В ряду известных в прошлом футболистов – воспитанников Тюменского футбола, особняком стоят те, кто приехал в наш город в детстве и тут начал заниматься футболом, получив «футбольную закваску» на местных пустырях. Поэтому судьбы всех, без исключения, будущих мастеров и преданных любителей, вначале были абсолютно одинаковы. Особенно у детей предвоенных лет.
Таких было не очень много, но они были: это, например, Толя Щетков, которого привезли родители из Ярковского района в голодные предвоенные годы в Тюмень (теперь у нас есть улица имени этого замечательного нападающего), это и наш герой, который 23 ноября отпраздновал свой 70-й день рождения — мастер спорта СССР Юрий Павлович Коротких (в кругах преданных болельщиков просто ЮПК), проживающий ныне под городом Мариуполем на Украине.
Этот спортсмен, портрет которого, с большими трудами добытый через Интернет у болельщиков Донецкого «Шахтёра», красуется на фотовыставке «Воспитанники Тюменского футбола в командах мастеров», имеет потрясающе интересную и, как водится, очень не простую судьбу, непосредственно связанную с Тюменским футболом и нашим городом.
Кому Юра Коротких по прозвищу «Лялька» попался из тренеров в то далёкое послевоенное время сейчас не помнит даже Борис Алексеевич Мишатин, в начале 50-х работавший Председателем городского спорткомитета и хорошо знавший этого талантливого вратаря. К счастью, сохранилась прекрасная фотография примерно 1958 года, где тюменские спортивные руководители (Б.А.Мишатин – справа) поздравляют футбольную команду «Звезда» с победой в одном из городских турниров: слева с кубком и мячом в руках — вратарь Юрка Коротких в кепочке.
А начинал этот парнишка в очень именитой команде «Механик», где в 50-е годы собрались многие, проявившие себя как настоящие мастера, футболисты. Это и Щетков, и Ноздрачёв, и Ежеменский, и ряд других, про которых «Курьер» уже писал в текущем, прошлом году и будет писать в будущем. Выступал за сборную Тюменской области, в том числе во Всесоюзном Первенстве в 1958 году. Затем повинуясь призывной комиссии, паренёк перешёл « под знамёна» Советской армии, где удачно выступал в команде ТВВИКУ «Звезда». Хорошо известно, что этот армейский коллектив, возглавлявшийся в высшей степени амбициозным генералом Шмуйло, играл в конце 50-х сразу двух сложнейших турнирах – на Первенство Вооружённых сил и на Первенство Урала среди коллективов физической культуры. И иногда становился победителем в одном из них; впрочем, это тема для отдельного рассказа, а пока посмотрим за судьбой Юрия Коротких.
Между прочим, отметим для характеристики этого спортсмена ещё одно его интересное качество, отмеченное тогдашним руководителем тюменского спорта Б.М.Мишатиным: ЮПК отлично играл в… настольный теннис, причём выиграть у него практически никто не мог в городе Тюмени! Вот же пацанёнок был! И когда успевал играть-то?…
Конечно же, участие в серьёзных турнирах и блестящая игра паренька не осталась незамеченной – хороших игроков и тогда ценили и искали: его приглашают в Нижний Тагил в организованную в 1958 году команду класса «Б» «Металлург», т.е. за два года до такого же события, случившегося у нас в городе. И начался «карьерный полёт» уже не «Ляльки», а вратаря-профессионала Юрия Коротких из Тюмени…
В первый же свой сезон в команде мастеров Уральцы сумели выступить достойно, и их молодого вратаря привлекли в молодёжную сборную РСФСР, совершившую вояж в тогдашние «братские страны» Востока – во Вьетнам и Северную Корею, а затем, как имевшего опыт игры в армейском коллективе, вновь «призвали» в армию, но не куда-нибудь, а в команду 1 группы класса «А» (т.е. тогдашней Премьер лиги!) ЦСКА! Согласитесь, голова может закружиться у любого, а уж у такого молодого – тем более… Но у ЮПК не закружилась – он старался, но посмотрите тогдашний состав ЦСКА 1959 года: ему пришлось соперничать с самим Борисом Разинским, одним из лучших вратарей советского футбола! Не закрепился, но и не был «выпровожен» восвояси: поиграл в армейской команде Серпухова (класс «Б»), СКА Ростов-на Дону и в «Крыльях Советов» в Куйбышеве (1960-1961 годы) — но не нашёл «своего коллектива» и тренера, который бы доверял. В Тюмени, уже начавшей выступать в классе «Б», не нашлось тренера, который мог бы пригласить парня вернуться… Но вот, наконец, наступил его «звёздный час» — Юрия Павловича пригласили в Донецкий «Шахтёр». Что это была за команда в Союзной Высшей лиге в 1962 году я рассказывать не стану: кому хочется вспомнить грозную «горняцкую машину» того времени — откройте Интернет с соответствующей страничкой: именно в этой команде ворота доверили бывшему «Ляльке», и не ошиблись!
