Когда внезапно происходит что-то, подобное тому, что случилось в этом году, то просто преступно, в последствии, что-то упустить, забыть или потерять. Что тогда делать? Правильно – записать о наиболее ярких впечатлениях и прошедших событиях. Примерно так, как я делал это в прошлые годы, бывая на родине.
На всякий случай читателю дам ссылки на давние рассказы, некоторые из которых давно стоит поправить, переделать и добавить исчезнувшие фотографии. https://svleleko.ru/2009/12/15/o-sudbe-citadeli-genuezskoj-kreposti/ https://svleleko.ru/2011/07/12/prikosnovenie-k-vechnosti/ https://svleleko.ru/2011/09/24/prityazhenie-proshlogo/ https://svleleko.ru/2013/07/20/koe-kakie-mysli-lezut-v-golovu-2/ https://svleleko.ru/2016/01/24/vo-dvore-moego-detstva/ , https://svleleko.ru/2016/11/17/dve-tysyachi-pyatsot-sorok-pyatoe-leto-rodnogo-goroda/
Сложно сравнивать сейчас прошлые поездки на родину – маршрут, ситуация, средства передвижения, да и возраст были совсем другими, да и цели в этот раз были гораздо более разнообразные – очень многое хотелось охватить. Временной промежуток казался не очень продолжительным — всего-то с конца мая до 1 июля, но в реальности времени было достаточно, а моё сознание буквально черпало эмоции, в том числе ранее не известные, ноги куда-то носили, а организм… потихоньку уставал от всего этого великолепного действа, которое я условно назвал «отпуск». Хотя давно уже типа «свободный российский пенсионер»…
Ну, насчёт «внезапно» тут, пожалуй, не совсем так – намерения сына съездить на родину озвучено было раньше, но, тем не менее, как ни готовься и не собирайся, немножко внезапности есть. Ведь два года никуда не двигался, а в нашем возрасте без движения и связанных с ним эмоций быстрее стареешь – почему-то это уже чувствуется.
Познакомился с сестрёнкой…
Ну вот, 25 мая утром прибыл во Внуково, и уже в обед – первая, абсолютно уникальная встреча с «названной сестрёнкой» – так теперь называется единственная доча моего бывшего командира 3-й курсантской роты механиков майора Александра Ивановича Гончаренко – Елена. Не иначе, как сам господь постарался «состыковать» даты моего и её прибытия в Москву, причём я прибыл утром, и, совершенно не торопясь, смог её встретить на Курском вокзале часов в 13 – её поезд прибыл из Воронежа вовремя, и мы, наконец-то, познакомились очно.
Те бывшие курсанты, кто когда-то знакомился с моими воспоминаниями на сайте svleleko.ru — а именно на них и рассчитываю и для них, собственно говоря, и пишу, поняли, что это была за встреча с бывшей в нашу бытность курсантами (1967-1970 годы) юной девчонкой, а теперь давно взрослым человеком, которая прекрасно помнит труды своего папы по воспитанию «курсиков», в т.ч. и из 332 курсантского взвода. Произошла наша «виртуальная» встреча в интернете – широко сейчас распространённый способ знакомства людей по разным совершенно поводам, абсолютно случайно, ещё лет 10 назад – она прочитала мой давний рассказ на сайте. В этом своём, в корне переделанном позднее рассказе о начале своей службы в желдорвойсках я, как смог, рассказал о наших командирах, в т.ч. и про нашего ротного командира майора А.И. Гончаренко. Рассказ, уже сильно переделанный и дополненный с тех времён, к слову, располагается вот тут – напомню, кто забыл или не знал: https://svleleko.ru/2022/05/02/istoriya-protyazhyonnostyu-v-55-let/
Теперь он снова крепко устарел, но ничего – поправим это дело. Так вот, встреча «брата с сестрой» была очень кратковременной – до поезда на Питер было не больше двух часов. Наговориться за всю прошедшую жизнь, конечно, было не реально. И слов, чтобы выразить свои эмоции и радость от этой встречи у меня не хватает – только ради этого стоило вообще ехать в Москву! Я не объясняю, почему она ехала из Воронежа, причём вообще тут Воронеж – всё это сейчас не так важно – так получилось в жизни у семьи Александра Ивановича – бывшего «строгого папки» своей дочки и своих курсантов. Главное, что в первый же день своего потрясающего отпуска произошла встреча в его дочерью, и мы говорили о нём, его службе и семье, взглядах и работе в Воронеже, его замечательной жене – маме Елены, их здоровье и переезде из Ленинграда в Воронеж – на родину мамы. Очевидно, что за каких-то два часа наговориться на такие темы, умноженные на десятки лет, было просто невозможно.
«Ужасно строгий» лейтенант А.И. Гончаренко с семьёй где-то на трассе, в Карелии. Бывший отличник учёбы попал служить по выпуску, между прочим, в 8 ОЖДБР, которая в то время дислоцировалась поближе к своим объектам строительства – в Суоярви. Каким образом молодой, но, видимо весьма умелый офицер смог так себя проявить на своём взводе, а может и роте (пока выяснить не удалось), что вскоре оказался воспитателем курсантов в училище, предлагаю каждому читателю подумать самостоятельно — ни «рук», ни «ног» у него не было — только собственная голова и строгие начальники во главе с командиром бригады полковником Измайловым Виталием Григорьевичем. Какое же счастье, что мы попали в руки такой голове!
До момента, когда поезд с Еленой начал двигаться в сторону Санкт-Петербурга от перрона Ленинградского вокзала до меня не доходило, что я так и не сделал ни одного снимка вместе с ней – тоже факт, который можно объяснить только мизерным количеством времени, спешкой… Даже в голову эта мысль не пришла, жаль очень: зато теперь у меня есть три ценнейшие фотографии из архива Александра Ивановича – это дорогого стоит.
В этой, едва заметной улыбке и добром взгляде отцовских глаз весь Александр Иванович. Таким он мне помнится всю жизнь. Думаю, что и сотням других выпускников училища, которых он воспитал и готовил к нелёгкой службе и жизни офицера железнодорожных войск Советской армии
Папа с дочкой на вокзале
Начало отпуска было многообещающим. Встреч впереди было много, времени достаточно, а эмоций – ещё больше! Казалось, всё успею, везде побываю и со всеми встречусь…
Кружка для друга
Уже на следующий день, 26 мая, поехали с сыном к другу курсантской юности поздравлять с днём рождения – опять получилось прекрасное совпадение. Привёз ему скромный подарок – чашку для чая или кофе – чтобы, когда пил – вспоминал нашу встречу – её художественное оформление на фото выше. Дело в том, что друг Виктор когда-то «наградил» соседа по курсантской койке кликухой «Фаркаш», которая так и прилепилась ко мне. Правда, этот факт мог остаться только в мизерных масштабах памяти народа из 332 курсантского взвода – в этом, как мне кажется, и есть его уникальность. Поскольку больше никто из читателей всё равно не знает, откуда это слово и, следовательно, надпись на кружке взялось — поясняю.
В далёкие времена конца 60-х годов, будучи ещё школьником, я был крупным знатоком и болельщиком венгерского футбола. Произошло это потому, что в начале 60-х мне, благодаря моей маме, посчастливилось целых два года пожить в Венгрии, где я проучился 7 и 8 классы в советской школе при штабе Южной Группы войск Советской армии.
