ФУТБОЛ КАК ДИАГНОЗ.

Давно собираюсь написать что-нибудь про футбол как явление в нашей жизни, воспринимаемое болельщиком. Хотя понятно: для каждого из нас футбол – свой; ведь впечатления и понятия у всех разные. И даже у некоторых наших оппонентов просто негативные, отрицательные и негодующие.  Это, как правило, у тех, кто не хотел бы, чтобы мы, болельщики, футболом увлекались. Так что в  «футболоманию»  вовлечены и мы, его любители, и многие из тех, кто его ненавидит или, помягче, недолюбливает. Т.е. очень, очень много народа так или иначе при слове «футбол» — напрягается, некоторые потеют, переживают и т.д. и т.п.  Болезнь?  Да, пожалуй. А как ещё можно это назвать, когда тысячи вполне нормальных людей, собравшись на стадионе, начинают петь, кричать и ругаться, носят на себе и хранят дома на видных местах предметы, которые называются особым словом «атрибутика», ездят за командой чёрти куда…      Да, это болезнь. Факт!    Но у каждого – своя.    Хочется попробовать проанализировать —  как   кто к ней пришёл, что при этом было интересного и запомнилось на всю жизнь,  и что думает делать с ней дальше: ведь лекарств  для её лечения, похоже, так и не придумали…
Поэтому начну с себя. Детство прошло в Крыму, в благодатном городе Феодосия, которая никогда не славилась футболом ни раньше ни теперь.    Так – кто-то гонял что-то похожее на мяч на многочисленных пыльных пустырях.      В послевоенное время большинство  пацанов   любило с  риском  для жизни   копаться   в   многочисленных, оставшихся с войны, окопах и других оборонительных сооружениях – над городом нередко ухали взрывы.    И было много похоронных процессий с маленькими гробами. Мама на этих примерах меня крепко научила не копаться в земле там, где не следует… А футбола в детстве не было…
…Пока не произошёл в моей жизни резкий, хотя и кратковременный, поворот: маму направили на работу в Венгрию, куда  неизвестными мне путями она сумела вытащить и меня.     Это было начало 60-х годов; после кровопролитных событий в ВНР прошло  всего-то лет 7-8, но нам, советским детям, почему-то ничего не запрещалось, и мы с друзьями пользовались выходом из военного городка совершенно свободно. И никто нас никогда не трогал и мы буквально «упивались» своей свободой и, надо сказать, красотой сказочного города Будапешта.      Однажды забрели на стадион, куда нас пустили бесплатно, поняв кто мы такие.         Представляете – Венгрия 60-х годов, футбол там – религия или даже больше, а тут пацаны из СССР (мне – лет 12 всего),     ничего не понимающие…     Кто-то посадил на лавки и мы…начали удивляться.       Как мадьяры кричат и с ума, в общем, сходят.    Дядьки нам подсказали, что б  смотрели не на них, а на поле – там интереснее.    Так и оказалось – это была прекрасная, но очень жёсткая игра, похожая на бой гладиаторов!     Кто и с кем играл, конечно, я не помню, да и не узнал тогда – и было не ясно, почему так интересно и дух захватывает.    Но «искра была уже зажжена»! Я об этом узнал немного позже, когда через некоторое время какие-то военные с маминой работы меня взяли на огромный, полностью забитый народом стадионище, как выяснилось «Непштадион» — главную арену венгерского футбола, на матч чемпионата Европы 1963, кажется, года между Венгрией и Югославией!!! Почему-то я уже не мог там молчать и болел за венгров, крича и что-то ещё делая как все остальные…      И – было страшно интересно и почти всё понятно!   Сыграли тогда они со счётом 1 : 1,   а я стал настоящим футбольным болельщиком.
