Десятая школа в нашей жизни — самая яркая и запоминающаяся страница. В этом новеньком, просторном и светлом здании, мы превратились в юношей и девушек, стали ощущать себя взрослыми, у нас появились интересы, разнообразная жизнь и пристрастия, многие из которых остались на всю жизнь. В 8-й класс мы в полном составе, за исключением меня,
находившегося с мамой в Венгрии, под руководством Светланы Михайловны прибыли в эту новую, третью по счёту школу из 4-й. Она оказалась имени 23-го съезда родной Коммунистической партии. Кажется, это название не очень отразилось на наших успехах, которые ковались теперь новым педагогическим коллективом под руководством очень уважаемого человека — директора школы товарища И.Ф. Жерносека. Этот человек нам никогда не забудется: серьёзные вещи, им произносимые на уроках истории с важной интонацией, но очень заплетающимся языком, совместно с явно мешающими ему губами, слегка перевираемые имена собственные некоторых героев прошлого, а то и просто лишние звуки, повергали нас в тихий, но гомерический хохот, который приходилось усиленно маскировать. Представьте это себе — маскировать хохот! Трудно было, и Светлане Михайловне больше всего, т.к. за наше поведение ей, конечно, доставалось. Нельзя забыть и то, что во время произношения, когда ему мешали губы, летели слюни… Короче говоря, тяжко было, что говорить! Мы были молоды, конечно, не понимали, что, возможно, такие недостатки у человека могли быть по разым причинам, не всегда от человека зависящим. Ну что там — кто ж об этом задумывался; наверное мы были не справедливы, выглядели даже иногда издевательски. Может быть. Мы искренне смеялись, не желая унизить уважаемого человека, да простит нас Бог за это. Но — это были ШЕДЕВРЫ юмора, который я, как мало дисциплинированный мальчик, высаженный из педагогических соображений на первую парту среднего ряда, фиксировал на обложке учебника и разных бумажках . История, к сожалению, не сохранила их… Но фразы, фразы-то — как же они могут исчезнуть из памяти! «Революция была победила», «Встреча Эмманоуыла из Кавуром…», великую немецкую революционерку он с серьёзным видом называл «КРАЛА ЦЭЦКИНА» ! Это переведу: Клара Цеткин. Вспоминать такие уроки юмора можно долго; потом болели животы, а записи мои позже
превратились в небольшой набор смешных фраз, который я превратил в весьма бессмысленный рассказик, который я прочёл ребятам, посетившим меня, больного гриппом, на дому. Своего ученика тогда и Светлана Михайловна проведала, и тоже заразительно смеялась написанной и прочитанной мной белиберде… Кажется, это был 1966 год. Ох, дорогой наш Иван Филиппович, вечная вам пямять! Гораздо позже, уже во времена интернета, удалось узнать о его весьма головокружительной по советским временам карьере, но, пожалуй, об этом стоит рассказать отдельно.
Интересно было, конечно, не на всех уроках: я так помню, что хотелось больше гулять, чем учиться. Ещё хотелось разнообразия, и мы его успешно себе придумывали. Сразу скажу: не всем это нравилось, что ж поделаешь! Я имею в виду, конечно, «САЛО». Поначалу это занятие называлось «Скоблиное сало», потому, что применялось к Сергею Арустамову как главной фигуре процесса; потом его разнообразили, успешно применив ко всем, не сделавшим домашнее задание, которые торопливо списывали на перемене из Арустамовой тетради что-нибудь из алгебры или геометрии.