Это совершенно особая история, изложенная тут https://svleleko.ru/2009/11/21/123/ ещё 15 лет назад – именно оттуда, с того времени, и «росли ноги» у болельщика венгерского футбола. Разумеется, мне было интересно тогда болтать о венгерских футболистах, командах, что среди курсантов вызывало всякого рода хохмы и подколки. Самая удачная – кликуха «Фаркаш», удалась у Виктора Букреева: я — то её воспринял с воодушевлением – эту фамилию имел знаменитый тогда нападающий сборной Венгрии и футбольного клуба «Вашаш» Янош Фаркаш. Так «Фаркашем» и остался; правда, сейчас очень сложно сказать, сколько осталось на белом свете тех, которые эту хохму помнят. Теперь всем понятен смысл надписи с моим портретом на память.
Не встречались давно – лет 12, хотя на связи остаёмся всегда. Было о чём поговорить и кого вспомнить – в его доме всегда тёплая, родная обстановка. Попытались вспомнить всех наших ребят со взвода, глубоко не углубляясь в эту тему. Не обо всех есть точные сведения, а про некоторых, к сожалению, не очень хочется вспоминать. Всего от нашего, самого мизерного из выпускных взводов училища 1970 года – 22 человека, осталось на этом свете предположительно…совсем мало.
Приятно помнить эту встречу со старым другом – бывшим неоднократно моим начальником, сослуживцем и его супругой.
Особенно потому, что в этот раз удалось познакомить с ними моего сына – уже давно взрослого человека, которого мне господь дал в наиболее сложные времена моей военной службы, описанные в «Чуваш-Пайской рапсодии», тоже находящейся на моём сайте. Такие встречи освежают жизнь и укрепляют нашу память, давнюю дружбу, и являются, по-моему, тем самым цементом, который навечно скрепляет тех, кто прошёл непростую школу нашего орденоносного училища и славных железнодорожных войск Советской армии. Счастья, добра и здоровья вам, дорогие!
Эмоции Поклонной горы
Напряжённая программа посещения столицы продолжилась уже на следующий день параллельно с многочисленными звонками друзьям и сослуживцам, причём в голове уже начиналась небольшая путаница, не смотря на мои записи в блокноте. Я думал, что будет проще, но реальность московская – можно было бы и догадаться, оказалась немного иной. Но продолжу про события 27 мая – поторопился на Поклонную гору в парк «Патриот» чтобы осмотреть больше трёх десятков единиц битой боевой техники бывших российских «партнёров» — стран Евросоюза и США, случайно оказавшихся на Украине и там внезапно закончивших свою эксплуатацию. Возможно, я был как раз 3-х миллионным посетителем этой выставки, работавшей на этом месте 2 месяца, но у меня была ещё одна цель – найти в этом парке памятник монгольской лошади.
Часть из 33-х образцов битой западной военной техники. Справа, вроде, немецкий «Мардер», которому не повезло
Тоже крепко битые немецкий и американский танки «Леопард-2» и «Абрамс», соответственно
В Москву прямо с поля боя привезли так же подбитые бронемашины — британскую «Мастиф» и шведскую БМП CV90. Вместе с ними на площадке разместили украинские танки Т-72 и Т-64, а также множество других видов техники разных западных производителей. Короче, сильно повезло, что успел посмотреть результаты боевой работы наших воинов.
Около памятника монгольской лошади у меня были особые чувства: в 2017 году совершился, на мой взгляд, акт высшей справедливости, отметивший выдающийся вклад монгольского народа в победу в Великой Отечественной войне, в том числе поставками более полумиллиона живых тружениц войны – лошадей. Именно около памятника им – дара монгольского народа к 70-летию великой Победы, найденного мной не без труда – такая это оказалась обширная территория, мне было очень радостно находиться, как бы приобщаясь к боевым подвигам выносливых и неприхотливых монгольских лошадок. Даже удалось дать краткие пояснения на эту тему одной большой семье, подошедшей к этой уникальной скульптурной группе как раз в этот момент.
Скульптура выдающегося монгольского мастера Аюрзана Очирболда, созданная совместно с российскими коллегами Алексеем Тихоновым и Василием Перфильевым, показывает момент боевых трудов монгольских лошадей, буксирующих артиллерийское орудие. А сколько другой, крайне важной работы выполнили «монголки» на фронте – вряд ли кто-то мог бы рассказать. Наверняка в трудные моменты войны они могли быть и пищей для солдата Красной армии… Вечная благодарность и память монгольскому народу и монгольским лошадкам — боевым помощницам советских воинов в той Великой войне за свободу наших народов…
Мне казалось тогда, что эти бронзовые натруженные копыта были настоящими и тёплыми, а лошади просто замерли в движении…к нашей общей Победе
Нет, не имеем мы, ныне живущие, права забывать наше трудное, но прекрасное совместное прошлое, кровопролитную борьбу наших народов (по сути и факту – наших отцов, матерей, дедушек и бабушек, прадедов и прабабушек) за свободу и независимость наших стран от внешней агрессии за установление прочного мира.
Пусть даже сегодняшние реалии и новые стратегические партнёры не слишком способствуют сохранению этой памяти, мы не можем забывать об уроках истории, ибо, как правило, она часто повторяется. В новых поколениях.
Московское разнообразие событий, встреч и мероприятий
Следующие два дня мая вместили в себя различные ощущения, действия и планы, частично не выполненные: а казалось, что теперь-то уж развернусь! Увы, после первой же «вылазки» на Поклонную гору, где я бесконтрольно находился «до отвала», наутро почувствовал, что мне нужно отдохнуть ещё – и никуда не пошёл. За исключением хозяйственно-камбузных дел, к удовольствию сына. Да и сам как-то не очень люблю, когда в холодильнике нет комплекта из первого и второго блюда. Впрочем, свои кулинарные секреты и навыки описывать не буду – не та тема.
Но так и быть, покажу свой первый московский борщ. Красивый получился. С сыном был довольно быстро съеден на ура…
28 мая произошла ещё одна встреча, абсолютно бесценная по своему значению – со своим сокурсником по академии, но гораздо более старшим по возрасту – Володей Томским. Не виделись и никогда не встречались с ним по службе с 1977 года, поэтому мчался в парк Сокольники (там назначили встречу) как на крыльях. И она состоялась.
И погода, и обстановка и наше состояние – слава богу, были в полном порядке, и мы целый день не расставались. Ясное дело, что было о чём и о ком рассказать – за сорок семь (УЖАС!!!) лет произошло немало – очень мягко говоря, событий. Пересказать то, о чём могли беседовать давно расставшиеся, но не потерявшиеся офицеры железнодорожных войск Советской армии в глубокой отставке, конечно, невозможно. Да и ни к чему. Это был чудесный день с прекрасным обедом, которые дал Володя в честь прибытия с Москву старого друга… Теперь мы на постоянной связи и я благодарю бога и… интернет за то, что возвратил мне этого человека.
Парк «Сокольники», Москва. Незабываемая встреча с В.Томским 28 мая 2024 года
О встречах на следующие дни, не смотря на участившиеся в Москве сильнейшие ливни, провёл немало телефонных переговоров. В итоге 30 мая встретились после многих десятков лет — даже не скажу скольких, со старым другом, одноклассником Мишей. Человек удивительной и сложной судьбы, прошедший огонь и воду в самом прямом смысле, для меня остался тем же самым пацаном из 10В класса 10-й школы города детства Феодосии.
Мы все, как правило, седеем в старости. Миша поседел ещё в сорокалетнем возрасте – причин такому факту у него, как мне кажется, было больше, чем у всех пацанов нашего класса, вместе взятых.
Но, слава богу, остался жив и «здоров соответственно возрасту» — его слова, поэтому встреча была и долгожданной и радостной. Обошлись без «шила». Паси своих внуков и правнуков дальше, дорогой Михаил Юрьевич!
