С одним из самых известных ветеранов Великой отечественной войны, замечательным спортивным журналистом, спортсменом и тренером, почётным судьёй по спорту и просто великим знатоком спорта Борисом Алексеевичем Мишатиным многократно беседовали множество спортивных и не спортивных журналистов, по поводу и без него — узнали о его жизни на войне и вне её, спортивных и тренерских успехах кажется всё, но… ведь футбольная тема, как обычно неисчерпаемая, как-то не затрагивалась. Мне, как человеку несколько «пропитанному» футболом, давно хотелось поговорить с Борисом Алексеевичем не только о тюменском футболе, его людях (диалог на эту тему у нас, слава Богу, уже давний), а и о нём самом — главное, что хотелось бы прояснить: неужели же выросший в нашем городе человек… сам никогда не играл в футбол и не был к нему причастен?! Я в это не верил. И, оказалось — не зря!
…Большое удовольствие слушать этого в высшей степени эрудированного, обладающего феноменальной памятью и знаниями спорта вообще и футбола — в частности, человека — уверен, что так как он, никто не смог бы рассказать про это замечательное явление нашей жизни, про его людей и около футбольные события прошлого и настоящего. Но главное было, конечно, впереди!
Как и большинство мальчишек Тюмени в довоенное время Боря пинал мячик, зачастую очень не похожий на современный снаряд: тогда выходили из положения по-разному. Играл и в Русский хоккей. Потом, с началом Великой отечественной войны, стало не до игры: молодёжь рвалась на фронт. Как многие молодые ребята опасался и Боря Мишатин, что не успеет поучаствовать в борьбе с фашистами. Судьба, как нам хорошо известно, распорядилась по-своему: юного защитника Родины направили на Дальний Восток бороться против японских милитаристов. Он стал моряком, воевал на торпедных катерах, рисковал жизнью и никогда не забывал про спорт, причём на Дальний Восток наш герой убыл… вместе с клюшкой и коньками! Он так же сумел проявить себя как хороший организатор и руководитель спорта не только в своей Краснознамённой бригаде торпедных катеров, но и на флотском уровне; об этом тоже нам хорошо известно из многочисленных публикаций в Тюменской прессе. Но были и интересные детали…
Как исполняющий обязанности инспектора физподготовки бригады, старшина первой статьи Б.Мишатин был обязан присутствовать на всех соревнованиях флотского и бригадного масштаба. Конечно же, и на футбольных матчах с участием сборной своей бригады он бывал постоянно, отвечая и за команду и за результат. В конце войны и после окончания боевых действий на Тихом океане флот продолжал нести свою нелёгкую службу, и далеко не всегда моряки-футболисты имели возможность участвовать в играх даже календарных, например, на Первенство или спартакиады флота или Приморского края. Тогда и вставал вопрос — кем подменять игрока? Надо сказать, что в сборной команде бригады, как свидетельствует Борис Алексеевич, было немало настоящих мастеров футбола, игравших до войны на весьма высоком уровне. Так что общественных тренеров у него было немало, поэтому член сборной Тихоокеанского флота по плаванию неоднократно выходил на поле для подмены игроков не только «в рамке», но и в поле. Борис Алексеевич, будучи человеком скромным и самокритичным, по этому поводу говорит, что выходил в поле «мешаться», т.е. « путаться под ногами соперников», чтобы как-то им препятствовать добиваться преимущества в игре с «торпедистами». В воротах же он, по его словам, должен был стараться стать «мишенью для мяча» и, по возможности, отбивать его подальше… Мы оставим его самокритичное до сарказма мнение о своих футбольных талантах несколько в стороне: сейчас уже не узнать насколько он справедлив при оценке своей футбольной квалификации: не в ней дело. А в том, что пловец, хоккеист и торпедист Борис Мишатин во время флотской службы имел игровую практику в настоящем большом футболе. Что и пригодилось ему совсем скоро после увольнения в запас.
