Вот уж где где, а в братской Монголии разнообразие в работе у нас было! Полное и абсолютное, часто совершенно неожиданное. Так случилось, по крайней мере для меня, нового человека в батальоне, когда весной 1982 года сходу пришлось «врубаться» в два новых объекта, не считая старых – Бага-Хангай — Багануур и Сайн-Шанд – Дзун-Баян. Правда, в 82-м мы на Юге ничего не делали, поскольку основные земляные работы уже закончили.
И все эти объекты были очень разными – основные, самые объёмные, были стройки по линии Советско – Монгольского экономического сотрудничества. Это были, к примеру, тогда уже полностью сданная в эксплуатацию знаменитая дорога Салхит – Эрдэнэт и находящаяся во временной эксплуатации линия Бага-Хангай — Багануур, по которой уже потихоньку возили уголёк. И вот – новая команда: готовиться к поездке на рекогносцировку на целых два новых объекта железнодорожного строительства! И оба – на Юге МНР. И ведь никакого «стона» в части нет: а с чего бы? Проблем, которые всех мучили в малюсеньких мехбатах «Европейского штата», нет никаких – московское подчинение бригады означало, что проблем быть просто не могло: ведь тут в МНР 17-я железнодорожная бригада была «лицом» не только войск, но и Министерства Транспортного строительства СССР!
Значит, была на особом положении, контроле, обеспечении. Так, например, прибыв в часть я понял, что батальон наш- четырёх ротный. Значит, командиров – руководителей ротного звена в два раза больше, чем было в моём лозовском мехбате. Это значит, что можно безболезненно организовать работы на вдвое большем количестве объектов! Причём, ещё в 81-м году рот было… две! Их хватало, но как только количество объектов возрастало, Москва мигом реагировала, изменяя штатную численность не только одного какого-то батальона – бригады! Вот бы и с другими частями поступали так же…
А обеспечение материалами, техникой, запасными частями, узлами и агрегатами, продуктами и всяким другим имуществом было просто не сравнимым с той нищетой – другого слова не подберу – в которой находились если не все части, то, по крайней мере, наш лозовской мехбат Харьковской бригады.
Ещё одной особенностью службы в бригаде была большая ротация руководящих кадров: ведь все офицеры там служили строго установленный срок, если только кого-то не переводили досрочно. Таких причин было всего две – «удаление за 24 часа» за какие-нибудь «подвиги» («залёты» тоже бывали), или на повышение. У меня лично в памяти за четыре с небольшим года только командиров бригады было трое – полковник Белов, подполковник Ларин и подполковник Мителёв. Моих непосредственных «шефов» — главных инженеров бригады, было двое – полковник Каплановский и полковник Хацернов.
Зампотехов бригады – тоже двое (Бохан и Исупов). Комбатов родных – и тех было трое: подполковники Воронов, Мерзлов и Пискунов ! А ещё –три замполита, два начальника штаба, два заместителя по снабжению (тылу), а уж в ротном звене сейчас могу просто запутаться…
Но ничего – работали, и работали неплохо: лучше путаться в фамилиях многих, чем мучиться с проблемой типа «кем же прикрыть тот или иной объект»…
1980 год: 1 рота- ст. л-т Кульшик В.
2 рота — ст. л-т Тебелев
3 рота — к-н Василенко А. (авторота)
4 рота — ст. л-т Чудов П. (авторота)
Спасибо за неоценимую помощь, Алексей! Я этого не знал, да ещё и забыл…