А вот с другим нашим одноклассником Юрой Дюковым, встречи не получилось по удивительной, и, в то же время, вполне житейской причине: он заболел! Когда я дозвонился до него (не сразу получилось – я ещё удивлялся), то не узнал его голоса – в трубку хрипел какой-то не знакомый мужик. Оказалось, что это был, всё-таки, Юра, заболевший неизвестной болезнью и находившийся в тот момент в больнице. Говорить ему было тяжело, и я, пожелав ему выздоровления, от него отстал. Но предупредил, что уж в конце июня-то мы увидимся обязательно. Оказалось, что со своей болезнью Юра тогда справиться не смог: но об этом позже.
Ещё одну краткую, но очень радостную встречу в тот же день, обязательно упомяну. Потому, что она была с давним уже, но тоже виртуальным молодым другом и, одновременно соратником, консультантом, дельным помощником, можно сказать редактором моих трудов по воссозданию и уточнению забытых, пропущенных и неизвестных страниц истории железнодорожных войск Красной армии в годы Великой Отечественной войны. Не знаю, что бы я делал, работая над выявляемыми фактами этой истории без учёта руководящей роли и влияния на деятельность частей и соединений железнодорожных войск органов военных сообщений РККА в начальный период войны, о чём в исторических трудах упоминается изредка и вскользь, или не упоминается совсем. Фактов таких, событий, никому не известных, оказывается ещё очень много, в том числе по южному флангу обороны Советских войск – а выявлено и написано об этом крайне мало. Особенно про упомянутую выше руководящую роль органов военных сообщений обороняющихся армий – 9-й, 51-й, Приморской и других.
С приближавшимся тогда праздником не поздравлял — поздравляю позже. Никогда нельзя забывать о том, что в Великую Отечественную войну именно эти органы военного управления руководили нашими железнодорожными войсками
Так что теперь талантливый военный историк и писатель – исследователь деятельности органов военных сообщений России в разные периоды её истории, стал настоящим, а не виртуальным другом. Которого можно было и обнять, и руку пожать и поблагодарить за неоценимую помощь. За таких друзей благодарю судьбу. Удачи в работе, Андрей!
Насколько припоминаю, как раз в эти дни удалось повстречаться со своим бывшим комбатом в Монгольской Народной Республике Сергеем Пискуновым. Пришлось довольно далеко идти к его месту работы в районе Ленинградского вокзала столицы. Не смотря на жаркую погоду встретиться хотелось: не виделись уже лет 28 — не меньше!
Было что вспомнить, хотя по-человечески поговорить почему-то не получилось в том смысле, что около его офиса не было ни одной лавочки. Ну что ж, «тяготы и лишения воинской службы» мы ещё не забыли, поэтому поговорили стоя. Но и такая встреча дорогого стоит: когда случится следующая?
А сам факт того, что Сергей ещё трудится и востребован просто подчёркивает его высокий профессионализм и хорошее здоровье!
Не всё пошло гладко в моих планах в последние дни мая: были «нескладушки», нестыковки и просто невозможность успеть: так, отложил поездку в Волоколамск – она всё-таки произошла, но позднее – не могла не произойти. Зато удалось уделить внимание отдыху на природе: шашлыки у сына получились отличные. Настоящий профессионал этого дела стал.
Редкие минуты отдыха на природе: шашлыки, да при таком редком пекле – самое то!
Воскресным днём 2 июня сего года посетили молодое семейство старшей внучки Полины и её мужа. Тоже не виделись давно, за эти годы все подросли, произошло очень много важных событий и в её и в нашей жизни. Успешная молодая пара в Москве трудится в различных, весьма серьёзных направлениях, важных для нашей страны. Не устаём с бабушкой радоваться успехам этой замечательной молодёжи!
Зато в четверг 4 июня состоялась долгожданная, для меня очень важная и интересная встреча – личное знакомство сразу с несколькими ранее виртуальными друзьями – Президентом Российского Общества друзей Монголия полковником авиации в отставке Владимиром Алексеевичем Бабушкиным и военным атташе Монголии в Российской Федерации генерал-майором Суухбатом.
Встреча состоялась в офисе Общества на территории монгольского Посольства в Спасопесковском переулке по приглашению В.А. Бабушкина – уникального человека и общественного деятеля, много лет назад сменившего на этом тяжком посту лётчика-космонавта СССР генерал-майора авиации В.В. Горбатко. О беззаветных трудах этого несгибаемого борца за сохранение и укрепление российско-монгольской дружбы, награждённого множеством орденов Монголии самого высшего достоинства, российскими орденами «Дружба народов», «За службу родине в вооружённых силах» и другими наградами, написано много, и я предложу читателю, чтобы не отвлекаться от основной темы, самую свежую свою работу о состоявшемся 23 декабря 2023 года Юбилее – 65 — летней годовщине Общества, довольно печальной по разным причинам. http://www.mongolnow.com/s-nadezhdoj-na-vozrozhdenie-krepkoj-druzhby-i-vsestoronnego-sotrudnichestva/
А эта встреча, по сути, фактическое знакомство со старыми друзьями, была неформальной и очень тёплой. Было о чём поговорить и даже что вспомнить – о прошлой моей службе в МНР и тамошних железнодорожных стройках, о надеждах и перспективах развития нашей дружбы и сотрудничества в будущем. Мы, конечно же, не касались тех новых сложностей нашего непростого времени, которыми характеризуются, в том числе и российско-монгольские отношения. О трудностях и препятствиях в сохранении нашей дружбы, откровенно говоря, и говорить не хотелось. Мы не те люди, от которых эти проблемы зависят, и влияния, как когда-то советский и монгольские народы и наши коммунистические партии, ни на что подобное уже не оказываем – и это очень печально.
Зато мы помним наше прекрасное прошлое и, уверен, сделаем всё, от нас зависящее для того, чтобы дружбу и сотрудничество наших братских народов не только сохранить, но и укрепить. Сложно, правда, сейчас говорить о методах и способах этого укрепления и развития без хотя бы минимальной поддержки со стороны наших Правительств (Общество в Монголии находится примерно в таком же сложном материальном положении). Но надежду терять нельзя, поскольку наши страны и народы, история их развития, насчитывает многие века, и добрыми соседями мы были и останемся в будущем. Не смотря на т.н. «Третьих», а может быть, и «Четвёртых» соседей, находящихся, как правило, очень далеко от Монголии и имеющих весьма меркантильные планы в отношении этой страны и её народа.
Во время неформальной встречи прибывшего члена Общества в Московском офисе – со Знаменем Общества и в полном составе. Слева направо Президент Общества друзей Монголии полковник В.А. Бабушкин, военный атташе Посольства Монголии в России генерал-майор Суухбат, гость из Тюмени – член Общества С.В. Лелеко и уважаемый ветеран Общества дружбы, ветеран ТАСС 91-летний Анатолий Яковлевич Назаркин
Прекрасный сувенир из Монголии на память – изящная копия древнего музыкального инструмента Моринхуур от военного атташе Монголии генерал-майора Суухбата пополнил мою памятную монгольскую коллекцию
Следующий день пребывания в столице – 5 июня, был особый: по приглашению друга и коллеги по выявлению, обработке и публикации забытых и не исследованных фактов истории наших славных железнодорожных войск, лектора Историко-мемориального зала – бывшего музея желдорвойск, майора в отставке и просто отличного мужика Владимира Николаевича Петропавловского, принимал участие в работе III – й Международной научной конференции «Военная история России ХVII — ХХ веков» в Государственной публичной исторической библиотеке. Там он делал доклад на 4-й секции, обсуждавшей тему «Великая Отечественная война. 80-летие начала освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков советскими войсками», а я присутствовал в качестве гостя и пассивного участника.
