…Очень смутно вспоминается наше вхождение в нашу вторую по счёту, 4-ю школу имени героя-партизана Вити Коробкова. 1961год… Начало учёбы в пятом классе лично для меня, пожалуй, можно было сравнить со сменой Вселенной: после почти патриаршей тишины и нескольких, в основном пожилых, учительниц — огромное здание ( уже был готов пристрой и наш класс располагался именно в новой части школы), масса новых предметов и учителей со своими требованиями, учёба во вторую смену, и …не всегда дружеское отношение к нам, малышам по сути, со стороны старших… Да – этот переход в новую школу был стрессом…
Директором тогда был Олег Владимирович Белявский, память которого совершенно не сохранила – это и понятно: он был от нас, пришельцев из глубокого детства, очень далёк. Вообще, как я заметил со временем, память сохраняет только что-то яркое, броское или запоминающееся. В первую очередь, конечно, впечатления. Из нашей первой школы это, конечно же, Анна Сергеевна Петренко, а в новой школе мне запали в память навечно только некоторые преподаватели, например, учительница английского языка Галина Семёновна Вольфсон, которая мигом поняла, что в языке я нуль (а кто, интересно, тогда был не нуль?… Успокаиваю я себя теперь…). Начались муки, продолжавшиеся весьма долго и в моей следующей школе, о которой будет отдельное повествование – она того заслуживает. А тогда было тяжко, тяжко… Но что-то, всё-таки, ей тогда удалось вбить в мою голову, хотя тяжело было не мне одному. Позже мне удалось как-то выправиться по английскому: может быть, тут имеется и её заслуга… Потом меня даже тянуло к познанию языков, а в некоторых даже преуспел в некоторой степени. Увлекался самостоятельным изучением венгерского языка, охотно впитывал азы молдавского, когда пришлось поработать в том благодатном краю, а позже, во время службы в Монголии – монгольским: это весьма помогало и в общении с тамошним народом!
Ещё в ряду запоминающихся личностей надо назвать учительницу географии Лидию Николаевну Иванникову, которая каким-то образом мне привила большой интерес к своему предмету и, пожалуй, ко всему миру во всём его многообразии. В последствии, находясь в разных частях нашей необъятной родины и за её границами, мне всегда и всё там было интересно: не её ли это рука, думаю я об этом… Вся моя военная служба, по сути, была большим и разноплановым… путешествием. И даже гораздо позже, совсем недавно, когда судьба «закинула» в замечательный город Магадан, тоже было интересно увидеть своими глазами этот по-своему прекрасный край, не смотря на тяжёлую работу… Так что путешествия и познание мира, пусть даже в виде военной службы, никогда мне не были в тягость — отовсюду я вывозил массу впечатлений, фотографий и знакомств. Думаю, что это её заслуга: она ко мне всегда относилась хорошо, поддерживала и благоволила – видела мой интерес и старание. Спасибо ей!
Одна из знаковых фигур в 4 школе для нас был, конечно же, учитель физкультуры Давыд Данилович Стерлин – именно он, как мне кажется, привил большинству из нас любовь к спорту; во всяком случае я припоминаю, что на его уроках было интересно и весело. Пока кто-то что-то изображал на снарядах, остальные могли и подухариться: я вот, например, любил с умным видом сидеть на лавке с задранной на собственную шею ногой… Все суставы мог выворачивать буквально… наизнанку! Вот были времена… гибкие… В общем, каждый как мог изощрялся, конечно, но дисциплину мы нарушали не слишком. Было много игровых видов спорта, а плавали мы на водной станции, располагавшейся тогда в самом углу набережной, где к ней примыкал широкий мол порта, напротив сейчас не существующего концертного зала. Пирсы были плохонькие, можно было провалиться в многочисленные дыры в настиле; но как-то никто не проваливался и большинство плавало. Правда, без рекордов обходились…
Уверен, что это именно Давыд Данилович развил нас физически так, что некоторые позже кое-что умели в спорте, добившись неплохих спортивных результатов, но о них – немного позже.
Был оригинал, преподававший пение. Этот добрый и не всегда трезвый человек учил нас петь хорошие песни о главном: любви к Родине, о войне и Победе. Хорошо помнится замечательная песня «Шёл солдат» — она брала, по крайней мере меня, за детскую душу… Поэтому наш «пенич» и не забыт, хоть уже никто не может вспомнить его имени и отчества.
