ЗИНОЧКА — ЗАЩИТНИЦА ОТЕЧЕСТВА.

Моя собеседница сегодня –  Зинаида Ильинична Ширко,  человек, прошедший суровую жизненную школу – Великую Отечественную с самых юных лет, бывшая и воином,  и труженицей паровозоремонтной колонны, принимавшая активное участие в строительстве нового корпуса паровозного депо станции Тюмень в 1945 году.  И при этом в свои 90 лет оставшаяся прекрасной женщиной-матерью, любимой  бабушкой и прабабушкой. Общение с такими как она, уже очень немногочисленными людьми – свидетелями той тяжелейшей борьбы и нечеловеческих испытаний  нашего народа –  великая  удача, поскольку  её воспоминания  составляют  бесценную  нашу народную  Память…

Рязанская школьница Зиночка Андреева  вместе со своими школьными друзьями и подругами 21 июня 1941 года получила новенький аттестат о среднем образовании в любимой школе № 3 имени Маяковского  — отныне все они становились самостоятельными гражданами страны Советов, перед которыми – они в это свято верили – были открыты все пути.  И был выпускной бал и поздравления, играл духовой оркестр, и было такое веселье, которое невозможно описать до сих пор. Танцы и игры продолжались до самого утра, но вдруг директор школы с вмиг окаменевшим лицом остановил веселье молодёжи и сообщил о начале войны.  То, что так вероломно мог напасть на мирную страну фашистский  агрессор, в головах выпускников вначале просто не укладывалось, но тут же был зачитан приказ о немедленном освобождении здания школы под военный госпиталь.  Реальность быстро входила в свои права.
А они рассчитывали ещё погулять, пофантазировать на темы будущего… Как бы уже автоматически, не осознавая ситуации, Зиночка поступила в Рязанский педагогический институт, который так же, по старинке, продолжал тогда приём студентов на первый курс…

Учиться, конечно, не пришлось – реальность была такова, что студентам было необходимо срочно заняться уборкой урожая в совхозе.  Там уже пришлось «хлебнуть» немало лиха – осень 41-го была очень дождливой и холодной, и девчонки поголовно заболели.  Затем несостоявшихся педагогов  призвали на трудовой фронт – на рытьё окопов,  чтобы защитить город от захватчиков, которые неумолимо, хотя и не так быстро как планировали, приближались к столице.  Рязань была на их пути, а всё трудоспособное население, не призванное в Красную армию, было обязано трудиться на благо родины.  Правда, кормили и одевали, но ручки девичьи черенок лопаты помнят всю жизнь…

Фронт  быстро приближался, и смертельная опасность – тоже.  Уже были эвакуированы все важнейшие предприятия, но город стал подвергаться постоянным, всё более сильным бомбёжкам.  Враг собирался именно в 1941-м взять Москву, предварительно сравняв её  с землёй.  Часто  туда летали сотни самолётов-бомбардировщиков, но средства ПВО столицы давали немецким асам очень сильный отпор, и далеко не все из них могли даже долететь до целей; приходилось сбрасывать свой смертоносный груз где попало – не вести же его обратно на аэродром!  Таким образом, очень многие бомбардировщики фашистов бомбили на обратном пути Рязань, превращая любимый город в настоящие руины.

Для борьбы с пожарами, оказания первой медицинской помощи пострадавшим, разборки завалов  и спасения пострадавших постановлением НКО в стране организовали местную противовоздушную оборону (МПВО); всю молодёжь в Рязани и тех, кто не прошёл по здоровью в армию, призвали в её отряды в качестве бойцов.  Все они  находились на казарменном положении и получали паёк ГКО.  В такой отряд попала и Зиночка, к тому времени сильно повзрослевшая,  умевшая организовать любую работу и оказание медицинской помощи.  Активную,  умелую девчонку заметили и назначили командиром отряда МПВО,  ей пришлось заниматься этим важнейшим для населения города делом до тех пор, пока врага не отогнали подальше и отряды МПВО не расформировали.  В отделение Московско-Рязанской железной дороги Зину Андрееву в 43-м приняли уже как знающего специалиста в области защиты населения от пожаров, разрушений и оказании медицинской помощи – на должность инструктора МПВО, а затем инспектором по снабжению ОРСа.  Эта ответственная и очень хлопотная работа могла быть в тех тяжёлых материальных условиях поручена только человеку, которому доверяли.  Комсомолка  Зина никогда и никому не дала повода усомниться в своей честности и порядочности.  Так и стала тружеником железной дороги, и из системы НКПС уже никуда в своей жизни не ушла…                                   27 января 1944 года  было принято  Постановление  ГКО  «О восстановлении паровозоремонтных, вагоноремонтных и машиностроительных заводов НКПС на территории, освобожденной от противника», и Рязанское паровозное депо срочно сформировало паровозоремонтную Колонну, получившую номер 9; именно в это подразделение и направили Зиночку Андрееву  техником-нормировщиком и, по совместительству руководить всем хозяйством настоящего паровозоремонтного предприятия, но… на колёсах!
Сказать, что было тяжело – значит не сказать ничего! Обыкновенные товарные вагоны  стали цехами с оборудованием,  а пара плацкартных вагонов — общежитием всего личного состава. Учёт и расценка работ, начисление и выдача зарплаты рабочим, а ещё кухня, дрова и продукты, вода и баня – все эти проблемы трудового коллектива в количестве более 100 человек, находившихся на военном положении, легли на хрупкие плечи 21-летней девушки…
В феврале Колонну №9 направили в освобождённый Минск, в который ещё не возвратилось оставшееся в живых население, и обнаружили дымящиеся развалины!  Картина была настолько ужасная, что до сих пор помнится Зинаиде Ильиничне, не смотря на прошедшие десятилетия… Правда, рассматривать и вздыхать было некогда – как только колонна сумела заехать на только что восстановленные и перешитые с узкой немецкой колеи тупики, закипела работа.  Минское паровозное депо было полностью уничтожено, а ремонтировать паровозы было необходимо.   Рабочие, техники и инженеры не знали ни дня, ни ночи много месяцев, пока не было восстановлено депо, разрушенное фашистами.  Это был адский, сказать по правде, труд…
Осенью 44-го их, наконец-то, одели в новую железнодорожную форму – это был настоящий праздник, и руководство решило сфотографироваться на память.  Тем более, что Колонна №9 должна была выдвинуться  «на прорыв» — на станцию Тюмень, в далёкую Сибирь, на помощь тюменским паровозоремонтникам.  Вот этот исторический снимок перед вами, дорогие читатели.