Технология этого, в высшей степени захватывающего действа, была проста: к Серёге Арустамову ( первоначально — пока он не понял, что надо дав тетрадь, сразу, на всякий случай, «делать ноги» со своей парты) подсаживались желающие «содрать» чего-нибудь, и приступали к делу. То есть, он сам, тогда довольно тучный парень, оказывался между претендентов на его труды. В это время наиболее обделённые адреналином товарищи, может быть таких бывало 3, 5 и более человек, незаметно подходили, разделившись, с каждой стороны, и по громкой команде «САЛООООО»!!! наваливались с обоих сторон на торопливо пишущих… Т.е. «давилось сало», вначале «Скоблиное». Уже понятно, что «Скобёл» — это и есть Арустамов. Вой, крики, и масса разных слов естественно разнообразили перемену. Правда, однажды не проведя предварительного расчёта, «давители» малость просчитались: с одной стороны подкралось мало народу — с другой — много. В результате пострадала парта, превратившись в … плоскость и прищемив немного ноги писавших, нет — ВПИТЫВАВШИХ ЗНАНИЯ товарищей. Вот что такое «САЛО»! Явление, в общем, такое было, способствовавшее получению знаний. Но не без трудностей же нужно было эти знания получать? Только жаль, что такой способ не всегда нравился нашей Свете… Ну — я же уже сказал, что не всем это нравилось…
Ещё был грех, вернее забава; чтобы размяться и «подухариться» молодые отроки бегали периодически через улицу Ленина к ларьку «Союзпечати», напротив школы, где ожидал своего хозяина — нашего учителя пения по прозвищу «Тореадор» ( потому, что носил фамилию Тодоров), замечательный в своей миниатюрности автомобиль «Запорожец» первого выпуска, у которого задние колёса имели такую конструктивную особенность: когда машину приподымали за зад, то колёса ставали буквой «Y». Отроки, приподняв машину за крылья и добившись, как ИМ КАЗАЛОСЬ , очень смешного результата, с гоготом мчались обратно в школу… И это были тоже мы… Иван Алексеевич, прости нас грешных: мы, конечно, делали это не со зла…
Наверное поэтому из нас получилось мало учёных, но всё же немного есть. Первый — это как раз Серёжа Арустамов, наш золотой медалист а ныне доктор технических наук, написавший сотни трудов по математике, проживающий ныне в Петербурге. При всех его талантах — а он был просто круглый талант, напрягаться в учёбе он не любил, поскольку в этом не было необходимости. Поэтому не сильно от коллектива и отрывался, точнее всегда был с нами, в том числе и в первых, да и последующих экспериментах с выпивкой… Его способности мы использовали на полную катушку до самого окончания школы: Серёга человек не жадный, кому чего от него хотелось (списать или объяснить и показать, что труднее) — тот то и получал. Удивительно, что находились учителя, которые, видимо, считали его слишком, так скажем, начитанным. Хотели «притормозить» что ли, «попридержать»… Это я мягко, конечно. Их было, правда, мало. Одна наша «любимая Медуза», может из ревности к содержимому его умной головы, пыталась ему ставить незаслуженные совершенно оценки по биологии… Прости меня Боже, что так вспомнил свою учительницу по фамилии Омельченкова… Были и другие ребята, ставшие впоследствии учёными; правда, по моим данным это всего лишь один ещё человек — Коля Григорьевский, кандидат технических наук, живущий в Пензе и обучающий там студентов уму разуму. Остальные учёными степенями не озаботились — стали просто хорошими людьми, что тоже не плохо. Раз я начал про учителей — а уже пора — то, конечно, 10-я школа была полна личностей, специалистов замечательной квалификации и таланта.
