Сколько уже лет прошло с тех пор, как пришлось служить в Монгольской народной республике (1982 — 1986 годы), а забыть свои впечатления о величии этой страны, безбрежного простора и чего-то первозданного, не получается. Было какое-то ощущение присутствия в самом Центре Земли, не иначе… Территория — огромна.
Видимость во всех направлениях — такая, что за 120 — 150 километров дым из котельной — как на картинке.Страна преобладающей пустыни и безводья, практически ежегодно получает такие мощные ливни, что результаты просто невообразимы, если только не видеть их своими глазами.В то же время на Западе, Севере и Северо-Востоке страны есть и тайга с богатейшей растительностью, чистейшие и полноводные реки, именно в Хэнтийских горах берёт начало река Амур. Прекрасное озеро Хувсугул — настоящий «брат» Байкала по своему«рождению», да и расположению. Есть в Монголии и полупустыни и самая настоящая Великая пустыня Гоби. Именно там и есть, по словам монголов, настоящая Монголия.
Скудная, по сравнении с Севером страны, растительность, не мешает содержать миллионы голов разнообразного скота — основного богатства страны. Там же, на Юге, расположенном в среднем на высоте 600 — 900 метров над уровнем моря, потрясающие природные ландшафты с множеством сухих русел — когда-то они были полноводными реками, а во время сезонных ливней, возможно, превращаются в мощные водные потоки… То, что это бывшее дно океана, верить не получится, пока вам не повезёт как мне: я нашёл в 1985 году камень, на котором был отпечаток скелета… рыбы!
Никто не знает,когда именно и где прорвутся откуда-то дождевые тучи,чтобы излить на монгольскую землю своё содержимое. И тогда… можно ждать всего! Впервые на моих глазах был залит город Улан-Батор в 1982 году,через пару месяцев или немножко больше, после моего прибытия на службу. Сильнейший дождь с градом мигом забил все водоотводные канавы и каналы и в столице и на железной дороге: в горах за километров 30 от станции поезд остановился, и наши воины-железнодорожники по тревоге двинулись на помощь чтобы ликвидировать размыв.Справились быстро, людей вывезли монгольскими автобусами, а в городе было сложнее. В низинах потоками воды были уничтожено много домов, юрт. Погибло много скота и людей. Помню, было соболезнование советского народа и Правительства СССР, подписанное Л.И.Брежневым. Это было
первое, впечатляющее событие, которое принесло много горя полутора миллионному тогда Улан-Батору и всей Монголии. Стало немного понятнее, что это страна, в которой много особенностей и природной мощи. Позже не раз видел результаты ливней уже на Юге страны: об объёме водных потоков природа предлагала подумать самостоятельно. И… думай, смотри: вот была насыпь железной дороги, вот — мостик (ну зачем, вроде бы, его когда-то запроектировали и построили воины желдорвойск в 50-е годы?!). Но ты видишь, что насыпи нет, рельсы, местами завёрнутые в спирали, где-то далеко. Только мостик стоит сиротливо среди… пустыни. И это на главном ходу ж.д. линии Улан-Батор — Сайн-Шанд! Такую же, но более впечатляющую картину, наблюдал на строительстве ж.д. линии Хар-Айраг — Бор-Ундур, тоже на Юге МНР. В августе, совершенно незаметно для нас, строителей этой линии, где-то далеко прошли дожди. Какие — конечно, оценить было нельзя, да и некому — в районе строительства только тучи ходили, без осадков обошлось. А когда распогодилось, через пару дней множество сухих русел принесло столько воды, что во вновь сооружённой насыпи, высотой метров 10, образовался проран, шириной не менее 20 метров! Через него мне пришлось проехать на машине; ЗиЛ-131 пробрался через огромную лужу не застряв, и я осмотрел вертикальные стены, т.е. «поперечный разрез» насыпи, которую сооружал. Это было зрелище! Такое же событие в те далёкие годы было и в самом городе Сайн-Шанд, где была размыта новая насыпь у большого моста на выходе со станции, в сторону Зуун-Баяна. Там висели рельсовые плети , с моста их не смыло, но насыпи частично не было. В общем, сила и мощь монгольских дождевых вод впечатляет! Все железнодорожные объекты в то время восстанавливала наша советская 17-я отдельная железнодорожная бригада, находившаяся в Амгалане, на окраине столицы. Теперь мне известно, что в переводе на русский это слово означает «Благоденствие». Вообще-то для меня это место именно таким и стало…
Ещё один интересный природный катаклизм случается в Монголии весной, когда вскрывается лёд на Байкале — так по крайней мере говорили. Тогда начинается пыльная буря, т.е. сильнейший, не прекращающийся ни на минуту ветер. Такая «прелесть» длится, кажется, не одну неделю, и жить тогда тошно. Всё — в песке и мелких и не очень камнях, ни работать, ни есть или пить — ничего нельзя. Это требуется переживать, и мы переживали. Зато после этого пустыня вмиг становится полна разноцветья, зелени, множества цветов. Картина невообразимо прекрасная и неожиданная, для первого раза…Жаль, что это продолжается недолго, и пустыня быстро всё выжигает до следующего года. И только воспоминание об этом феномене монгольской природы и её своеобразии остаётся в памяти навсегда…
А ещё — люди. Конечно, за десятилетия, прошедшие после моего отъезда из страны, люди стали другими. Наши друзья и товарищи, возможно, уже не все в живых, а молодёжь получила совсем другое воспитание. Но, зная монгол как очень добрых и отзывчивых людей, никогда не спешащих что-то сказать или сделать, могу сказать, что и сейчас нашёл бы там друзей.
Собственно говоря, я и ищу в Улан-Баторе своего друга Дивангара, но пока не получается. Но у меня есть помощники в столице, и оба они годятся мне в сыновья, тем не менее, общаемся по-русски. Кстати, как и во всём мире, всегда желательно проявить интерес к местному языку, тогда общение проще и контакт с людьми — обеспечен. Нужно всего лишь желание. Мне удавалось иметь друзей, хороших знакомых, именно по этой причине: я мог на монгольском не только тосты произносить, хотя и это, конечно же, всегда было важно.
… И вот, наконец-то, новости из бывшей братской, но такой же близкой мне страны Монголии: нет на белом свете моих дорогих друзей-братьев Баадамдоржа, Гомбожава и Дивангара… Долго долго, как и полагается в Монголии, мои добровольные помощники искали этих людей. Нашли память о них. Царствие вам всем Небесное, дорогие мои…
М-да… Интересно было в этой стране!
Спасибо! Всё так и ЕСТЬ!!!