На фото в октябре 1944 года — руководящий состав паровозоремонтной колонны №9  НКПС на ст. Минск.  Сидят слева направо: бригадир Леонид Чекалин, техник-нормировщик Зинаида Андреева, главный бухгалтер Катерина Митина, замполит колонны №9 Дмитрий Иванович Подпорин, начальник колонны Сергей Васильевич Шнейдер, старший мастер Василий Крюков, повар Валентина Иванова, и ещё двое – девушка и парень, фамилии которых не вспомнить.  Стоят слева направо: бригадир Емелин, техничка Валя Баева, бригадир Аверкин, бригадир Ванюков, двое высоких парней, фамилии которых призабыты, мастер  Борис Дюков, врач Мария Бокова, повар Нина Силантьева. Трудом этих людей и рабочих колонны №9 отремонтированы в Минске почти 100 паровозов…

Ремонтные цеха паровозоремонтной колонны №9. Минск 1944 год.

Добирались до Тюмени очень долго – около месяца.  В то время, под новый 1945 год, много воинских эшелонов уже двигалось на Восток – страна готовилась к войне с Японией, а старенькое тюменское паровозное депо не справлялось с ремонтом множества паровозов.  Новый 1945 год встречали в пути.  По прибытии задачу расширили: кроме проведения ремонта паровозов, рабочие колонны включились в строительство нового здания паровозного депо и сумели вместе с тюменцами его построить в установленный  Свердловской дорогой срок.  Это здание до сих пор является основным для ремонтного локомотивного депо станции Тюмень. Зина Андреева была на самом хорошем счету и уважаема всеми работниками колонны и руководством.
День Победы и полное окончание войны отпраздновали в Тюмени, и колонна стала собираться домой – поставленные задачи были выполнены, но…
В том же, 45-м, произошли главные события и в личной жизни Зиночки: в неё влюбился местный красавец-бригадир паровозного депо Борис Ширко.  Про эту колоритную фигуру ещё будет отдельный рассказ, а тогда вопрос  встал  «ребром» — «Выходи за меня замуж!». Руководство было заупрямилось – из личного состава просто так, без приказа из Москвы, работника отпустить в военное время не могли – только после серьёзной ревизорской проверки было дано «добро», и колонна №9 убыла в Рязань без своей Зинаиды.
В феврале 1946 года Зина стала Ширко, сыграли замечательную свадьбу, и зажили счастливо в городе Тюмени, вырастив двух детей.  Сейчас у Зинаиды Ильиничны 6 внуков и трое правнуков; жаль только, что любимый муж – замечательный труженик, солдат и спортсмен, ушёл из жизни ещё в 1995 году.  Сама Зинаида Ильинична трудилась до самой пенсии на станции Тюмень – вначале техником, затем начальником льдопункта.
Трудно подсчитать все её поощрения в трудовой книжке и Почётные  грамоты – их множество, есть и главная награда  —  медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 г.г.», она любимая мама, бабушка и прабабушка.  Жаль только, что здоровье последние годы сильно подкачало, и чувствует себя наша героиня не так, как раньше.  Но память, память жива, и слава Богу, всё ещё помнится, не смотря на годы.
Она заслуженно гордится своим трудом на благо нашей родины и железной дороги; мне кажется, что и нам стоит гордиться, что среди нас есть такие преданные стране и труду люди.  Есть, есть чему учиться у таких, как Зинаида Ильинична Ширко.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.