Тюмень в годы Великой отечественной войны и послевоенный период обладала замечательным свойством для детей – было много простора для игр. Поэтому хорошо известно, что именно на тюменских пустырях и вырастали будущие футбольные «звёздочки», пусть и местного масштаба…
Одна из таких «звёздочек» — вратарь Владимир Сидоров, родившийся в 1934 году. Данных о его семье и происхождении очень мало — но вот эта публикация уже привела к новостям: объявилась дочь нашего героя, которая сообщила, что семья была многодетная — целых девять детей! Тем интереснее судьба спортсмена – футболиста, обладавшего многими талантами не только во вратарском амплуа, но и в ряде других, очень неординарных видах спорта и даже… искусств!
Конечно же, спортсмен — самоучка, работавший с молодых лет на тюменском заводе пластмасс, всегда был с мячом на стадионе «Локомотив» летом, и на льду – зимой — благо эта арена в истории тюменского футбола и хоккея была, практически, всегда. И всегда же — напротив этого самого завода. Борис Михайлович Мишатин, работавший в железнодорожной школе в 50-е годы, свидетельствует, что Сидоров просто жил там, на стадионе! Обладал очень неплохими физическими данными – рост парня достигал 197 сантиметров – и его поджарую фигуру, конечно же, не могли не заметить ведущие тогдашние команды. Конечно, приглашали. Вначале, как тогда было принято, играл за команду родного завода, затем его позвали в «Локомотив», где тогда блистал в воротах опытный Борис Ширко — это было в то время «повышением в классе» — команды ДСО выступали в первой группе Первенства города. Как вспоминает ставший вскоре директором спортивной школы молодёжи Облспорткомитета Б.А.Мишатин, располагавшейся как раз на стадионе «Локомотив», паренёк в воротах вёл себя уверенно, любил рисковать и отличался бесстрашием, иногда, впрочем, доходившим до безрассудства ( за что его и обожали болельщики). В общем, председатель заводского комитета физкультуры К.Ф.Русеев в Володе души не чаял, и в «Локомотив» отпускал неохотно. А в конце пятидесятых, примерно в 1957 году, Володя Сидоров прочно занял место в рамке тюменского «Динамо». Пусть это были для именитой команды уже не самые лучшие годы – многие мастеровитые и просто классные игроки уже закончили свою футбольную карьеру и появилась молодёжь, но на уровне города и области «динамовцы» по-прежнему были грозным соперником для любого коллектива. В этот период вратарь Сидоров становится, пожалуй, «номером один» в городском футболе, хотя совсем рядом «созревал» ещё один будущий мастер вратарского искусства – Юрий Коротких, о котором уже «Курьер» сообщал 4 декабря прошлого года. Но конкурентами они не стали: видимо, Бог развёл их по разным орбитам футбольной судьбы…
До «звёздного часа» вратаря Владимира Сидорова оставалось ещё четыре года трудов в воротах футбольных и хоккейных, и тут самое время упомянуть про его яркий талант в ныне очень распространённой игре в биллиард, первые навыки которого он, опять же, получил на родном заводе пластмасс, где в клубе стояло несколько столов с настоящими костяными шарами. Я, правда, слабый специалист в этом виде спорта, но знающие люди утверждают, что Володя был великий мастер биллиарда, и победить его в городе мог далеко не каждый. По-видимому, этот вид спорта в какой-то мере помогал ему защищать футбольные и хоккейные ворота… А проводились бы тогда такие, как сегодня проводятся, турниры, чемпионаты… Кто знает, может высокий и длиннорукий парень из Тюмени стал бы обладателем какого-нибудь титула. Может быть… Ещё один талант с юных лет имелся у Володи: он любил петь, танцевать, и пел очень здорово. Военную службу – между прочим (это примерно 1952-1954 годы), он проходил в … ансамбле песни и пляски Уральского военного округа. Факт очень интересный! Талант его в этом жанре имел на родном заводе даже художественного руководителя! И был этот руководитель художественной самодеятельности завода пластмасс ни кто иной, как юный… Юра Гуляев! Он был просто другом Володи Сидорова; этот факт мне сообщил тот же Борис Алексеевич Мишатин, близко знавший обоих этих талантливых пареньков. Репертуар Сидорова был самым востребованным в то послевоенное время: фронтовые песни Победы. Разумеется, такой человек не только располагал к себе, но и был всегда душой любой кампании…
А здание этого бывшего клуба, очень сильно обветшавшее, до сих пор стоит на том самом углу старого предприятия, на пересечении Первомайской улицы и Товарного шоссе…
И вот наступает 1961 год, создаётся первая в истории тюменского футбола команда класса «Б» — «Геолог». Старший тренер Виктор Владимирович Мизинов развернул активный поиск игроков в городе, в чём ему активно помогали наши ведущие футбольно-спортивные руководители и специалисты Б.П.Елькин и Б.А.Мишатин. Тщательно «просеивали» все команды и спортивные коллективы первой группы и «нашли» многих перспективных. Устроили зимой 1961 года просмотр потенциальных кандидатов в команду, организовав игры двумя составами, в которых выступали и иногородние футболисты. Вот тут-то и познакомились приглашённый из Новосибирска молодой, но с опытом выступлений в классе «Б» парнишка, Витя Попырин, с нашим героем. Они оказались партнёрами по обороне во «втором» составе, который успешно разгромил «первый», ворота которого защищал приглашённый из Подмосковья вратарь Ступаков. Позже, на первых сборах в Киргизии, эти двое футболистов доказали свою нужность для обороны команды. Владимир Сидоров тренеру Мизинову понравился, и он был принят в команду, в которой сыграл целых три сезона!
