В декабре 1984 года подразделения нашего 136 мехбата на Восточном объекте в МНР работы успешно завершили, и 15-го из Доронота убыл последний эшелон с техникой и личным составом. Маршрут был не из простых – через границу МНР и СССР надо было проследовать дважды; зато домой! Мне самому в тот момент там быть не довелось – такие же мероприятия проводил на Юге, где эвакуация проводилась гораздо проще – без всяких пересечений госграницы…
Но как водится, не всё всегда бывало гладко: в Дороноте остался и получил задачу командира части следовать своим ходом в Улан-Батор ремонтный взвод (ПРМА) ст.лейтенанта А. Кана. Он сумел убедить командира в том, что его ремонтники не должны терять так много времени на долгие переезды из страны в страну, а оперативно и быстро прибыть в пункт постоянной дислокации и быть готовым к выполнению задач по ремонту техники. Это звучало красиво, а главное – было созвучно помыслам самого командира части подполковника С.И. Пискунова. Пять ЗИЛков 131-х с будками, т.е. кузовами с оборудованием, станками и инструментом, двумя прицепами со сваркой и электростанцией, должны были в сопровождении бензовоза из автороты ст. лейтенанта А. Шандрия, совершить марш по вполне известному маршруту.
Там же с целью окончания загрузки и доставки в часть какого-то ротного имущества оставался и сам командир автомобильной роты. При проведении краткого инструктажа перед своим убытием зам. командира по технической части майор И. Коренков, почему-то, жёстко не определил кто кому в этот момент подчиняется, порядок движения: например, надо ли им ехать вместе или не обязательно ( у Алексея Шандрия был, между прочим, мощный бортовой тягач КрАЗ-255)… Результат данного марша оказался неожиданным, хотя был явно предсказуемым!
Итак, взвод ремонтников, считавших себя «элитой» батальона, приготовился совершить покорение Хэнтийских гор в течение одного дня, посчитав, что выехать утром двадцать девятого декабря — это самое то — как раз тридцатого в тёплую казарму и прибудут. На предложение Алексея Шандрия поехать вместе Саша Кан ответил, что «он сам справится и ждать не может…». Алексей с водителем рядовым Дроздовым слегка «притормаживал» из-за погрузки остатков ротного имущества, зато машина была с хорошим запасом дизельного топлива и нормально работавшей МАЗовской печкой в кабине. Так что исходные позиции были таковы. Правда, «элита» ремонтная весьма редко в течение года ездила на своих тяжёлых мастерских, так что опыта у них было маловато – но кто же в такой момент об этом задумывался! Как и об элементарной связи в пути следования, скорости и порядке движения в колонне, хотя об этом давно существуют «буквари» в виде разных Наставлений и Инструкций… В пути почему-то возникла пурга. Но куда там – это ж «элита»…
Дальнейшие события мне поведал Алексей Шандрий, выехавший в Улан-Батор во второй половине дня 30-го. Дорога, конечно же, автомобилисту известная, вернее – направление. Их – хоть пруд пруди – все ведут в одну сторону. Только ещё появилась пара отрицательных факторов– мороз, да с ветерком. Достал и КрАЗ тоже – дизтоплива у нашей бригады никогда зимнего не бывало. Так что приходилось часто трудиться подкачивающей помпочкой, чтобы «не зачахнуть»… Подзамёрзли, особенно малоопытный водитель; в общем, рядовой Дроздов совсем замаялся в пути. Но ничего – едут. Повстречали в сумерках каких-то военных, заглохших в дороге на карбюраторных машинах. От помощи они отказались – тоже были «сами с усами», да и антифриз был в радиаторах у армейцев…
В это время колонна «элитного» ремонтного взвода ст.лейтенанта Саши Кана, моментально рассыпавшаяся по разным «дорогам» в направлении столицы МНР почти сразу после выезда из Дорнота, уже представляла из себя одиночные автомобили, полностью потерявшие всякое управление и ориентиры, некоторые почти с сухими баками: водитель бензовоза не стал гнаться за всеми сразу, а Кан его потерял. Кое-как переночевав и собрав половину своего взвода, товарищ Кан начал… возвращаться в сторону Чойбалсана, понимая, что без бензина он до Улан-Батора не доедет. В темноте остатки колонны ремонтников и КраЗ Шандрия, конечно, не встретились…
Перед самым Ундурханом под утро «экипаж» КраЗа стал засыпать: Алексей Шандрий очнулся в степи, проехав мимо «Триумфальной арки» аймачного центра, но Бог миловал. Отдохнув, двинулись дальше через заснеженные Хэнтийские горы.
В вечерних сумерках в Улан-Баторский гарнизон въехал КрАЗ-255 с грузом имущества роты и с самим ротным А. Шандрием за рулём – в штабе части в это время ждали не только его… Так что к новогодней ночи успел только он – «элита» потерялась! На множество вопросов про взвод ПРМА Алексей не мог дать никакого ответа. Тут каким-то образом доложили, что в часть был звонок с какой-то военной точки связи под городом Ундурханом о присутствии там заплутавших машин нашего мехбата. Стало понятно, что колонна «распалась», и там находится в ожидании наш бензовоз и ещё пара машин. Молодцы водители, что сумели доложить о сложившейся ситуации! Командир батальона подполковник С.И. Пискунов, я предполагаю, сильно обиделся на всех наших «технарей» сразу – ну что это значит – в новогоднюю ночь в часть не прибыла колонна с личным составом?!
Утром нового 1985 года на поиски пропавших в отличном настроении отправился лично их непосредственный начальник – зампотех батальона майор Игорь Коренков на новом, полном бензина топливозаправщике. Тут стоит упомянуть самого надёжного водителя нашего батальона тогда — 27-летнего рядового Азалова, которому и доверили новенький аппарат. С таким опытным мужиком поиски были не столь трудными. По пути за столицей Хэнтийского аймака городом Ундурханом стали попадаться «элитные» машины ст. лейтенанта Кана, затем они нашли в посёлке Баян-Овоо бензовоз Зил-130, почти полный бензина. Остальные три машины, вместе с командиром, были обнаружены в районе Чойбалсана…
…Упускаю слова, высказанные Игорем Борисовичем Коренковым Саше Кану и всему личному составу его любимого взвода – я их сам не слышал, но какие именно он использовал, я предположить могу. Как и читатель. Слава Богу, всё обошлось – никто не замёрз, не умер с голоду и не потерялся. Зато какой опыт все они приобрели!