Начало работы секции было в 12 часов 30 минут, а до этого состоялось открытие конференции с выступлениями руководителей и организаторов. Правда, до этого нам с другом пришлось забраться на очень приличный холм по адресу Старосадский переулок 9, где находится эта библиотека. Именно тут я вспомнил про то, что Москва располагается на семи холмах – со всеми вытекающими отсюда последствиями в жару – усталостью, потением и учащением пульса. Особенно тяжко было Николаичу – но он виду не подавал, на судьбу не жаловался и стойко переносил «тяготы и лишения военной службы (в отставке)». Так правильно познаётся Москва – в движении по Солянскому проезду, а не по вокзалам и метро…
Последний просмотр конспекта выступления по теме, никогда ещё не обсуждавшейся в стенах этого уважаемого заведения: «Строительство Керченского железнодорожного моста в Великую Отечественную войну». Происходило это в присутствии друга и гостя из Тюмени
За 20 минут Владимир Николаевич Петропавловский кратко, но доходчиво рассказал об истории, стратегической важности, условиях, оснащении и погодных условиях строительства мостового перехода через Керченский пролив (строительство 2К), выполненного железнодорожными войсками и специальными формированиями НКПС в 1944 году. Наверное, нет особого смысла пересказывать его доклад, но слушая другие выступления – а их на нашей секции было четыре, в т.ч. один дистанционный, по своей актуальности, военно-научной и исторической значимости доклад об этой уникальной стройке, трудовых подвигах строителей и трагической судьбе моста прозвучал очень весомо и заслуженно попадёт в сборник материалов этой Конференции.
Лектор Историко-мемориального зала (бывшего музея желдорвойск), майор в отставке В.Н. Петропавловский на трибуне
Вообще, уровень, условия проведения и состав приглашённых участников такого солидного военно-исторического мероприятия, говорит о том серьёзном значении, которое придаётся изучению военной истории России вообще, и Великой Отечественной войны – в частности. Организаторами и участниками выступили множество маститых и молодых учёных, находиться среди которых и слушать их мне показалось само по себе очень значимым событием. Я не припомню в своей жизни отпуска, в котором мне приходилось бы принимать участие в подобном научном форуме, а представитель железнодорожных войск на фоне других выглядел отлично во всех отношениях.
Разумеется, были знакомства, в основном, мимолётные, с очень интересными людьми, так, или иначе причастными к военной истории нашей родины. Естественно, что все они вели исследования в самых разных направлениях, а наша работа – в направлении железнодорожных войск. Стало вскоре понятно, что наше направление уникально, никому больше, можно сказать «со стороны», не известно, и, может быть, даже не интересно. Тем большее желание у нас с Владимиром Николаевичем продолжать работать над неизвестными, забытыми и пропущенными страницами истории наших специальных, без сомнения уникальных войск, без которых невозможно себе представить современную войну и её транспортные коммуникации.
… А после конференции продолжился обмен мнениями с Владимиром Николаевичем Петропавловским и к.и.н., военным историком инженерных войск, писателем Михаилом Вячеславовичем Печковским в кафе. Там же освежились – очень жарко было тогда в Москве
Расстались, переполненные новыми знаниями, эмоциями и полным сознанием важности дела, которому мы – наверное, это так, посвящаем свои зрелые годы.
Следующий день, насколько я припоминаю, был заполнен какими-то важными хозяйственными заботами, телефонными звонками и согласованиями. Хоть я и предполагал, что не всё будет в Москве получаться гладко, реалии давали о себе знать. Короче говоря, жизнь и заботы вносили коррективы в мои планы. Это нормально.
Планы 7 июня по выезду в Загорянскую так же подверглись корректировке: работа в Историко-мемориальном зале, по своей сути и содержанию, оставшимся настоящим музеем железнодорожных войск, да ещё с такими опытными музейщиками, как мои близкие друзья офицеры в отставке подполковник С. С. Александров и майор В.Н. Петропавловский – настоящие генералы военной истории наших славных войск, не могла терпеть спешки и суеты. Она требовала времени – ведь к этим генералам на полдня не заедешь, да ещё на фоне большой усталости после хождений по московским горкам…
Поездку в главный кладезь истории железнодорожных войск пришлось отложить.
Поэтому этот день был посвящён решению злободневных хозяйственно-продовольственных вопросов, в том числе трудам на камбузе для обеспечения продовольственной программы народонаселения небольшой квартиры сына.
А следующий день был праздничным – моему парню Чуваш-Пайского происхождения (см. «Чуваш — Пайскую рапсодию» из 2-х частей на сайте svleleko.ru) исполнялось…37 лет! Т.е., столько же, сколько было автору этих строк там, в давно не существующем 6 отдельном батальоне механизации в то далёкое время…
8 июня был так же днём, насыщенным и другими событиями: например, на Красной площади проводилась презентация книг и книгоиздателей всей России, и там мне очень хотелось повидать земляков из Тюмени. Тем более, что приглашал давний друг, председатель Союза писателей Тюменской области Леонид Кириллович Иванов. Но московские реалии и расстояния, не сравнимые по протяжённости с Тюменскими, на этих планах поставили крест: пришлось смириться. День рождения собственного, в своё время долгожданного сына – это главное и самое важное событие в моей жизни, прошло в узком семейном кругу в одном из многочисленных уютных кафе столицы.
Воскресенье 9 июня посвятили подготовке к дальней дороге, о которой я ещё даже не обмолвился: предстояло повторение поездки на родину в Феодосию, на машине моего сына. Т.е., знакомая уже, в принципе, транспортная операция – двумя годами ранее мы уже ездили таким образом на родину вполне удачно. Но время сейчас мчится настолько дикими темпами, и за прошедшие два года произошло столько разных, в том числе ужасных, событий, потерь, и других негативных событий, что… никак не повлияло на решение такую поездку повторить.
Радость быстрого движения на родину
Утренний старт нашего путешествия в Крым произошёл 10 июня в 8 часов 35 минут – рано вставать и куда-то рваться было ни к чему, но и особенно долго спать, тоже не стоило. Выехали на трассу М-4 довольно быстро, и вот она красота России перед нами, буквально пролетает. Водитель, правда, смотрел куда следует, а пассажир вертел головой в обе стороны, иногда успевая делать фотографии.
…величественные Православные храмы
Где-то в Тульской области…
На мой взгляд, в двух словах, автострада М-4 в России – это некое совершенно новое явление в транспортной системе вообще, современная дорога, пересекающая Московскую, Тульскую, Липецкую, Воронежскую, Ростовскую области и Краснодарский край, и идущая далее на юг страны. Это впечатление, возникшее ещё два года назад во время нашей первой поездки в Крым, сейчас захотелось попробовать выразить письменно. Причём, как оказалось, не одному мне: о ней много чего уже народом написано – и о том, что она уникальная по своему инженерному оборудованию – разделена на платные участки с различной формой оплаты — что вполне справедливо, учитывая методы финансирования этого грандиозного транспортного объекта, с техническими обустройствами типа транспондер. Очень удобное устройство, позволяющее проезжать через автоматические шлагбаумы беспрепятственно. Особенно если водитель своевременно оплачивает эту операцию – квалификация моего сына это дело вполне позволяла.
Пару слов нельзя не сказать об ощущениях: дорога сама по себе красивая, приятно наблюдать за изменением ландшафта, прекрасное асфальтовое покрытие. Тут — подсолнухи Липецкой области, тут пшеничные поля Воронежской и Ростовской. Равнины Московской и Тульской областей постепенно превращаются в холмы и овраги, меловые скалы, леса Воронежской и Ростовской областей. Пересекаем реки, вдали попадаются храмы… красота! Дорога иногда петляет вверх и вниз, порой открывая невероятные панорамы, потрясающие своей красотой – настоящая экскурсия по южной России!