Теперь самоё время предоставить слово его партнёру по обороне молодой и самой неопытной команды класса «Б» на Урале того времени – бывшему защитнику «Геолога» и автору первого гола нашей команды в Первенствах страны — Виктору Николаевичу Попырину; никто лучше не знал своего первого номера…
«С Володей мы познакомились зимой 1961 года, когда я приехал из Новосибирска пробоваться в команду. Мы сразу подружились: это был прекрасный по характеру человек, настоящий друг и спортсмен с большой буквы. На таких как он, можно положиться в любой ситуации – никогда не подведёт. Очень простой, бесхитростный в повседневной жизни парень был. Но был так же очень эмоционален – мог, как теперь говорят, «перегореть». К нему нужен был особый подход — у нас тогда ведь не то, что психологов — врача не было в команде. Поэтому мы с ним всегда по-дружески проводили «предматчевую установку», которая заключалась в нескольких коротких разговорах, напоминавших «клятвы». Ну, например: «Володя! Эту команду МЫ РВЁМ В КЛОЧЬЯ ! Бьёмся!!! Не пропустишь? А я тут – костьми лягу, но не пропущу к тебе никого»! Володя, настраивается «на ту же ноту»: «Всё, бьёмся! Уничтожим их!…». И так — перед матчем бывало не по одному разу. Помогало. Хотя его неистребимая, видимо, «тяга к искусству», иногда, по правде сказать, ему малость мешала: там, где стоило сыграть попроще и понадёжнее – например, на выходе, он мог совершить какой-нибудь головокружительный бросок и… получить мячик за спину. Но очень смел был – ничего и никого не боялся в игре. Поля-то в те времена были так себе – газоном можно было назвать с очень большой натяжкой, и не только в Тюмени – везде. А вратарская площадка – известно что: просто… каша. Вот тут-то он «царил» — как тогда говорили, «любил полоскаться». Бросок, мяч – взят, приземление прямо… в огромную и грязную лужу! В этом — суть была его футбольного характера; а как на такое реагировали многие тысячи болельщиков можно догадаться самостоятельно… Слава Богу, что сохранились фотодокументы, подтверждающие эти факты: вот стоит после игры команда «Динамо» — год примерно 1957-й. Обратите внимание на грязные, но абсолютно счастливые лица игроков, в том числе вратаря Сидорова, который слева, с мячом… Они, видимо, только что добились победы.
Пятьдесят два мяча пропустила наша команда в первом своём сезоне в классе «Б». Сколько пропустил Сидоров, а сколько Ступаков, сейчас не важно. Но вины вратарей тут не много – пропускала вся команда, забивая очень мало. На то, конечно же, были свои причины – это был набор опыта и игроками и тренерами, все мужали и становились мастерами своей профессии. Владимир Сидоров это испытание выдержал, а в конце 1964 году был приглашён в команду «Авангард» рудоуправления города Керчи, выступавшей в классе «Б» в зоне Южной Украины. Есть сведения, что результаты его игры на юге были не очень стабильны: в пяти играх он пропустил десять голов, причём три игры отстоял «на ноль»! Можно только догадываться о том, что за защита была у «авангардовцев»… Да и не было там такого вот Попырина — «настройщика вратаря». Он вернулся в Тюмень после проведённого в Керчи сезона, и уже в зиму 1966 года играл в хоккей за «Спартак», а летом – и в футбол. Его друг и партнёр Виктор Попырин как раз был тренером этой команды, базировавшейся на автобазе №1228, в которой он собрал всех тех, кто оказался не нужен новым тренерам нашей команды мастеров. По этой причине тот «Спартак» громил в то время всех в городе, включая «Динамо» и «Звезду», и имел замечательного «шефа» — начальника Областного управления автодорог Тюменской области товарища Автократова, любившего футбол самозабвенно. Виктор Николаевич Попырин сообщил, что «шеф» вынашивал планы… заявиться тюменским «Спартаком» даже в класс «Б»! Да! С такими шефами, уже без кавычек, можно было бы мечтать и о классе «А» !
Владимир Игнатьевич Сидоров был востребованным игроком очень долго: выступал за многие городские команды; был даже приглашён в 1969 году в команду Горноправдинска, которую курировал лично один из «отцов тюменского футбола» — Ф.К.Салманов. Там наш герой успешно выступал на Первенстве Уральской зоны среди производственных коллективов в возрасте 36 лет… После этого он трудился на моторном заводе, и… играл, играл.
Этот увлекающийся и увлечённый футболом и хоккеем спортсмен был настоящим кумиром тюменских болельщиков. Как это часто бывало тогда у спортсменов, в личной жизни у него были сложности, и только во втором браке он обрёл своё счастье. Известно, что у него родился сын, воспитанию которого он уделял много внимания. Он ушёл незаметно для всех, его знавших и любивших, и я не знаю, как познакомиться с его сыном. А хочется пожать руку человека, отец которого оставил яркий след в истории тюменского футбола.
Опубликовано в газете «Тюменский курьер» 5 марта 2010 года под названием «Поющий голкипер».
У него был брат Сидоров Яков Игнатьевич, прозывавший по адресу Тюмень, пер. Ленинградский 8.
Может кто сможет найти информацию о нём, если не затруднит, напишите на logistictech@yandex.ru.