Может быть, за исключением вышеупомянутого примера: вот Николай Антонович Мусиенко – колоритный человек и боевой
капитан запаса, наверное не раз смотревший смерти в глаза артиллерист Великой отечественной. Будучи в серьёзном возрасте (а если задаться вопросом, то ведь не было, скорее всего, и пятидесяти нашему Антону…), он мог незаметно ущипнуть за какое-нибудь местечко свою «фаворитку», вызванную к доске. Например, Люду Беседных (царствие небесное…), Люду Буленкову или Свету Дымникову… Этот благожелательный человек не «сорил» пятёрками, но и не мучил особо таких «талантливых» как я. Было занятно слушать его диалоги с Серёжей Арустамовым про не совсем нам понятные математические штучки — он уважал Серёгин талант. Зная возможности Саши Бровкина — будущего художника — мариниста (царствие небесное…), был к нему снисходителен. Расслабленно сидя на стуле, он благосклонно слушал чью-нибудь ахинею, положив ногу на ногу. Потом — оттягивал резинку своего пыльного носка и… замечательное облачко долго не садится на пол нашего класса, пронизанное ярким солнечным светом… Конечно те, кто видит это явление, с трудом сдерживают РЫДАНИЯ… В этом был наш «Антон» — щеголь и сибарит, добрый и требовательный, в общем всеми любимый учитель математики. Между прочим, мы считали и до сих пор многие уверены, что между нашей Светой и Антоном был тогда, вплоть до окончания нами школы в 1967 году, роман. Уж не знаю точно, откуда были такие сведения. Кажется, их где-то иногда видели вместе. Не скрою — мне, да и другим тоже, хотелось бы, чтобы они соединились — ведь мы их обоих любили… Жизнь всё решила иначе. И нет уже давно нашего Антона…
Зато молодые наши учителя — украинского — это был Богдан Дмитриевич Ромах, и физики -Жозефина Николаевна, долго, помнится, не раздумывали и создали семью. Какие же они были тогда молодые люди! Очень жаль, что давно нет Богдана, и его Жозефина тоже нас покинула в 2011 году… Химию нам преподавала весьма мной уважаемая Клавдия Максимовна Харина. Я как-то соображал в неорганической химии благодаря «промыванию моих мозгов» в Советской школе в Венгрии, и даже имел некоторые успехи, пока не началась химия… органическая. Пришлось трудно, но она почему-то помогала мне, за что я благодарен ей до сих пор. Ведь не потребовалась она мне, эта химия, но отношение человеческое дорогого стоит. Спасибо Вам, наша милая… «Химоза»!
Мы так называли Вас любя — Вы преподавали нам и химию и жизнь…
Русский и литература… Предметы, которые все мы изучали усилиями нашей классной. Не помню тех, кто был сильно ими увлечён, т.е. опять же — не получились в 10-В литераторы. Ну, жаль, может быть. Зато в других — наверняка есть маститые писатели! А сколько их надо стране, даже большой? Вот именно — мы, кажется, и не плакали по этому поводу, да и наша Света — тоже.
Она много сил вложила в наши НЕЛИТЕРАТУРНЫЕ головы, чтобы мы стали просто грамотными людьми. А не это ли нужно в первую очередь каждому, школу заканчивающему? Впрочем, мне — прямо скажу — далёкому от литературы молодому человеку, почему-то во взрослой жизни было интересно общаться с книгой, впитывать буквально новые публикации из журналов. И уж самое странное было то, что писал-то я впоследствии грамотно!
Естественно, Света наша добивалась своими методами и способами от нас знаний правил, бывало с большим трудом и «боями», но я-то был как все — «грамотей» аховый. И — стал незаметно для себя грамотно пишущим… Парадокс казалось; много позже я стал догадываться, что это всего лишь ИТОГИ РАБОТЫ СВЕТЛАНЫ МИХАЙЛОВНЫ С МОЕЙ ГОЛОВОЙ ! Не знаю ощущений других ребят по этому специфическому поводу; как-то во время
редких встреч на эту тему разговор не заходил. Может, зайдёт, и мы должны будем выпить за доброе здоровье нашей совершенно КЛАССНОЙ, любимой Светы, сделавшей из нас грамотных людей…
Абсолютно особое место в памяти, я думаю, всех наших ребят, занимает учитель труда — нет, ПРОФЕССОР ТРУДА нашего детства Григорий Михайлович Гринштадт, или просто «Жора-Миша». Он, конечно, учил нас по программе, и делал из нас слесарей. Но его главное достоинство было в умении стать товарищем для нас, «желторотых», быть своим «в доску». Трудно в это поверить — человек весьма почтенного возраста, возможно фронтовик, мог с нами обсудить ЛЮБОЙ вопрос на любую тему.
Ни с кем больше в этом он не мог сравниться… Можно было попроситься с урока, и если просьбами не злоупотребляешь — ты свободен! Он же вёл кружок пулевой стрельбы, и мы отдавались этому самозабвенно. «Жора-Миша» потом, после школы, нам с Сашей Переваем часто встречался на втором городском пляже, где работала моя бабушка Нина — какие это были встречи! Сколько вопросов, советов и неподдельного интереса он высказывал. Этого человека, конечно, все мы помним — царствие ему небесное!
