ПОЗДРАВЛЯЮ ОДНОПОЛЧАН.

9 марта – День войсковой части 36273   ( 6 отдельного железнодорожного батальона механизации  1  Кенигсбергской ождбр)  —  ему  шестьдесят восемь.  Было бы…
Сформированный в начале 1943 года, в сложнейший период первого этапа Великой Отечественной войны,  батальон выполнял разные боевые задачи – приходилось заниматься и заграждением и восстановлением железных дорог на направлении главного удара немецко-фашистских войск – в районе столицы нашей Родины – Москвы.
Могу только искренне сожалеть о том, что не нашёл достаточно времени для изучения полного боевого пути части, потому, что в период знакомства с Историческим формуляром  времени совсем не было. Поэтому – только отрывочные, но очень важные сведения, оставшиеся в рабочей тетради.
Боевое Знамя вручено 30 июля 1943 года. В период обороны Москвы и последующих боёв на фронтах Великой Отечественной войны личный состав части проявил себя с самой лучшей стороны – в Историческом формуляре об этом, припоминаю, написано очень кратко и сухо – видимо, и тогда у штаба части не было времени на литературные изыски. Но есть цифры награждённых в войну,  и я их привожу:                                                                                                                                                                                                                            «Орденом  «Красная Звезда»   (офицеры)                  —   2
Медалью «За отвагу»                    -«-                              — 5
Медалью «За боевые заслуги»      -«-                          —  18
Орденом «Красная Звезда» (солдаты и сержанты) – 11
Медалью «За отвагу»                       -«-                           —  12
Медалью «За боевые заслуги»      -«-                          — 65
Медалью «За оборону Москвы»                                  -160
В т.ч. офицеров                                                 — 29
Медалью «За победу над Германией»        всего     432 человека.
Кроме того,  в  батальоне сорока  красноармейцам присвоено было звание «Отличный снайпер»,  что  понимающему человеку говорит о том,   что наша   «шестёрка»  в тылу   не околачивалась, а выполняла боевые задачи в условиях непосредственного воздействия противника оружием ближнего боя.  Помню точно,  что  в  этом  документе ничего не сказано  о потерях нашего батальона.  Думаю, что они были очень велики…
В мирное время  6 ождбм с честью выполнял учебно-практические задачи на объектах народного хозяйства. Как было принято, труды воинов-механизаторов и их командиров трудовыми подвигами не считались – просто служба. В добамовские времена были награждены правительственными наградами ефрейтор Травин – медалью «За трудовую доблесть» (1967 год), подполковник Шанский, видимо  командир части – орденом «Красное Знамя» — 1971 год, командир роты капитан Онипченко – орденом  «Красное Знамя» — 1974 год.
Сведениями  по награждениям личного состава части в период строительства БАМ я не располагаю,  но известно,  что ряд солдат,  прапорщиков и офицеров за успехи в строительстве главного транспортного объекта СССР были награждены правительственными наградами, получали воинские звания, согласно Положения – на ступень выше штатного.
«Последний бой» батальону выпал на последней значимой транспортной стройке могучей страны – Мереть – Среднесибирская, куда он был передислоцирован в начале 1986 года после окончания работ по стыковому участку БАМа и на станции Алонка.
Мне не пришлось быть в батальоне в его лучшие годы, годы трудовых побед на БАМе. Об этом могут рассказать  живые  свидетели.     Мне же пришлось  с  батальоном разделить все тяготы   и лишения  (как в Уставе, только по-другому) зимней бездарной передислокации части и тяжёлого подъёма после полного развала дисциплины, что негативно сказалось на всей жизнедеятельности части. В это время вся бригада понесла большие потери и не получила должной  материальной поддержки и помощи. В те времена было принято ответственность за серьёзные провалы в организаторской  деятельности большого масштаба перекладывать на плечи тех, кто был вынужден подчиняться и выполнять мало продуманные приказы…
Мы преодолели  тяжёлый период – вместе с  солдатами, сержантами, прапорщиками и офицерами, а так же членами их семей, тоже много горя хлебнувших в  то  сложное время.
Подняться полностью на должный уровень не удалось – времена массовых поставок новейшей  импортной  техники  и  привлечения  высококвалифицированных  гражданских специалистов – водителей и механизаторов, кончились.   Никакие напряжения сил и остатков средств в условиях беспомощности вышестоящего командования – и бригады и корпуса,  принести успех не могли.  Кроме того, нарастал малозаметный для  трассовых трудовых коллективов общий кризис в стране, который привёл, в конечном итоге, к развалу не только бригады, но и страны…

9 мая 1986 года торжественное построение на плацу части у штаба. Командир и начальник штаба майор М.И. Будаев перед строем.

Наш батальон был расформирован в 1988 году – через год после моего убытия  с понижением. Мы сделали всё, что смогли. Моя особая благодарность офицерам части, которые поверили мне и взялись за работу тогда, когда каждый второй был готов уйти из батальона. Они поверили в то, что все обязательно уйдут – но только на повышение. Я  это пообещал, своё  слово сдержал,  и  большинство  офицеров части,  желавшие служить,  были выдвинуты, не смотря на противодействие  нового командира бригады.  Иначе было нельзя – слово есть слово!  Я рад тому, что большинство выдвиженцев выросли в воинских званиях, успев послужить и новой стране.
Поздравляю весь личный состав войсковой части 36273  и  всех членов семей с Днём части!
Желаю всем успехов во всех делах и начинаниях, здоровья членам семей и постоянной памяти о нашем несгибаемом фронтовом шестом батальоне.

Майор в отставке Лелеко С.В.,  предпоследний командир в/ч 36273.

ПОЗДРАВЛЯЮ ОДНОПОЛЧАН.: 1 комментарий

  1. Сергей, а я поздравляю Вас. Жаль, что с опозданием. Но лучше поздно, чем никогда.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.