда, когда каждый второй был готов уйти из батальона. Они поверили в то, что все обязательно уйдут – но только на повышение. Я это пообещал, своё слово сдержал, и большинство офицеров части, желавшие служить, были выдвинуты, не смотря на противодействие нового командира бригады. Иначе было нельзя – слово есть слово! Я рад тому, что большинство выдвиженцев выросли в воинских званиях, успев послужить и новой стране.
Поздравляю весь личный состав войсковой части 36273 и всех членов семей с Днём части!
Желаю всем успехов во всех делах и начинаниях, здоровья членам семей и постоянной памяти о нашем несгибаемом фронтовом шестом батальоне.
Майор в отставке Лелеко С.В., предпоследний командир в/ч 36273.
Сергей, а я поздравляю Вас. Жаль, что с опозданием. Но лучше поздно, чем никогда.