Нам везло: в июне, видимо, не очень большая загрузка трассы, хотя фур ехало очень много. И едут они тоже с очень приличными скоростями, и понятно почему: работа такая. Но как же удобно ехать: встречного транспорта нет, нужно обогнать – пожалуйста, покажи поворот и вперёд. Видишь, что сзади кто-то очень торопится – уйди вправо и пропусти, нет проблем. Мне тоже удалось проехать километров 200 за рулём – дал отдохнуть своему водителю. Незабываемые ощущения от управления хорошей машиной со скоростью 120 км. в час забыть невозможно…
Насчёт заправок тоже проблем нет – АЗС множество. Но вот с газовыми заправками иногда были затруднения, которые, в конечном итоге, всё равно удавалось преодолевать.
В начале ночи мы по-спартански хорошо, но не долго поспали на автостоянке одной из АЗС, где-то в начале Краснодарского края, чтобы оказаться на Крымском мосту утречком. Такой способ отдохнуть при езде без женщин и детей удобен потому, что есть кафе, туалеты и можно закусить: уж про еду в дороге я подумал.
Слышал про пробки на дороге – нам с этим делом так же везло – места ремонта дороги попадались, но объехали их без проблем. Вообще заметно, что дорога содержится и развивается: если два года назад пришлось ехать частично через город Ростов-на-Дону, что в этот раз город остался в стороне полностью.
Неплохо отдохнув и плотно позавтракав, часов в 6 утра оказались у пункта пропуска через Крымский мост, где в тот момент было, наверное, не более 15 машин. Деловитые и вежливые работники Ведомственной охраны Минтранса России тщательно осмотрели машину и все наши вещи – даже не припомню сколько эта операция заняла времени. Но очень быстро мы оказались на мосту, и свежий ветер, наполненный родным запахом Чёрного моря, ворвался в салон – это был настоящий восторг: мы почти на родине!
Ну, а общее впечатление от поездки по маршруту Москва – Феодосия, забегая чуть вперёд, было самое блестящее: нам с сыном не только никто не мешал, но как будто кто-то помогал! Прибыли на место через Приморский, по берегу залива, не очень торопясь, поздним утром 11 июня.
Феодосийские планы и реалии
Лично для меня посещение родного города – это, в первую очередь, встречи с родными и оставшимися в живых друзьями детства, посещение моих могил, храмов и всех, по возможности, знакомых, и поэтому любимых с детства, мест. Повстречавшись с ними и побывав там, куда тебя зовёт память, я успокаиваюсь, возникает чувство удовлетворения: приехал и в этот раз не зря. А сколько ещё раз господь даст таких приездов – знает только Он… Поэтому сейчас тут о самом важном и интересном.
Можно слегка погрустить о том, что теперь возникают неприятные моменты, например, жара. Может быть вполне, что она, жара эта, и не изменилась вовсе – зато изменился я сам. Переносить её стал так себе, а раньше не замечал. Минус возраста, увы.
Сходу к Шефу – старому другу (а есть ли молодые одноклассники…Не то слово!), Саше – поговорить о том, о сём – два года не виделись, не считая связи по вайберу. Стабильный человек, жизнелюб — философ и неисправимый курильщик в полном порядке, слава богу. Даст бог, ещё увидимся – какие наши годы??? Радует, что его периодически посещают некоторые наши инициативные одноклассницы – это вносит разнообразие в жизнь пенсионера.
С вечным другом Александром. Знакомы всего-то 67 лет: некоторые столько и не живут…
Успел застать в Феодосии одну из этих самых активных одноклассниц – нет, самую активную, бывшую ученицу 10В класса нашей незабываемой 10-й школы Анну – она на следующий день возвращалась после отдыха в нашем санатории МО России домой в Питер, и мы успели поговорить о нашем житье-бытье.
Неспешная беседа во время редкой встречи с Анной Подлесной (Барковской) в Комсомольском парке Феодосии. Когда ещё увидимся… Но надеемся, что всё ещё впереди!
Двор моего детства – особое, для меня наиболее памятное место в городе. Сюда меня привезли с Айвазовской дедушка и бабушка в 6-летнем возрасте в новый дом по улице Тимирязева, 8. Тут развивалась, с различными извивами и кувырканиями в жизни семьи моей мамы, моя жизнь в детстве и начале юности – до самого окончания средней школы №10 и начала службы в Советской армии в 1967 году, когда я поступил в военное училище.
Та же стена дома №8, что и в 1956 году. Только нет давно дедушки Володи и бабушки Нины. Да и я на восьмом десятке…
Во двор я, конечно, прибыл почти сразу и встретился с некоторыми из бывших детей этого двора – все же помнят нашу первую чудесную встречу в 2015 году, о которой я не мог не написать когда-то вот тут https://svleleko.ru/2016/01/24/vo-dvore-moego-detstva/
Все прошедшие годы мечтал такую встречу повторить, но по разным причинам в некоторые приезды не получалось, и в июне некоторых из присутствовавших тогда не было поблизости, и даже некоторых не было уже на белом свете – прошло целых девять лет! Договорились на 20 июня, и началась подготовительная работа – оповещение и согласование.
А пока суть, да дело, мы гуляли, обычно вечерами, ходили изредка на пляж – по утрам было лень вставать рано, а поздно было уже жарко. Сильно при этом нас «тормозил» внук…
В День России в Феодосии: сын и внук
Вечером у Вечного огня
Пёсель попросился в друзья. Обсуждение темы…
Прогулка в Цитадель. Могли попасть под сильнейший ливень. Не попали… Он случился ночью.
На Митридате яркое солнце
Разумеется, встретились с семьёй моей младшей сестрички Татьяны, пообщались и потом друг другу не очень мешали заниматься своими делами. Нам устроили грандиозный приём в их маленькой квартирке на Морской, где, не смотря ни на что, всегда уютно и тепло. Наверное, потому, что мамина душа там постоянно присутствует…
Не забуду упомянуть о своих хозяйственных заботах: камбуз и продовольственное обеспечение, включая приготовление пищи для личного состава, всегда на моей шее. Слава богу, она выдерживает, а руки в состоянии приготовить довольно съедобные блюда.
На Кечкеметской улице в Симферополе
Посещение Крымского Государственного архива во время нашей поездки на родину, находящегося на этой улице – это совсем отдельная, где-то даже увлекательная, неповторимая и частично захватывающая история проникновения в мало изученные моменты истории действий военных и гражданских железнодорожников Крыма в конце обороны героического Севастополя. Это необходимо для окончания моего довольно долгого и объёмного исследования железнодорожного аспекта обороны Крыма в самые трагические и сложные её времена – с лета 1941 по лето 1942 года (Начало этой работы тут https://svleleko.ru/2023/10/29/nemeckoe-vtorzhenie-v-krym-leto-osen1941-g-zheleznodorozhnyj-aspekt-nachala-oborony/, продолжение – тут https://svleleko.ru/2024/01/26/prikaz-ni-odnogo-parovoza-vagona-metra-puti-vragu-zagrazhdenie-zheleznyx-dorog-kryma-osenyu-1941-goda/ и здесь https://svleleko.ru/2024/05/23/nezametnye-trudy-zheleznodorozhnikov-v-oborone-goroda-sevastopolya-vtoroj-shturm-i-nesbyvshiesya-nadezhdy-1942-goda/ )
Поэтому моей давней целью было, если сказать кратко, попробовать изучить, насколько это было бы возможно, незаслуженно забытые моменты этой борьбы с помощью фондов этого уважаемого учреждения. Тем более, что какие именно документы и в каких Фондах хранения там есть, мне сообщили мои дорогие помощники – военные историки из родной Феодосии Сергей Ткаченко и, в особенности именно по этому вопросу – Юрий Утробин. Предполагал, что это могло быть очень важным для окончания моей работы, поэтому свой первый запрос с просьбой о помощи в Республиканский архив написал ещё года полтора назад, и получил весьма не конкретный ответ.