Дончане стали в тот год серебряными призёрами Первенства СССР по футболу, все игроки команды были удостоены званий мастеров спорта и навеки, без преувеличения, стали «звёздами» и советского и украинского футбола, настоящими кумирами донецких болельщиков. Между прочим, ЮПК, в числе других «звёзд» донецкого футбола, до сих пор получает от своей команды небольшую дополнительную пенсию… До чего же это справедливо и гуманно, как мне кажется!
Но мы наблюдаем за дальнейшей карьерой и жизнью ЮПК, который ещё немало сезонов доказывал свою высокую квалификацию вратаря в «Шахтёре», добившись впечатляющих результатов: так в сезоне 1966 года в карьере Юрия Павловича было достигнуто феноменальное достижение: его «сухая серия» в высшей лиге советского футбола составила 913 минут (более 10 игр!) — это, по данным украинских статистиков, третий показатель за всю историю советского футбола (Для сведения: 1. Виктор БАННИКОВ «Динамо» Киев 1122 минут, 2. Юрий РОМЕНСКИЙ «Динамо» Киев 1098 минут) ! Этот показатель — 70-ый в мировом футболе.
Затем в течение трех сезонов, в начале семидесятых, Юрий Павлович защищал ворота команды мастеров класса «Б» города Жданова. В 68 играх, проведенных за «Металлург», он пропустил 61 мяч (в среднем 0,90 голов за игру) — этой 4-ый показатель мариупольской команды за всю историю выступлений, начиная с 1960 года. Городу, которому давно вернули историческое название Мариуполь, городу по-настоящему футбольному (первые команды организованы в … 1902 году!), он посвятил всю оставшуюся жизнь. Здесь он много лет работал тренером «Металлурга» и «Локомотива», занимался административной работой, здесь пережил все сложности, всегда постигающие футбол в годы перестроек, развалов и безденежья. Здесь создавал и… терял семьи, но всегда, как свидетельствует знающий его лично великий знаток мариупольского футбола Сергей Катрич, был человеком с Большой буквы, уважаемым в городе Мариуполе, очень непритязательным и скромным. По его словам в тяжёлые 90-е годы он ездил в город своей юности – к нам в Тюмень, и жил здесь некоторое время, но мне пока не удалось выяснить с кем он тут общался и что у него в итоге получилось: во всяком случае ЮПК вернулся в город, ставший для него родным. Жаль.
Он и сейчас живёт сложно, с не совсем здоровым сыном – квартиру в Мариуполе он продал и сейчас живёт в деревне. Наша хорошо забытая, но такая яркая «звезда» Тюменского футбола.
Думаю, что нет смысла «делить» этого замечательного спортсмена, мастера спорта по футболу, тренера и воспитателя, воспитанника тюменского пустыря между «нами» и «ими» — он принадлежит «его величеству» футболу», но и нашей, тюменской футбольной истории тоже! И мы, поздравляя с семидесятилетием, искренне желаем Юрию Павловичу Коротких бодрости, здоровья и материального благополучия. И – помним его, помним!
«Что это была за команда в Союзной Высшей лиге в 1962 году я рассказывать не стану». Лучше бы Вы этого действительно не рассказывали…
В 1962 году «Шахтер» занял 8-е место в Чемпионате СССР, за которое серебряных медалей не дают. Зато в том году (как и в предыдущем) «Шахтер» завоевал Кубок СССР, а год спустя вышел в финал. Вот об этом не мешало бы сказать.
Очень может быть, и жаль, что меня не поправили раньше. В этой статье я, вообще-то, старался рассказать не о «Шахтёре», и его вратаре — если Вы поняли. И рассказал. Ошибка есть. Признаю.