Хоть и хороша служба на флоте, хоть и интересная работа досталась молодому моряку во Владивостоке и были у него прекрасные командиры, домой всё же очень хотелось. Наконец, его отпускают и он возвращается в родную Тюмень. Идёт 1950 год. Сразу — поступление и учёба в Свердловском техникуме физической культуры, и одновременно работа в Свердловском областном комитете физкультуры и спорта. В Тюмени — масса друзей, товарищей, знакомых. Кипучая энергия и общительность Бориса Алексеевича всем известны, и он всегда в курсе всех тюменских дел. В то время наше «Динамо» буквально гремело на всю округу, побеждая на всех городских, областных турнирах и выступая на Первенство РСФСР в зоне «Урал». А какие были игроки!… Но об этом чуть позже: подходим к важному моменту в спортивной биографии Мишатина, который произошёл в августе 1953 года.
По окончании очередного семестра студент прибыл в родной город — хотелось отдохнуть, побыть с родными. Но как же не зайти в Областной совет «Динамо»? Это, как говорится, было не в его власти. А там — зам. Председателя Георгий Степанович Куценко встречает. И говорит озабоченно: «Борис, а у тебя какие планы-то»? И предлагает, ввиду каких-то служебных неувязок в «Динамо», съездить на выезд с командой в качестве начальника команды. А выезд был на календарные матчи в Березники с «Химиком» и в Свердловск с «Уралмашем», т.е. серьёзный «двойник». Заманчивое предложение, от которого Борис Алексеевич, конечно же, не отказался. Но, оказалось, что из-за этих или других накладок или неувязок, состав команды — не полный: только 7 человек и он сам, начальник команды. По этому поводу товарищ Куценко успокоил: «К игре все подъедут — не волнуйся». Ладно, поехали в Березники. И кто поехал! Такие мастера:Виктор Михайлов, Иван Миклин, Гера Золотарёв, Пётр Пелевин, Николай Клевцов, Василий Богданов, Владислав Мальцев — о каждом из них можно написать по рассказу! Тренируются, готовятся к игре, устроились в общежитии комбината. Наутро — разминка на стадионе — пополнение не приехало! Вот уже почти 17 часов, пора начинать матч — тоже никого! Как играть таким составом — вопрос всегда был и есть трудный. Начальник было за ворота хотел, как обычно — но ребята подсказали другой вариант, т.е. непосредственно в рамку, на что он по своему обыкновению сообщил команде о своей квалификации, но ему «вежливо не поверили»… Так Борис Алексеевич под фамилией штатного вратаря «Динамо» Михайлова стал в ворота этой знаменитой команды на всю календарную игру! Благо судейская бригада была не очень щепетильна в этих вопросах; но ведь полевых игроков всё равно было мало, игра сложилась тяжело, что и отразил итоговый не в нашу пользу счёт — 0 : 2. Но, хоть и говорит Борис Алексеевич, что «пару раз мяч в меня попал…», всё-таки от большего количества голов «временный» вратарь, конечно, спас. Так что эта игра в Березниках и есть пик его футбольной вратарской карьеры! 57-летний юбилей в августе можно справлять!
Но командировка продолжалась, и время до игры в Свердловске у команды целая неделя, а в Березниках были неплохие условия для проживания. Доложил Борис Алексеевич в «Динамо» про результат и причины поражения , и Леонид Иванович Алёшечкин, ответственный секретарь общества, игроков не критиковал и разрешил не торопиться в Свердловск. Тоже пообещал, что туда-то уж все подъедут. Тут и возникла мысль, после разговора с коллегой из «Химика», о проведении товарищеской игры; но, разумеется, уже на интерес: ведь с Договорились, что хозяева нашу команду усилят тремя своими футболистами, и…проиграют. План потому что был — сыграть ещё и «матч — реванш». Березники, городок тогда не слишком избалованный именитыми, да и просто, гостями, на вторую игру просто «повалил». Небольшой, уютный стадиончик с лавками вокруг поля, был заполнен, а билеты по рублю разошлись мигом. И «Динамо»…выигрывает 2 : 0! На третью игру заинтригованные болельщики не просто пришли, заполнив все беговые дорожки — они ещё и гроздьями висели на больших берёзах, которые росли вокруг стадиона! «Химик» выиграл со счётом 3 : 1 ; гол «Динамо» забил старший лейтенант Тюменской ГАИ Гера Золотарёв. А теперь — внимание! Этот матч можно считать первым (зафиксированным неофициально) …договорным ( пусть и товарищеским, конечно ) матчем , скажем так, на Урале…
В хорошем настроении, заработав рублей по триста на брата (очень приличная по тем временам сумма!) команда убыла в Свердловск, где, наконец, её ждало усиление в виде Бориса Елькина, Михаила Кузнецова, Арнольда Ковалёва и Николая Бузолина. Денежки, на всякий непредвиденный случай, Борис Алексеевич ребятам сразу не выдал во избежание каких-либо «фокусов» перед игрой. Были — чего греха таить, «фокусники» в нашем «Динамо» — все были людьми.
