Долго «подбирался» к мысли осмелиться написать о футболисте, которого можно назвать главной фигурой нападения Тюменской команды мастеров первого десятилетия её нахождения в Первенстве СССР класса «Б», т.е. с 1961 по 1970 годы.
Осмыслив множество рассказов его бывших коллег, болельщиков, его игру помнящих, «впитав» неторопливые рассказы его старшей сестры Антонины Фёдоровны о своём брате, фанатично преданном спорту с детских лет, я понял: этот человек мог бы стать символом Тюменского спорта, если бы в те времена, или хотя бы в 60-е годы, когда в Тюмени ещё не возникли понятия «спорта высших достижений» и не было ни одного Чемпиона мира или Олимпийских игр, кто-то озаботился фиксировать его, без преувеличения, подвиги на футбольных полях…
Представьте себе мальчишку из небогатой и многодетной семьи, родившегося в голодном 1936 году в нашей большой деревянной деревне под названием Тюмень. Отец – работник плавсостава речного флота, плавал на баржах, пока не стал как миллионы советских людей в то страшное время «врагом народа» и не сгинул навечно в 1937 году. Одна мама вытянула в большую жизнь троих… Что тянуло его сына в спорт не знает даже его сестра — помнит только, что на коньки её поставил именно её младший брат. Потом он занимался всеми доступными в тогдашней Тюмени видами спорта, главными из которых были футбол и хоккей, причём всю свою активную жизнь в спорте он провёл именно так: футбол и хоккей. Если точнее, то летом одно, зимой обязательно другое. Интересно себе представить, как бы выглядели наши современные спортсмены при таком вот режиме выступлений… Кажется бредом, а так было!
Анатолий, как свидетельствует его сестра, до армии вообще ничем, кроме спорта, не занимался. Вот интересно себе представить – не был знаком ни с одной, например, девушкой даже… Ну с кем его такого можно бы сравнить? В армии во время службы на Сахалине Анатолий Фёдорович играл в футбол уже как следует: не даром по дембелю прибыл домой без нескольких зубов, потерянных в футбольных баталиях! В 1957 году он уже активный участник первенства города по футболу и хоккею, причём некоторые из его почитателей утверждают, что он был прирождённый хоккеист – «даже фигура хоккейная!»- так заявляет его партнёр по футбольной команде «Геолог» Иван Павлович Ноздрачёв, сам в прошлом нападающий. Другие, например бывший защитник и автор первого гола в истории нашей команды мастеров Виктор Николаевич Попырин, говорит как раз…обратное! Т.е, что он был именно футболистом высокого класса. Надо предполагать, что такие «расхождения» во взглядах и оценке этого мастера произошли из-за того, что он был именно мастером. Причём обоих этих видов спорта, горячо любимых не только тюменцами.
К большому сожалению, не удалось найти сведений о его выступлениях в городских командах, поэтому вряд ли сейчас возможно сказать что-то определённое о количестве забитых им голов, его выступлениях за те или иные городские команды до приглашения в команду мастеров. Знаем, что он выступал за «Механик», забивал голы и знаменитому «Динамо» и многим приезжим коллективам. Видимо, был замечен не только в Тюмени: в 1960 году приглашается в свою первую команде мастеров класса «Б» — «Металлург» Каменск Уральский, где проводит сезон и забивает первые голы. В 1961 году — без разговоров его берут в созданную впервые в городе команду класса «Б» — «Геолог», который стал для 25-летнего футболиста местом, где он должен был показать все свои навыки и умения футбольного самородка: ведь в те времена не только детских тренеров – настоящих наставников футбольных команд мастеров-то не было, не говоря уже про более-менее приличную спортивную форму, мячи и прочую экипировку…
В составе тюменской команды класса «Б» Анатолий Фёдорович Щетков прошёл самые тяжёлые, нет – тяжелейшие годы становления. Наших били и, не побоюсь этого слова – избивали как новичка, где не было поначалу ни одного игрока с опытом выступлений за профессиональные команды. Известны результаты первых сезонов – это не тайна: 1961 год – 13 место (последнее, т.е.), 1962 год – 14 место (14 из 16), 1963 год – (15 из 16), и так далее, до 1966 года и далее до 70-го, когда команду значительно укрепили приглашённые игроки, включая мастеров спорта по футболу. Но речь, однако, не о них – о Щеткове В.Ф., который при четырёх тренерах, менявшихся «у руля команды» в эти годы, всем оказывался нужным! И заметим – в таком серьёзном возрасте, который и тогда и сейчас, зачастую, определял профпригодность игрока. И, значит, по части нужности команде центральный нападающий Щетков удовлетворял и тренера Мизинова, взявшего его в 1961 году, и последующих – Сазонова Судата и Карелина. Мне кажется это феноменальным! И – не зря; все его бывшие коллеги в один голос говорят: силы и мощи в нём было – «вагон»! Очень тяжело было сбить его с курса; как пошёл – пиши пропало!