В апреле этого года стало известно о возможной поездке в Крым с сыном, и я немедленно написал и отправил в архив ещё одно письмо с конкретной просьбой о разрешении там поработать, но дату указал только примерную – июнь месяц. В этом письме я уже приложил весь перечень меня интересовавших документов с указанием номеров Фондов и дел. Ответ получил тоже не очень конкретный.
И я начал думать, как же быть. В голову пришла мысль обратиться за содействием к человеку, которому писал не раз в прошлом, и кто всегда реагировал правильно, а потом быстро реагировали ответственные лица, и вопросы решались положительно – ну не мог я не воспользоваться таким шансом, да и старый друг Геннадий посоветовал. Вряд ли я смог бы приехать в Симферополь специально и надолго, чтобы действовать по Правилам ГАРК.
Так появилось письмо, привожу его с сокращениями:
Главе республики Крым Аксёнову С.В. от военного историка, ветерана вооружённых сил и железнодорожных войск Российской армии, члена … отделения РВИО, майора в отставке Лелеко Сергея Вячеславовича, проживающего по адресу…
Уважаемый Сергей Валерьевич!
В инициативном порядке, как бывший крымчанин и офицер железнодорожных войск РА, занимаюсь неизвестными, забытыми и пропущенными страницами истории деятельности железнодорожных войск при обороне Крыма в 1941 году, периода боевых действий Крымского фронта начала 1942 года и героической обороны Севастополя. Оказалось, что железнодорожный аспект всех этих боевых действий совершенно не изучен и не описан. За три с лишним года поисков в этом направлении удалось написать ряд работ, находящихся на моём сайте, раскрывающих основные страницы этой трагической и, одновременно героической истории, начавшейся, как выяснилось, ещё при обороне Одессы. При желании, Вы можете с этими трудами ознакомиться вот тут.
Тут шли ссылки на ранее написанное.
В настоящее время проблемным вопросом для продолжения работы является крайняя скудость материалов о героических трудах одного отдельного ж.д. батальона (20 ОВЖДБ) и 15-го военно-эксплуатационного отделения, подчинённых отделу военных сообщений Отдельной Приморской армии при обороне Крыма и города Героя — Севастополя в 1941-1942 годах.
При содействии моих коллег и помощников в Крыму удалось ознакомиться с перечнем интересующих меня документов, имеющихся в Государственном архиве Республики Крым по вопросам, касающихся деятельности железных дорог в начальный период Великой Отечественной войны в Крыму и во время героической обороны Севастополя в 1941-1942 годах. В Севастополе, как оказалось, этих документов нет….
Предположительно, после 10 июня сего года мне удастся специально приехать в Симферополь, чтобы поработать в КрГА по этим вопросам, в связи с чем убедительно прошу вашего содействия в допуске и организации (без копирования документов – только выписки) возможности изучения ниже поименованных документов железнодорожной истории обороны Крыма в 1941-1942 годах.
Перечень документов прилагаю: тут перечислил все номера Фондов и дел.
Приложение: ответ КрГА от 22.04.2024 г. № Т-1123 на 2 листах.
С уважением — подпись
«04» мая 2024 г.
Уже в мае, до моего отъезда в Москву, был первый звонок из Симферополя, и дальше была только конструктивная работа: мне рассказали, как и что именно прислать по электронному адресу и уточнили дату. Я не смог сразу назвать дату, поэтому мне позвонили уже в Москву, после 25 мая, и вопрос был решён: 17 июня меня ждали, встретили, рассказали как переехать с Кечкеметской на улицу Павленко, и я благополучно прибыл в читальный зал. Там меня тоже ждали – вежливая зав.залом усадила за стол и… принесла все документы, которые мной были затребованы. Всё оказалось не просто, а очень просто. Очень благодарен отзывчивым труженикам архива..
Сам процесс просмотра и конспектирования этих уникальных рукописных документов, сформированных в Фонды ВЭО-15, я думаю, не так уж интересен читателю потому, что это дело рутинное. Особенностями этих документов является их «вторичность» — т.е. почти все они написаны и собраны в дела и Фонды после Великой Отечественной войны – после освобождения Крыма в 1944 году, и позднее. Многие авторы этих, по сути воспоминаний, писали их после освобождения из плена, в 1945 году и позднее. Большинство материалов написаны бывшими начальником ВЭО-15 В.Г. Панасенко и начальником политотдела ВЭО-15 А.Б. Немковым, они очень важны для раскрытия боевых и трудовых подвигов железнодорожников в конце обороны Севастополя и будут мной использованы в моей работе. Поэтому считаю, что мне очень повезло, и я свою задачу смог выполнить, насколько это оказалось возможным.
Забегая вперёд, чтобы не получилось разрыва в этой важной теме, направил 29 июня в адрес Главы Крыма следующее послание:
Уважаемый Сергей Валерьевич! Благодаря Вашей поддержке — не знаю в чём она выражалась, но догадываюсь, в Крымском Гос. архиве на Кечкеметской ул. 18 июня меня приняли как родного. Все документы уже ждали в читальном зале на ул. Павленко, не было никаких задержек или других препятствий. Всё, что могло быть полезного и важного в документах послевоенного времени о деятельности спецформирования НКПС — ВЭО-15, я изучил и записал. Вы — настоящий помощник в деле раскрытия неизвестных, забытых или пропущенных страниц транспортной истории обороны Крыма и Севастополя в тяжелейшие 1941-1942 годы. Большое Вам спасибо: надеюсь, что со временем получится книга именно о беспримерной, но очень незаметной борьбе военных и гражданских железнодорожников, обеспечивавших боевые действия в Крыму.
Быть в Симферополе и не познакомиться со своими виртуальными друзьями – железнодорожниками представить, конечно, не возможно. Оба вполне зрелые, патриотичные русские люди, не бывшие в стороне от Крымской весны в 2014 году, любящие и интересующиеся военной историей вообще, и Крымской железной дороги – в частности. Один из них – работник локомотивного депо Симферополь и директор общественного музея «На мосту» этого ж.д. предприятия Олег, сумел организовать, обратившись к своему руководству, мне очень достойный ночлег в прекрасных условиях дома отдыха локомотивных бригад. Мне хотелось успеть на следующий день повидаться и с другим другом – Романом, работником ведомственной охраны и настоящим патриотом КЖД.
С Олегом у замечательного музея «На мосту». Он – ответственный за множество ценнейших экспонатов и многие сотни имён – ценнейшее достояние истории локомотивного депо Симферополь
Незабываемая встреча друзей — любителей Крымской железной дороги в Симферопольском депо: Сергей, Олег и Роман
Наутро Роман успел до моего отъезда провести для меня небольшую экскурсию по городу, показал самые памятные для него места времён эпохальных событий Крымской весны
Рома сфотографировал своего гостя у замечательного памятника «Зелёному человечку» — символу победы крымчан в борьбе за свою свободу и возвращения на историческую родину.
Он же проводил меня к Троицкой церкви, где находятся мощи знаменитого крымского Святого – Святителя Луки Крымского – не прикладывался к ним целых 15 лет, и вот и эта мечта осуществилась! И всё благодаря другу!