Заложенный в большинство ребят и девчонок в 4-й школе интерес к спорту в 10-й успешно развили наши новые преподаватели, благо тут был прекрасный спортзал и большая территория вокруг школы. Жаль, не помню точно учительницу, занимавшуюся с девочками — мы её все уважали, потому что была требовательная — и с нами, парнями тоже не церемонилась. Но наш Игорь Тарасович Корнилецкий лично в моей судьбе спортивной сыграл главную роль. Конечно, судьба — сильно сказано, ведь никто ни о чём и не мечтал, но настал момент, уже в 10-м классе кажется, когда он обратил на меня внимание особое: говорит — давай-ка потренируемся отдельно, у тебя, кажется, есть скорость. Ведь приятно, когда тебя называют скоростным, особенно в 10-м классе! Короче говоря, я постарался, сильно себя истязая, самостоятельно готовился на первенство школ города, бегал по утрам в садике с платанами вдоль улицы Горького, и весной 1967 года на «Динамо» был мой «звёздный час». Как сейчас помню, 100 метров на плохонькой гаревой дорожке в чужих шиповках удалось пробежать на 3 спортивный разряд ( 12,3 сек., кажется), а 200 метров оказалось пробежать труднее раза в три, поскольку бежать надо так же быстро, как на 100. Тоже получилось не плохо, но сколько уже не помню, вроде 26 с чем-то. В общем, для школьного самоучки результаты были что надо! И, главное, есть живой свидетель моей победы в этом забеге: друг детства с улицы 8 марта, будущий подводник-североморец, ходивший на атомных подводных лодках и закончивший службу в ВМФ России в Феодосии, капитан 2 ранга Саня Огульков. На соседней дорожке он немного отстал от меня. И всё благодаря Игорю Тарасовичу, царствие небесное.
К огромному сожалению, в 2009 году узнал, что его уже нет среди нас… Никогда больше мне не удавалось даже близко приблизиться к показанным в детстве результатам — ни в военном училище, ни — тем более, в Академии. «Звёздный час» бывает раз в жизни, и то — не у всех…
А вот Коля Григорьевский одно время — довольно продолжительное, увлекался фехтованием. Ходил в секцию на «Динамо», постигал «мушкетёрскую» науку, был членом молодёжной сборной города. Потом в классе на перемене популярно нам, сирым, объяснял как и что значит «работать шпагу». Здорово у него получалось! Однажды даже, увлёкшись, он достиг в фехтовании указательным пальцем полной достоверности, проткнув мне… нёбо ( это вместо шпаги у него был «струмент» на перемене)… Зачем я открыл тогда свой рот — история умалчивает.. Получилось как всегда — с кровью и извинениями. Позже, поступив в Ленинградский кораблестроительный институт, Коля достиг звания кандидата в мастера спорта по фехтованию. Он, к сожалению, не стал Олимпийским чемпионом; но его «атаку в моё нёбо» я помню всегда. Толя Морозов (царствие небесное…) всегда был физически сильным парнем, но тогда, конечно же, никто не предполагал, что во время службы в Советской армии он станет классным стрелком и выполнит норматив мастера спорта по пулевой стрельбе. Он долго преподавал физическое воспитание в Крымском университете, а теперь уже очень много лет занимается фитнесом, в котором стал высочайшим профессионалом, востребованным до сего времени.