«Битва» с «Уралмашем» проходила с переменным успехом: вначале повело «Динамо», потом хозяева переломили ход игры и победили со счётом 3 : 1. На игру прибыл хорошо знакомый Б.А.Мишатину Председатель Облспорткомитета Свердловска Пётр Александрович Репьёв и «болел» за своих. И вот обращает внимание на глухонемого парня, бегающего вокруг поля и размахивающего руками, спрашивает : «Боря, а кто это такой у вас»? Борис Алексеевич, как известно, человек всегда был с юмором, и отвечает: «Да тренер это наш — Вы не смотрите, что глухонемой: его все игроки прекрасно понимают…» Ну, принял это к сведению Председатель, а потом в перерыве в раздевалке начал громко выговаривать своим ребятам: «Кому проигрываете? Столице деревень! У них и тренер-то — глухонемой даже!!!» В общем, видимо, убедил: «Уралмаш» и победил. А парень-то этот, получается, был первым в истории нашего футбола фанатом, ездившим с командой на выезда. Чтобы как-то прокормиться он делал так называемые «сексуальные фотографии»: на снимке — сердце, по краям которого сидят голубь и голубка, на заднем плане — парень с девушкой, и — надпись: «Я люблю тебя!»… Смех, да и только, верно? Но тогда-то… Это был «высший пилотаж», и в поездах и на стадионах у него эти творения хватали по рублю за штуку!
…Позже, когда Репьёву, всё же, стало известно про шутку его бывшего подчинённого, в Свердловской областном спорткомитете долго смеялись…
Так, без очков, но с хорошим настроением, закончился тогдашний «двойник» Тюменского «Динамо», во время которого произошло много интересных событий, имеющих значение для нашего футбола — и в шутку и всерьёз. И ко всем этим событиям Борис Алексеевич имел прямое отношение, был их участником.
… А потом была работа в средней школе Свердловской железной дороги, в которой преподаватель физвоспитания Борис Мишатин проводил Первенство и Кубок школы (!) по футболу в нескольких возрастных группах, и было в этой школе десятки команд. Практически в каждом классе были таланты, и воспитал их Борис Алексеевич немало. А один из них стал профессиональным футболистом; Владимир Княжев в 1963 году был принят в Тюменскую команду мастеров «Геолог», затем выступал в Новороссийске за «Цемент», в Керчи за «Океан», был тренером и главным тренером Новороссийских команд мастеров «Цемент» и «Гекрис», Генеральным директором ФК «Черноморец», директором СДЮШОР… Правда, это уже другой разговор; факт в том, что воспитал этого мастера именно Борис Алексеевич, прямо в средней школе!
Вот теперь, возможно, портрет этого незаурядного спортивного человека более полный, причём именно со стороны
футбольной. Но я опять не уверен, что всё о нём узнал…
Полностью с вами согласен.Очень хорошо знаю и помню Борис Сеича(мы звали его ШЕФ).Так как он был моим тренером по конькам на протяжении 7 лет.Очень интересный человек с потрясающим чувством юмора и много повидавший в своей энергичной жизни.И еще сколько помню он никогда ни ездил на автобусе,все время пешком.Жаль прервалась связь с ним ,сколько ни звонил,наверно телефон поменялся так как я уже 18 лет ни живу в Тюмени.Спосибо за статью.
Рад получить такое послание: Сеич, слава Богу, жив-здоров, таких, как он — поставщиков сведений о людях футбола, уже ушедших, почти уже не осталось. Голова — дом советов, память — великолепная, собеседник — превосходный, да и просто — классный мужик! Люблю его как отца родного, а Вам пожалуйста — его домашний телефон:8-3452-20-91-21. Понемножку ходит, но видит уже плохо. 16.01.2010-го исполнилось 85! Успехов!