«Трудам праведным» обучал нас, мальчишек (а кто учил девчонок, интересно?), рассудительный, основательный и требовательный мужчина – Дмитрий Степанович Готовцев. Большинству его наука давалась сравнительно не трудно, но у Серёжи Арустамова, по мнению Готовцева, всё получалось плохо, не так. Дошло до юмора: родителям Серёги пришлось… нанимать репетитора по труду! Но кое-кому, конечно, было не до смеха! Так что юморист был товарищ Готовцев, но рубанки и молотки мы, всё же, держать научились, а позже, уже в 10-й школе, наши «трудовые университеты» продолжил уже другой учитель, заслуживающий отдельного рассказа…
Были ещё учителя, имевшие ласковые прозвища «девушка из семейства паслёновых», «дочка» и кто-то ещё. Наша Светлана Михайловна, как-то автоматически ставшая «Светой», теперь руководила всей нашей жизнью в новой школе. Такая молодая и красивая внешне, она оказалась ещё и добрым и ласковым человеком: поэтому такой она и осталась всегда для всех её первых в будущем выпускников. Наверное, тогда мы не всегда её ценили и уважали, бывали непослушными – иногда она на нас обижалась и поругивала… И было за что, конечно: но ведь чувствовали, что делала она это нас всех любя… Но ведь это было ещё наше детство, и мы были ещё малышами. Со временем, когда мы росли и умнели, мы всё больше уважали и любили нашу Свету, часто даже не понимая этого…
Коллектив в то время, мне кажется, у нас только формировался: в 5 – 7 классах от нас кто-то уходил, кто-то приходил. Некоторые ребятишки, даже уйдя из класса по разным причинам, не потеряли связь с нами – выходцами из одиннадцатой «началки»: встречаясь, всегда испытывали обоюдную радость встреч. Яркие примеры – Наташа Шаламова, которая как раз в этот период нас покинула, но связь, хотя бы эпизодически, через девчонок и ещё как-то, с ней не прерывалась. А сейчас, по видимому, может вскоре наладиться вообще через Интернет! Раз в 20 лет попадался на пути Вася Шапарь – мариман со сложной судьбой, к большому сожалению недавно от нас ушедший… Сколько было радости от этих встреч!…
В этот же период к нам приходили много ребят, и не всегда хорошие, к сожалению. Вспоминается отъявленный негодяй и второгодник Стрижак, бывший постарше нас года на два: никому не давал проходу! Знал бы тогда слово «террорист» назвал бы его именно так. «Доставал» и девчонок и пацанов, но меня – как мне казалось – особенно. Жаловаться на него было почти бесполезно: толчки, удары, наносимые скрытно и не заметно для учителя, мне были очень даже заметны! И угрозы, угрозы… Этот будущий «казарменный хулиган» мог «в наказание» после уроков устроить «засаду». Мне, во всяком случае. Выручал меня, как обычно, мой дедушка Володя – фронтовик и бывший милиционер, знавший как надо обходиться с таким народом: приходил к школе и встречал. И никогда Стрижак не смел подойти – этот, в сущности, частный случай, мне здорово запомнился и помог понять в дальнейшей моей военной службе чувства обиженных такими вот стрижаками… А заодно и методы на них воздействия.
Вот в такой, переходной от детства к ранней юности обстановке, дополнительным фактором, усложняющим жизнь мальчишки, росшего без отца, был отъезд моей мамы в длительную командировку по её работе – в Венгерскую народную республику. Конечно, это было хорошо и даже замечательно с материальной точки зрения; я это, конечно, понимал. Но… учиться было трудно, не очень-то хотелось, тут этот Стрижак ещё, дедушка с бабушкой ругают за тройки и двойки, и… так хочется к маме! В общем, тяжело было и тоскливо в 4-й школе, хотя было много хороших друзей и товарищей, много общения, совместных игр. Любили, помнится, по пути домой с уроков, играть «в города» — грамотные «географы» побеждали. Звучит «Москва» — кто-то тут же произносит «Антверпен», затем «Николаев» и так далее, до самого дома. Захватывало и помогало в учёбе, как мне кажется. И вдруг происходит такое, что и во сне не придумаешь!
Забыл спросить: за что?
А вот у меня от четвертой школы мало воспоминаний. Вспоминаю только Анну Сергеевну ( благодарна ей за те знания, которые тогда мне вдолбила в голову) и Стерлина. Полностью согласна, именно он привил любовь к игровым видам спорта. Позже, когда я училась в 10 школе, была в городском спортивном лагере, он интересно организовывал нашу летнюю спортивную жизнь. Благодаря ему первые дни сентября мы проводили физру на море и хорошо освоили плавание.Я воспоминаю «Медузу»(но это,кажется, уже 10 школа) Она нам давала жизни! Ночью разбуди, ответишь на любой вопрос. Это мне в свое время позволило преодолеть конкурс при поступлении в пединститут. Здорово, Серега, что ты позволили своими заметками мне погрузиться в прошлое!