«МЫ НЕ ЖАЛОВАЛИСЬ: ПРОСТО РАБОТАЛИ НА ПОБЕДУ…»

Павел Никифорович Первухин на фотовыставке "Воспитанники тюменского футбола в командах мастеров в манеже СДЮШОР ФК "Тюмень". 2007 год.
Павел Никифорович Первухин на фотовыставке "Воспитанники тюменского футбола в командах мастеров в манеже СДЮШОР ФК "Тюмень". 2007 год.

Павел Никифорович Первухин — один из миллионов детей войны, не успевших подрасти до призывного возраста, но ставший тружеником тыла. Он и сегодня живет среди нас нас, тюменцев,  на улице Ямской.
В  тридцатых годах его семья переехала в Тюмень. Здесь он учился в школе,  получил  профессию   слесаря   в   школе ФЗО.     Подростка с детства  тянуло к  спорту,  занимался   гимнастикой   в знаменитой  спортивной  школе,   которой руководил Павел Александрович Иоаннидис.
В 1942 году Павла, как и других малолеток по окончании  ФЗО, распределили на Тюменский военный завод №241, который в те годы находился на месте нынешнего здания Тюменской областной Думы. За цифрами «скрывался» авиа-планерный завод. Сейчас, пожалуй, можно так вот, без соблюдения секретности сказать об этом.
Затем  молодых рабочих, вернее  28  несовершеннолетних подростков из Тюмени (8 мальчишек, остальные — девочки),  перебросили вместе с заводом в Рязань, в конце 1942 года — в Тушино, под Москву. Это сейчас известно, что битва за Москву была уже закончена, но Верховное командование не исключало новых попыток врага  ударить по столице.
Слушаю сбивчивый рассказ пожилого человека, который не сразу может вспомнить то, что было так давно в его «трудоармейском» детстве, а вспомнив просит точнее записать про то или другое событие. Например, про марш  пленных гитлеровских вояк, состоявшийся в 1944 году.
— От былой удали и след простыл. Жалкое зрелище, — говорит труженик тыла.
Но вначале была лютая зима 1942-1943 годов.  Прибывших эшелоном малолетних работников «разместили» в холодном ангаре вместе с новыми самолётами. Лишь под  утро их переселили в бараки. Сегодня трудно представить такое.
Ничего плохого, по его словам, не было — просто трудились там, куда направили.  Жили на квартирах, общежитиях, «хорошо»! Питались  тоже «хорошо», — вспоминает Павел Никифорович. — Правда, за нарушение порядка, за курение, отлучки наказывали Это как же, спрашиваю?  Заставляли «вечеровать»,  то есть наказывали дополнительной работой, в настоящем понимании, — говорит ветеран. Видимо поэтому, курили не многие, сам  «трудоармеец» Первухин курильщиком так и не стал. Никто так же и спиртное не употреблял, вообще «нас берегли» «санитары душ» — специалисты НКВД,  — отмечает Павел Никифорович.
Питание  в заводской столовой, давали талоны и на другие продукты, обувь и одежду.  «Извлечь» что-либо конкретное про эти продукты и товары мне не удалось: расписку давал: ничего в деталях не говорить!
После долгих уговоров мне удалось «рассекретить» эту информацию: на день приходилось по 400 граммов хлеба. В первую половину месяца рабочий день был восьмичасовой, во вторую начинался, как правило, «аврал и штурмовщина»: дети не успевали (надо думать) выполнять «взрослую» норму.   Это означало одно: работу «до выполнения задания».  Подростки трудились практически на всех технологических операциях: на разметке, изготовлении и установке деревянных деталей корпусов  самолетов, установке оборудования, и  других.
Они собирали боевые самолеты  ИЛ-2, основной Советский штурмовик и грозу немцев,  У-2 и ПО-2, в том числе и с подвесными гондолами для перевозки людей и  гидросамолёты.   Павел в частности работал на линии  по    установке  сидений  и  приборных  панелей.
Вижу, что мой собеседник веселый и общительный, но вспоминать те годы ему больно.  Оно и понятно: юность его поколения была казарменной, голодной. Особенно горько вспоминать друзей, которые во время бомбардировки завода в Рязани, навек остались молодыми.
В 1946  году с подпиской «о неразглашении», тюменские подростки вернулись в родной город. Павел Никифорович поступает на авиаремонтный завод №26, затем переводится на гвоздарный (был такой у нас в городе), затем на литейно-механический. На предприятии  была  своя футбольная команда.

Команда литейно-механического завода, Тюмень 1950 год. Капитан команды - Первухин П.Н. (первый слева)
Команда литейно-механического завода, Тюмень 1950 год. Капитан команды - Первухин П.Н. (второй слева).

В ее составе участвует в первенствах города, а с1952 года он игрок  футбольной команды Аккумуляторного завода, где проработал 50 лет!
Слесарь-инструментальщик высшего класса все эти годы занимался  его и общественной работой. Много лет  он был методистом производственной гимнастики ( в прежние годы оздоровлению трудящихся придавали очень большое значение),  инструктором по физической культуре завода. Стоит отметить и то, что в то время на заводе успешно развивались футбол,  волейбол, шахматы и настольный теннис, другие виды спорта. И в этом не малая заслуга     Павла Никифоровича.
Бессменный капитан команды аккумуляторного завода и игрок Тюменского «Спартака» и сейчас готов выйти  на поле!  Про любимое спортивное общество он может говорить часами и вспоминать  друзей-футболистов, с которыми играл до… 2002 года!  Николай Первухин, Павел Хакимов, Юра Тюменёв, Ника Белявский, Коля Перезозчиков, ? Трофимов и ? (имя)Михайлов, ? Дикий и ?Клевцов, Миша Кропачев и Витя Бушуев, а так же        хулиганистые «Спартачи» из промкооперации пятидесятых — «Виня», «Гриня», «Вася-Карась»,   «Шкалик», фамилий и кличек  которых уже, по-видимому уже мало кто  помнит — это все те, которых не стоит забывать: это живая история города и тюменского футбола.

"Спартак" Тюмень 1950 год. Третий и четвёртый слева - Белоусов и Первухин.
"Спартак" Тюмень 1950 год. Третий и четвёртый слева - Белоусов и Первухин.

Борис Алексеевич Мишатин,  патриарх спортивной прессы отмечает, что полузащитник  Павел Первухин был  грамотным футболистом, чувствовал игру и видел поле. С партнерами мог общаться «спиной», ведь за «Спартак» играл не одно десятилетие!
В свои восемьдесят четыре года труженик тыла и ветеран тюменского  спорта    бодр и жизнерадостен. Его трудовой подвиг  в мирное время отмечен  наградами и почетными грамотами.  Вот только трудовой вклад малолетки из Тюмени  в годы войны не отмечен по причине «отсутствия в списке работников завода», как значится в архивной справке.
— Обидно, — тяжело вздыхая говорит ветеран.— Возможно, к юбилейной дате найдутся мои документы.
Хочется надеяться,  награда найдет своего героя. А пока, мы его друзья говорим: дорогой наш  Павел Никифорович, вы награда всем нам.    С Днём  Великой Победы Вас, дорогой!

9 мая 2009 года.      Опубликовано в газете «Тюменская область сегодня».

«МЫ НЕ ЖАЛОВАЛИСЬ: ПРОСТО РАБОТАЛИ НА ПОБЕДУ…»: 1 комментарий

  1. Уведомление: Kostya

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Content Protected Using Blog Protector By: PcDrome.