Пришёл к Св. Луке Крымскому – какое счастье…
Дорогу домой, благодаря совету Ромы, выбрал железную: во всех отношениях это было правильное решение. Во-первых, дольше побыли и пообщались вместе (он вышел через две остановки), а во-вторых, мне было очень полезно проехать именно железнодорожным маршрутом Джанкой – Владиславовка – Феодосия, о заграждении которого 10 — м ОКВЖДБ в ноябре 1941 года я написал довольно подробный рассказ, находящийся на моём сайте svleleko.ru.
Рельсовый автобус на огромной скорости (не то, что раньше бывало!) вёз меня в Феодосию так, что узнать окружающую территорию, виденную мной когда-то очень давно, было просто невозможно. Но чувство какой-то причастности к трагическим событиям почти 83-летней давности я ощущал: смотрел по сторонам, видел взрослых и детей, ехавших рядом, и сам не до конца понимал, что эта давняя история борьбы советских военных железнодорожников 10 отдельного Краснознамённого восстановительного железнодорожного батальона происходила именно тут, на этом, следующем и других перегонах, где воины занимались очень опасной и важной боевой работой — заграждением пути и сооружений, чтобы они не достались врагу. И даже вступали в бои, гибли тут и попала в плен, но не сдавались и задачу свою выполнили…
Около 18 часов мой рельсовый автобус прибыл к перрону вокзала ст. Феодосия. Прекрасный и очень плодотворный выезд в столицу Крыма закончился. Есть новые материалы для работы и друзья стали реальными, а не виртуальными
Новая встреча в родном дворе детства…
Прошло уже девять лет – в голову не лезет эта цифра, с нашей последней встречи во дворе дома на бывшей Тимирязева, 8. Если точнее, то во дворе исторического, самого старого двухэтажного дома в округе, Саши Григорьева, в простонародье двора – у Алика. Только вдумаешься в цифру девять становится не по себе: сколько же за эти, вроде бы и недолгие годы, произошло всего…
Если ни во что особо не углубляться, то главное это то, что некоторых из тогда присутствовавших, уже просто нет на свете. Это минус.
Но есть и плюсы, и их немало: некоторые просто к 20 июня ещё не приехали в Феодосию, с некоторыми, к сожалению, не было связи. Но зато пришли некоторые новенькие, которых я лично, разумеется, совершенно не зал – но разве это важно! Важно то, что пришли новые бывшие малыши, которые так, или иначе связаны с нашим двором – это объединяющее начало и главная идея этого братского сборища бывших детей разных возрастов и поколений.
Поэтому в ходе сразу возникших разговоров о своём детстве возникло устойчивое понимание: детство в нашем дворе у всех присутствовавших было разное – и по интересам, и по привычкам и играм, и по многому другому. И это вполне понятно, но никак не противопоставляет одних другим – и это тоже, я уверен, особенность и, наверное, главная прелесть таких посиделок в летней жаре. Но в начале – о камбузе, как главном элементе подготовки мероприятия.
Саня и Татьяна – главные по картошке. Он же был ответственным за покупку мяса
Автор этой писанины был главным по камбузу вообще – жарил восхитительные колбаски, предоставленные Юрием, и лично приготовил своё фирменное блюдо – сотэ (почти целую кастрюлю), поэтому было жарко вдвойне
В итоге, под этот шумок камбуза, мужчинам было разрешено присутствие на мероприятии с голыми (уже не очень мужественными) торсами. Кое-кто воспользовался этим, и не пожалел.
Подоспевшие помощники с моей стороны – два молодых родных мужчины , мастера по шашлыкам и мясу, оказали нашему дворовому сообществу неоценимую поддержку
В итоге получилась прекрасная, дружеская и ностальгическая встреча представителей разных поколений нашего славного двора, находящегося буквально на культурных слоях прошлых тысячелетий нашего города. Слава богу, мы все ещё помним наше прекрасное детство и родной двор, потому, что он вечно в нашей памяти и жизни. Надеюсь, эти чувства к нему перейдут, хотя бы в некоторой степени, и нашим детям и внукам….
Поход, хоть и в жару, в родные с детства места на Карантине, отличная экскурсия на Кара-Даг: у Чёртова пальца сам-то никогда не бывал! Незабываемые впечатления, великолепные пейзажи – настоящие чудеса Крымской природы…
Отрадный факт: вокруг храма Св. Иоанна Богослова и на нём самом нет растительности – это гарантия его сохранности ещё долгие годы.
Время бежало не заметно и довольно быстро, а хотелось побывать и там, и тут. Кое-что удалось, но я о главном: о посещении картинной галереи имени нашего выдающегося земляка, Ивана Константиновича Айвазовского, могила которого находится почти напротив дома моего детства, о котором чуть выше читатель уже узнал.
Сказать, что после долгого, наверное, капитального ремонта, это старинное здание стало лучше – ничего не сказать. Оно стало новым, во всяком случае, намного красивее и внутри и снаружи, чем было после проведённого какими-то безрукими спецами ремонта несколько лет назад. Не припомню, сколько лет назад эти неучи, или просто варвары, выкрасили здание снаружи в два разных цвета, установили разнотипные водостоки с крыши, и сделали, видимо, ещё немало всяких глупостей. По-видимому, тоже не бесплатно. И после чего галерея снова должна была закрываться на долгий, многолетний ремонт.
У меня есть, конечно, фотографии того времени, где по Галерейной стены здания одного цвета, а по пр. Айвазовского – другого. Дальше этот факт не развиваю, не вижу смысла. Но кто-то, видимо, смысл в этом не только видел, но и ощущал – не иначе. И до сих пор не получил за это безобразие за государственный счёт по заслугам – в этом я, почему-то, уверен.
Сейчас всё по-другому: и снаружи, и, в особенности, внутри просто блеск и красота – что уж там долго говорить – лучше посмотреть и порадоваться. Таким здание, в особенности устройство естественного светового освещения главного зала, наверняка таким не было и при строительстве. Чудо и красота!
Главный зал восхищает! Вдали у лестницы сына развёл руки в восторге…
Дорогой наш Иван Константинович бы порадовался нынешнему великолепию его дома…
И вот настало время возвращения в Москву. Но была серьёзная недоработка: не посетили ещё одно сакральное, любимое место вблизи Феодосии и горы Климентьева — «Звездопад воспоминаний».
Какая дивная, первозданная и неповторимая красота просторов родного Крыма открывается отсюда – не хватит рассказать никаких слов. И чтобы это прочувствовать глубже надо сюда приехать, как мы – очень ранним утром.
И мы попали, получается случайно, в какой-то другой мир, в какой-то Космос с лёгким, но весьма прохладным ветром, в почти полное безлюдье… Впечатление было совсем не то, когда тут много народа, машин и шума. Это было потрясающе, и в сторону моста мы поехали заряженные энергией каких-то совершенно новых впечатлений от этой удивительной и неповторимой красоты родной природы…
И уже оттуда, заряженные этими космическими чувствами любви к Крыму, мы двинулись на восток, к поднимающемуся солнцу. Ещё одно возвращение на родину заканчивалось…
На формальностях осмотра, впрочем, такого же тщательного, не останавливаюсь. На самой дороге и впечатлениях – тоже, они были тоже только положительными.