И это при весьма средних габаритах! Нападающим всегда достаётся больше всех – он умел так играть, что довольно редко получал травмы, которые бы выбили его из игр надолго. Сюда следует добавить ещё «пушечный» удар, большую игровую хитрость и высокую скорость. Ну и главная оценка нападающего – его результативность: он забивал во все свои сезоны. За 8 сезонов в составе нашей команды Анатолий Фёдорович Щетков забил 18 голов! Можно их расписать по годам, но не это важно: это были голы огромной цены, положенные в копилку нашей малоопытной команды. И можно сейчас говорить о том, что это было мало и, вообще — не то; но имеем ли мы право сейчас оценивать его труды? Ещё живы и в полном здравии те, кто видел без преувеличения «трудовые голы» А.Ф.Щеткова и его партнёров – Токарева, Ежеменского, Салая, Агеенко, Ноздрачёва, Захарова, Завольского, Мильдуса и других. Стоит услышать их мнение об этом человеке и футболисте: это был кумир любителей футбола и хоккея нашего города!
… После начала профессиональной карьеры Анатолий Щетков встретил, наконец, ту, с которой решил связать свою жизнь – Светлану. Была грандиозная свадьба, большие планы и рождение любимой дочери Нелки (живёт сейчас в США). Сестра Антонина Фёдоровна посчитала возможным моё ознакомление с его письмами любимой жене и дочери — Анатолий Фёдорович раскрылся передо мной, никогда его не знавшим, такими тонкими гранями его любящей души, что никак не верится, что написавший эти строки когда-то очень давно – профессиональный футболист!
Он описывает свою работу — тяжкую, грязную и изнурительную – трёхразовые тренировки на сборах в Узбекистане, вынужденные отъезды из одного города в другой по причине отказов в выделении полей для тренировок. Плохонькие гостиницы ( а кто тогда знал, какие они на самом деле бывают?…). Вскользь – про травмы и повреждения во время выездных игр, про требовательность тренера или неурядицы в команде, про неудачи в игре. Жалобы так – сквозь зубы, вскользь. А ведь было на что жаловаться: в футбольных сезонах тех лет случались выезды на 4, 5 туров — дома не бывали неделями и месяцами. Самолётами пользовались редко, так что восстановление бывало, в основном, в …поездах дальнего следования. Иногда сообщал, что травмирован, в больнице, но уже почти поправился. Просил жену только об одном – чтобы писала… Много внимания уделял приобретению каких-то вещей, продуктов для семьи, решению квартирного вопроса. В ответ были встречные обиды; ведь никогда длительные разлуки не приводили к улучшению семейных отношений! И у них были, к сожалению, немалые трения из-за постоянных командировок футболиста Щеткова. Но практически в любом его письме своей любимой жене столько тепла и поэзии, что читая, ловишь себя на мысли о том, что попал в недозволенное и сугубо личное, тревожишь чужое счастье… Такой это был человек – упорный, трудолюбивый спортсмен, способный преодолевать любые трудности ради достижения нужного результата, не пасующий перед трудностями и преданный любимому делу – игре в футбол. И одновременно – горячо любящий свою семью, болеющий за её здоровье и благополучие, и тяготящийся разлуками…
Он закончил карьеру профессионального игрока в 33 года – завидное долголетие! К этому времени он, преданный футболу, уже потерял свою семью и с большим трудом адаптировался в жизнь «вне футбола». Начались головные боли, лечение. Работа не удовлетворяла ни духовные, ни материальные потребности новой семьи Анатолия Фёдоровича. Да, друзья были – не было востребованности прекрасного мастера футбола, имевшего навыки воспитания молодёжи, поскольку он находил время учиться в школе тренеров; жаль, что нет сведений о том, сумел ли он её закончить. Он, хоть и перестал быть «сыном врага народа», стать «своим» даже в тюменских футбольных кругах не смог. Но вклад в его развитие и популяризацию он внёс огромный – просто своей игрой на поле. Умер в 1983 году – в возрасте расцвета духовных и физических сил мужчины. Оказалось, что он уже их все отдал Тюменскому футболу. Без остатка.
Правление Тюменского клуба болельщиков футбольной команды «Тюмень» вносит предложение о переименовании улицы Коммуны, где располагается сейчас наша главная футбольная арена, в улицу Анатолия Щеткова. Это было бы достойной оценкой вклада этого замечательного спортсмена в развитие и славу нашего Тюменского футбола и признанием его заслуг.
Материал для статьи в «Тюменском курьере». 2008 год.