Пробыв с мамой в командировке 2 года  вернулся из Будапешта – самого красивого из виденных мной в жизни городов,  домой  в Феодосию,   где по-прежнему не было футбола.  Но – не в моём классе: оказалось, что за время моего непродолжительного отсутствия, каким-то образом, неизвестно откуда и как, в пацанов моего 8 В класса 10-й школы… тоже попали «искры футбола»! Этому я, почему-то, не удивился — воспринял как должное.    Все уже «болели» за команды Высшей союзной лиги,  кто как изучал «своих» игроков, вёл какие-то таблицы, и…слушал репортажи по радио!!!  В общем, мне достался «Пахтакор» — команда из далёкой столицы Узбекистана, которую я преданно любил тогда и болею за неё до сих пор, хоть и находимся мы уже в разных странах. Достался мне этот крепчайший клуб потому, что…все остальные были уже «разобраны» моими друзьями,   с которыми мы,   в большинстве своём,  учились вместе с 1 класса 11-й  начальной школы…            Только спустя целых  24 года мне  удалось увидеть вблизи своих прежних «кумиров», пообщаться с ними,  уже ветеранами  «Пахтакора»,   после игры с командой города Джизака, где я оказался в командировке в 1987 году.   Эти люди, замечательные в прошлом мастера, были сильно удивлены моим  рассказом про наш «больной» класс и моими познаниями в узбекском футболе…   Никогда не забуду рукопожатия и добрые пожелания  замечательных футболистов  Ана,  Иллуридзе,  Абдураимова,   Исакова, Ибрагимова,   Рахматуллаева…      И вот всё думаю – а ведь такое событие в жизни болельщика не могло произойти случайно: тут явное совпадение чего-то с чем-то.   Что и привело меня прямо к афише в городе Джизак,   где было по-русски написано кто и с кем играет!
А про наш класс рассказ был бы не полным, если не сообщить о том, что мы ещё и играли в футбол. Может, это не покажется чем-то новым или выдающимся, но нужно учесть всего лишь то, что никто нас не организовывал – сами хотели.  Ездить приходилось за город, на пустырь у вертолётной площадки, существующий и поныне, но…   с воротами нормального размера (кто-то же когда-то после нас их поставил?!),  и называли мы этот пустырь – «Леселидзе»!  Громко так, с «заявкой»…  А «мастера» мы были, конечно, так себе: кроме желания почти ничего и не было, хотя некоторые ребята обладали разными талантами. К сожалению, ни тогда ни теперь, как я уже говорил, там не было более-менее серьёзной футбольной школы, может быть поэтому ни одного футболиста из нас не получилось. Но 8-10 классы прошли под знаком футбола!      Бывали и «международные» встречи – с такими же командами  других районов города и даже села Насыпное.        Как правило, нам везде крупно доставалось, иногда  и по рожам: зато почти все пацаны были — КОМАНДА, хватало и на две неполные, когда играли на своей «базе»,  в этом самом «Леселидзе»…В роли тренеров любили выступать…почти все!  Каково было качество игры – можете догадаться.  Впрочем, я уже писал об этом в одном своём «опусе»: но ещё разок повторюсь…
Вспоминается ещё один момент «болельщицкого» детства: 1966 год, первенство мира  в Англии. Ночью передают прямую трансляцию матча СССР то ли Португалия, то ли ещё кто-то, уже забыл. В общем,  страсти – на пределе, но есть всего один маленький нюанс- телевизор имеется…  только у одного мальчика в классе – у Серёжи Арустамова. Так вот эта чёрно-белая «Аврора» и стала местом сбора  для  просмотра этой важнейшей для нас игры  сборной. Опять же – не помню точного результата, времени прошло много, а в статистику лезть не хочется: только было в этой комнате ровно 25 мальчиков нашего класса, тихо «глотавших» свои бурные эмоции — ведь  за стенкой мирно спали…Серёжины родители, очень много лет не подозревавшие о том, что происходило в ту ночь.   Помню, что наши победили: тихие улицы спящей Феодосии содрогнулись от рёва нашей молодой группы, быстро «рассосавшейся» во избежание…

А дальше в моей жизни началась Советская армия. Какой там футбол, кажется. Ан нет – были очень запоминающиеся для болельщика моменты, были! Очень интересные, просто на всю жизнь, иногда буквально с риском для жизни были! И это – тема для будущего рассказа.

24.05.2008 года.
Статья для газеты «Тюменский курьер».

ФУТБОЛ КАК ДИАГНОЗ.: 3 комментария

  1. Уведомление: Ксения
  2. Уведомление: Nga
  3. Уведомление: Nga

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Content Protected Using Blog Protector By: PcDrome.