Ещё побегать по столице и окрестностям…
Как и в южном направлении, удалось немного порулить, получив массу удовольствия и от машины и от прекрасной дороги…
Прибыли в Москву в воскресенье, и после отдыха, наконец-то, приступил в исполнению своей давней мечты – посещению места упокоения моего бывшего «боевого комиссара» – замполита нашего 6 ОЖДБМ полковника Юрия Николаевича Иванова в Волоколамске…
Созвонившись с его вдовой Ритой, двинулся на вокзал и сел в электропоезд до Волоколамска. Сколько разных мыслей и воспоминаний в голове о нашей совместной службе в знаменитом когда-то «с минусом» месте желдорвойск – Чуваш-Пае пролетело во время этой поездки… И этого человека – Глыбы, Скалы, уже нет на белом свете уже три года! При всей неоднозначности моей высшей должности командира мехбата в служебной карьере офицера то, что мне тогда прислали этого человека на должность заместителя по политической части, было счастьем, везением и огромной поддержкой. Впрочем, тут, в этих коротких заметках всего не расскажешь, да это и не нужно – всё это давно в прошлом, но когда-то вот тут скрупулёзно описано с точки зрения командира в/ч 36273. Поэтому – кому не лень, приглашаю: здесь о Юрии Николаевиче и его трудах написано достойно и полно, в двух частях на блоге svleleko.ru.
Конечно, очень жаль, что наши дети в тот момент были заняты своими служебными делами – это всё можно понять, это жизнь. Главное, что мы с Ритой были у него. Особенно это было нужно мне: я его не хоронил, не прощался, и поэтому чувствовал себя не в своей тарелке, виноватым перед ним. Это обстоятельство сильно давило и не отпускало. Но вот теперь, 24 июня 2024 года, спустя почти три года после его ухода от нас, мне удалось прибыть к нему и побыть рядом. Вечная тебе память, дорогой мой друг и соратник – с тобой «ходили в атаку», ты в душе моей навеки – сколько буду жить. Царствие небесное.
Следующий день был днём отдыха: всё-таки, такие дальние поездки, как и по самой Москве, довольно непривычны – начал чувствовать усталость, и сын всё чаще стал настаивать на отдыхе – просто полежать и отдохнуть. И как-то хотелось его послушать. Но камбуз из поля моего зрения всё равно не выпадал, и это было прекрасно и для меня, и для него.
Наверное, любому труженику умственного труда получить вот такой завтрак дома недурно. Поэтому баловал сына простой, но вкусной и здоровой пищей, чтоб получше соображал…
Тёплая встреча в Совете ветеранов железнодорожных войск произошла в Свиблово. Наконец-то познакомился «за руку» с давним другом Фёдором Фёдоровичем Сидоровым, с которым много чего хорошего уже сделано и, я думаю, многое ещё предстоит сделать. Тут же была и ещё одна из активных тружениц истории железнодорожных войск, прекрасный специалист и творческий человек Галина Николаевна Парфутчик. Там состоялся очень живой и интересный разговор об истории войск вообще, и о некоторых вопросах, которые мы прояснили, в частности. Ознакомился с интереснейшим музеем, где представлены ценные документы прошлого железнодорожных войск и службы военных сообщений.
Труженик истории славных железнодорожных войск, научный сотрудник и настоящий полковник Ф.Ф. Сидоров с гостем из сибирского городка Тюмень
От предложения сына посетить, наконец, что-нибудь интересное в Москве, было невозможно отказаться. Не смотря на явное недовыполнение моего плана встреч с друзьями и сослуживцами. Чувствовал уже, что устаю и до всех, пожалуй, не дотянусь. Поэтому, параллельно с продолжением переговоров по телефону, поехали с сыном на Красную площадь, на которой я бывал, наверное, лет тридцать назад, в другой стране. Во-первых, прогулялись в восхитительном ГУМе.
Если не обращать особо внимания на цены, и на то, что это, вообще-то, магазин, то это прекрасное место для отдыха людей с множеством красивых интерьеров, с цветами и массой свежего воздуха. Очень понравилось это место, в котором бывал тоже очень давно
Поразила при выходе на Красную площадь масса народа – нашего и не нашего, в основном, восточного. Разноязыкий говор сопровождал нас везде — и пока мы ходили там и любовались архитектурными шедеврами, включая собор Василия Блаженного, и позднее, в парке Зарядье.
А на этом фото – безликий, какой-то печальный мавзолей В.И. Ленина с не менее печальной Кремлёвской стеной. Всё это раньше, когда я тут бывал, было святым местом истории нашей родины. Теперь оно огорожено съёмной оградкой и находится под наблюдением двух полицейских… Зачем привлекать внимание гостей столицы, да и нас с вами, к нашей великой истории? Выход найден: не говорить о ней – как будто её не было, и не выносить тело Ильича для захоронения: пускай лежит. А ведь борьбу с памятниками истории мы осуждаем…?
В парке «Зарядье» никогда не бывал по тем же причинам: парк совершенно новое место отдыха для людей. И было их там тоже очень много, но гостей России явно побольше. Забавно отмечать каким-то задним умом отсутствие европейских говоров – всё-таки, ухо старое и опытное.
Чудные пейзажи Зарядья и Москвы реки в лучах заходящего солнца просто поразительны.
И оно, это ухо старое не улавливало, а может мне просто не повезло, и масса европейцев где-то в это время бродила по улицам столицы России. Хотя разницы, конечно, не было – пусть ходят и любуются прекрасными природными ландшафтами нашей необъятной родины – что тут только не представлено!
…И в этот раз до дома добрался сильно уставший: всё-таки, давняя поговорка, упомянутая мной в начале, о себе постоянно напоминала: вверх – вниз, вверх – вниз. Особенно в Зарядье.
Но мы же не искали лёгких путей! Поэтому примерно через день отправились в Зоопарк. Ведь это так прекрасно полюбоваться на разнообразных зверей и зверушек со всего мира в огромном Московском зоопарке, наверное, одном из самых больших в мире.
Т.е., одном из самых больших по площади хождения своими старыми ножками – но эта мысль возникла, конечно, не сразу.
Прекрасное место! Интересное, во всех отношениях – сколько нового тут найдут дети. Как выяснилось, и взрослые тоже, правда на серьёзной жаре – ну что поделаешь, пришли. Сына у нас большой любитель зверей, и мы их внимательно смотрели, пока не устали – вверх – вниз тут присутствовало даже больше, чем в Зарядье…
Это наши любимые зверушки капибары пасутся вместе с другими зверями. Крайне дружелюбные животные
Тут мы уже устали и проголодались…
Переполненные впечатлениями и очень уставшие (я в особенности, конечно) после зоопарка спали без задних ног…
…Если без подведения итогов, то ко дню вылета, кроме описанных событий, у меня образовались и минусы: не удалось встретиться из-за болезни с одноклассником Юрой Дюковым, который более-менее выздоровел только в июле – жаль. Пришлось ограничиться несколькими разговорами с пожеланиями здоровья. Не собрался увидеться со старым другом по службе в первом своём мостовом батальоне и учёбе в академии Яковом Вовшиным – тоже очень жаль. Не собрался так же встретиться и со своим бывшим командиром роты в нашем мехбате (упомянут многократно в рассказе о нашей совместной Чуваш-Пайской службе, ссылка вверху) Вячеславом Кликотко. Не виделись с 1987 года, надеюсь, ещё встретимся со всеми позднее.
Солнечным утром 1 июля сына отвёз меня в аэропорт, и самолёт очень быстро вернул меня из некоего сказочного состояния в реальность бытия — я так надолго впервые отлучался из дома отдыхать, причём продолжительное время находился в совершенно непривычной, хотя и не экстремальной, обстановке. Как говорится, хорошего понемножку, или «Хорошо в гостях – а дома лучше» — или ещё как-то так.
Оказалось, что я очень устал, что и понятно: месяц совершенно ничего не хотелось делать, в том числе писать. Но сейчас, вроде бы, «размялся». Что ж, у меня был чудесный, уникальный и крайне ёмкий на события и встречи отпуск. Дай бог, может быть, не последний…