АВТОМОБИЛЬНЫЕ «ПРОГУЛКИ» НА ВОСТОКЕ МНР.

Лето в Монгольской народной республике – особая пора. Иногда бывают дождики, да такие сильные, что представить себе трудно. Но это на юге, в пустыне.    На Востоке это нормальное явление, но как обычно – всегда с некоторыми особенностями, такими «нюансами», не учитывая которые попадают в сложные ситуации и сами местные жители. И так, видимо, происходит до сих пор. Что говорить: Монголия – это страна контрастов и чудес природы!
И в 1985 году было такое же лето – моросило в полевом парке нашего мехбата около Дорнота, часть самосвалов обслуживалось, ремонтировалось. Часть трудилась на землеройном комплексе неподалёку: с личным составом в парке был только ротный командир  ст. лейтенант А. Шандрий.
И вот появляется монгол, здоровается с Алексеем и начинает рассказывать о своей беде: ехал  неподалёку на автомашине УРАЛ-375, перевозил своё семейство на новое место и… застрял! Сам факт, что в сельском хозяйстве МНР использовали такой мощный аппарат как УРАЛ, конечно, представляется странным – но было именно так.  Что ж,  Энхбату  надо было помочь – какие проблемы. Наши всегда приходили на помощь – решил помочь и Шандрий;  ведь застрявшая машина была «рядом», а батальонного начальства не просматривалось…
Для этого берётся прекрасная советская машина – КрАЗ-255 с молодым водителем рядовым Дроздовым, и ротный командир вместе с  Энхбатом  направляется выполнить небольшой, но интернациональный долг на территории братской страны.
Как это иногда бывало, «рядом» оказалось не совсем   уж  близко: «экспедиция» ходко форсировала одну сопку за другой  и, когда спидометр показал уже почти тридцать километров, обнаружила, наконец, «сидящий» по ступицы, УРАЛ со скарбом. Пока ротный с Энхбатом начали было разрабатывать тактику вызволения Уральского автомобиля, Дроздов начал маневрировать для более удобного, по его мнению, подъезда. Разворот по старой колее на сопочке, хорошо промоченной прошедшими дождями, и… КрАЗ уже частично проваливается!  Дроздов пробует двинуться задним ходом, но – поздно, сидим! Пока Шандрий бежит к  машине наш водитель уже успевает провернуть свои широкие  колёса,  и тягач  с удовольствием проваливается на мосты!  На сопке – это себе, пожалуй, трудно и представить.  Но Монголия  очень богата на такие  сопочки…
Автомобилист Шандрий, конечно, включил весь свой мозг, а не только всякие блокировки – ни с места! Сидит  крепко,  на всех мостах и, вдобавок,  ещё что-то хрустнуло в коробке – совсем плохо как-то получается с выполнением интернационального долга!   УРАЛ метрах в пятидесяти, троса нет и вообще – кушать хочется: обед ведь уже по распорядку.   Энхбат, как настоящий брат, принёс полбулки хлеба: командир с солдатом пожевали – стало немного лучше на душе. Но появились во множестве комары – ещё одна напасть! Требовалось принять решение, и Алексей его принимает: Дроздова – на охрану, сам – пешком в парк…
Настроение – так себе; идти столько километров в рое маленьких, но очень вредных монгольских комариков  просто тоскливо. Но делать нечего – и командир роты топает по своим следам – вверх – вниз, вверх – вниз…  Но вот замечает офицер где-то в сторонке ручеек, а около него юрта и ГАЗончик стоит, люди ходят.  Далековато, но появляются какие-то перспективы – и он идёт туда. Перепрыгнув через ручей говорит, как учили – «Сайн байнауу, кампаны!»,  и в ответ тоже – радостное приветствие, рукопожатия и улыбки.  Выясняется, что у монгольского водителя проблема: машина не заводится!  Господи!  И это проблема?  Для командира автороты?!   Вмиг Алексей выяснил, что не  включается стартер, не смотря на наличие заряженного аккумулятора. Решение принимается одновременно в его выполнением – перемкнуты контакты втягивающего реле и – пожалуйста: движок работает. Прошла всего-то одна-две минуты, и монголы радостно кричат Шандрию -«Инженер, инженер»! Эта высшая похвала советскому офицеру-автомобилисту, и он приглашается в юрту перекусить.  Там  хуханка  уже что-то жарит – здорово пахнет мясом,  и командир с тоской вспоминает своего солдатика, оставленного с машиной…
Правда, «рассиживаться» совсем некогда, и Алексей, поблагодарив за угощение, интересуется, не могут ли новые знакомые подбросить его до Дорнода: оказывается, что им как раз туда и надо! Это замечательное совпадение, и они втроём в кабине ГАЗ-53 движутся в сторону парка.  Дождя и комаров нет, но день уже на исходе! Тёплое прощание происходит уже в темноте, но меры принимать надо, и ротный берёт свою мастерскую МТО-АТ и движется прямо в карьер.              Ночная смена уже началась, но экскаваторы работают с перебоями и часть самосвалов простаивает. Больших  начальников в ночную смену, как правило, на объекте не бывает —  только начальник смены,  и командир роты решает взять на выручку Дроздову пару  КраЗов,  длинный трос, лопаты,  а потом – для полной гарантии «изымает из производственного процесса» ещё два самосвала с грунтом. Чтобы упредить неожиданности  —  теперь вперёд,  в ночь!
…К утру колонна добирается к ручью, где стоит юрта. Но он за ночь стал более широким: значит, дожди идут не переставая, но где-то в стороне. Это и радует, и пугает: берега ручья так себе – не слишком каменистые: но делать нечего.  Короткий инструктаж, и первый КРАЗ проскакивает на противоположный берег,  затем – второй, и… все проскочили!  В темноте; теперь уже немного проехать, и на рассвете колонна достигает места стоянки Дроздова и Энхбата. Теперь Алексей всё делает лично – прощупывает грунт, садится за руль КраЗа  и… выдёргивает «лаптёжника» — неописуемая радость, сменяется печалью: самосвал застрял!  Потом – второй, третий…  все прибывшие машины плотно «уселись» в вязкий и влажный грунт!   Теперь в грязи сидели целых пять автомобилей – одна надежда оставалась на КраЗ-255,  у  которого была лебёдка.
Начали долгий, нудный процесс раскачки и подсыпки сухого грунта под колёса – хорошо, что он был. Целый день вытаскивали друг друга с помощью лебёдки и сумели-таки извлечь из грязи всех, включая машину Энхбата!   Эпопея закончилась…  к вечеру второго дня – все удачно разъехались.  Энхбат – на Север,  колонна  КраЗов – на Юг.

КраЗы на марше.
КраЗы на марше через Хэнтий.

Голодные, но довольные замечательным приключением, войска автороты во главе со своим командиром прибыли в часть.    Жёсткий,  и даже временами суровый командир части подполковник С.И. Пискунов,  выслушал доклад,  и… отправил всех отдыхать,  в  общем, «действовать по распорядку дня»…     Не ерундой же занимались люди!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.