А ещё были учителя иностранных языков, многих других предметов; вряд ли получится рассказать обо всех. По-моему, в 9 или 10 классе у нас сменили директора. В угловой кабинет на первом этаже, как раз напротив того, что занимала в 2011 году молоденькая директор школы Наталья Шостак, прибыла волевая и жёсткая, как нам показалось, Людмила Михайловна Волкова. Она в моей судьбе успела сыграть значительную роль. На уроках её никто не забавлялся и порядок в школе, конечно, был. И вот в этом порядке, можно сказать — образцовом, вдруг случается событие, которое в школе ТОГО ВРЕМЕНИ стало потрясением для многих. И особенно для меня. Сейчас уже стоит приблизиться к ГЛАВНОЙ теме, точнее сути нашей жизни в классе; я конечно говорю о ребятах и мало про наших девочек, поскольку как-то обособленно мы жили, и интересы наши пересекались иногда и только за пределами класса. Например, на вечеринках, застольях… Но это – совсем особый разговор, если хватит места, времени и будет помощь друзей… Так вот, мы были БОЛЬНЫ ФУТБОЛОМ. Это целая новелла, про образ мышления, досуг и всё остальное. Поэтому о сути и наших деяниях в футболе — позже и отдельно. У меня же, в связи с этим, была дурная привычка — «оттачивать» своё мастерство точного удара на каких-нибудь камешках, попадающихся на пути. Добился я тогда уже серьёзных успехов — мог попасть в дерево, например, метров с 10 — 15-ти… Плохая привычка, конечно. Особенно когда кому-нибудь камешек попадал в ногу… Ну было дело, что ж… А это — 10-й уже класс; идём по Ленина домой вдоль Морсада, разговариваем с Серёгой Арустамовым и Сашей Онкиным. Всё нормально. Вдруг — толстенькое такое, плоское стекло прозрачное лежит на асфальте, меня провоцирует! Ну как пройти!? Как раз уже садик Айвазовского начинается, напротив его угла… я наношу хороший удар, и стеклышко замечательно летит по своей какой-то траектории… В это время с улицы моего детства — Тимирязева, совершенно неожиданно разумеется, выезжает нам навстречу флотский УАЗ-452 (его номер я помню до сих пор – 57-32 УЮ), а в кабине кроме водителя, ещё и женщина с ребёнком!
Представляете состояние вполне нормально воспитанного мамой, дедушкой и бабушкой мальчика 16 летнего возраста, который осознаёт, что сейчас его стёклышко, пущенное точной ногой мастера, попадёт прямо в лобовое стекло этой машины, где ребёнок и женщина.?.. Всё это — осыпается, все живы. Я почти мёртв. Трезвый голос Серёжи говорит : «Беги-ка ты побыстрее и подальше!» Я — бегу прямо через ограду Морсада, пока водитель тормозит и выбегает из кабины… Струсил до ужаса, конечно… ХУЛИГАН! Я это понял в процессе бега в укрытие, к Мишке Куликову, где-то на Войкова аж… Пацаны друга не выдали: сказали — не знают его, просто шёл рядом. Девчонки наши, шедшие далеко сзади, по-моему, Люда Буленкова, на вопрос о парне в полосатом свитере ответила однозначно — Серёжа Лелеко,
А что? Эх Людка — сначала бы спросила в чём дело!
В общем, лично директор Волкова с водителем, пострадавшим материально, явилась к нам домой когда я уже почти успокоился и обедал… Сколько же хлопот я доставил маме, достававшей новое стекло, и сколько шума было в школе!!! Было не одно заседание Комитета комсомола, где меня судили и наказывали так, что до сих пор очень смутные, тяжкие воспоминания… Не помню как меня наказали, а ведь собирался поступать в военное училище же!!! Как можно было в то время — понимаете вы это — с таким «багажом»… Так я стал ГЛАВНЫМ ХУЛИГАНОМ ШКОЛЫ 1967 ГОДА (по версии руководства), хотя никаких «рейтингов» тогда не было… Много лет спустя, в разговоре со своей любимой Светой, услышал от неё признание в том, что я был по сравнении с ЕЁ НЫНЕШНИМИ ДЕТКАМИ
просто ангел, и всё… А её 10-В, первый выпускной класс в её карьере учителя, самый лучший в её жизни. То же мы можем сказать и про неё — у нас уже никогда не будет такой Светы… У нас уже не будет такой школы, и не будет детства. Как жаль!
Спасибо, Сергей, за воспоминания о школе. Написал тепло , с юмором, читется легко, в памяти снова всплыли картины прошлого, будто и не было 40 лет. В те школьные годы девочки и мальчики жили рядом, казалось, мало общались,но всегда мы считали, что в нашем классе самые лучшие мальчик.Это было так же мнение девочек из параллельных классов. У каждого из наших одноклассников были свои предпочтения, но большинство из нас любили спорт и отдавали ему большую часть своего времени- в этом заслуга наших учителей, сумевших привить нам любовь к движению. И в свои 60 не расстаюсь с физической культурой.