Что означает портофлот для порта – любого: морского, речного или озёрного? Да всё буквально: вся жизнедеятельность держится именно на разнообразных по предназначению судах портофлота. Можно даже перечислить для сведения не сведущих что именно надо порту: надо швартовать и выводить суда, бункеровать, снабжать водой, топливом, принимать отходы жизнедеятельности экипажей прибывающих кораблей, т.е. клиентов. А ещё надо обеспечить пожарную защиту этим же кораблям на рейде, лоцманские услуги оказать, производить перевозки экипажей, при необходимости, на берег и обратно, и много ещё разных задач выполнять. И всё это делают во все времена – суда портофлота. Но я, вообще-то, не об этих функциях, кстати, важнейших, портофлота, а о тех, которые для отдыхающих людей. Эти функции портофлота Феодосийского морского порта, по большому счёту, не самые для него главные, но нам, желающим по морю попасть туда или сюда, много десятилетий кажется, что именно для этого портофлот и предназначен… Наивные мы, однако…
Эта тема для меня – бальзам для души: именно через эти первые в моей жизни катера 50-х годов и возникла любовь к морскому плаванию, брызгам и качке, когда душа в пятки проваливается от восторга! Это надо попробовать – только так поймёшь, какое это чудо. Правда, доходит такое, мягко говоря, не до всех – это тоже факт. И вот много лет об этом хотелось рассказать, но никак не находились фотографии тех самых, первых в Феодосии послевоенных прогулочных катеров: без них приступать к такому делу, как обзор прогулочного флота Феодосии за , примерно, пятьдесят четыре (!) года, был бы не правильно… И вот — повезло!
Для начала посмею привести здесь отрывок из своего маленького рассказа про детство в родном городе примерно шестилетней давности, помещённый на страничке родной десятой школы и в моём блоге sv.leleko.ru – там моё первое прикосновение к этой теме…
« … Особенно мне нравилось добираться на «Золотой» пляж на катере, иногда с мамой, дедушкой или бабушкой. В 50-е — 60-е годы основные суда портофлота, обслуживающие пассажиров, желающих попасть на «Золотой» пляж, были большие деревянные открытые мотоботы, по сути, большие шлюпки, наверное метров 15 длиной, не меньше. Вместо палубы у них был брезентовый тент, а пассажиры сидели внутри на лавках. Ходить не разрешалось, а стоя моря мне не было видно. Сколько в них вмещалось народу, конечно, не помню: но много! А какие были с раннего утра очереди! С набережной Десантников на ныне не существующий пирс выстраивались люди, чтобы сразу с двух сторон попасть на два таких катера сразу.
Лихие матросы ловко швартовали эти кораблики, держали сходни так, что даже при значительном волнении народ всё же мог попасть в катер и высадиться из него. Я до сих пор влюблён в эти катера, никогда не испытывал большего удовольствия и доверия ни к каким больше судам, даже более современным и гораздо более быстроходным. А болтало, бывало, эти «аппараты» изрядно — а мне было только интереснее! И как деловито при этом постукивал дизелёк, хотя на некоторых, как я предполагаю теперь, стояли и бензиновые двигатели. Таких катеров было несколько, но запомнился больше всех мне один: «Дорофей Кашуба», управлявшийся кормовым румпелем! Именно он — любимый корабль моего детства, потому, что однажды при швартовке и высадке мама, передавая меня матросу, уже отдала, а он ещё как-то не принял этого самого «писаку»…
…Да – так и было, но в воду я, почему-то, не попал, и даже не успел испугаться. А волнение тогда было весьма серьёзное!
Теперь, после того, удалось отыскать сведения о прогулочном флоте ряда портов Крыма на сайте odessatrolley.com , стало понятно, что это были катера типа «Ласточка», и строил их Ялтинский морской порт в 1952 – 1955 годы; но, всё же, впечатление такое, что сведения на эту тему не полные: ведь и в нашем порту тоже могли организовать такое строительство, но сведений об этом там нет. Эти большие деревянные моторные шлюпки имели не транцевую или вельботную кормовую оконечность, а классическую с подзором, звонко шлёпавшую по воде при волнении, когда катер был пришвартован к пирсу носом к берегу (тоже – наблюдение из глубокого детства…). А насчёт названий, то да – только «Дорофей Кашуба» и запомнился — может быть, кто-то сможет подсказать ещё какие-нибудь названия этих катеров? Или пришлёт фотографии – на этом снимке ниже – катер типа «Ласточка» Ялтинского порта.
Очень долгие годы они, извлечённые из воды в начале 60-х, стояли на стенке широкого мола в тогдашнем углу, где была водная станция. Смотреть на них было тоскливо, а потом они просто пропали со стенки и из памяти народной, эти наши «Ласточки»…
Они были первыми в послевоенном портофлоте, неустанно возившие курортный люд копеек за двадцать или сорок на «Золотой» и обратно, а так же по заливу.
Примерно в 1956 году Таганрогский ССРЗ начал строить прогулочные суда типа «Алмаз», водоизмещением в 103 тонны, вместимостью 123 человека. Дизель 3Д-12, мощностью в триста лошадиных сил, мог разогнать корабль до 14, 5 узлов. Судно такого типа по имени «Нарцисс», поступившее в Феодосийский портофлот как раз в эти годы — ещё одно «чудо моего детства»; ведь это был такой замечательный корабль! У него были две просторные каюты, гальюны, два салона, и, главное, везде разрешалось ходить и всё смотреть.
Играла музыка, и даже, по-моему, работал буфет: мама всегда там что-нибудь мне покупала. Особенно захватывало дух, когда иллюминаторы на полном ходу и при волнении балла в два, полностью периодически скрывались под водой: казалось, что погружаешься в пучину… Жаль, что «Нарцисс» поработал у нас не долго; не помню уже сколько лет, но, думаю, что года три. Дальнейшая его судьба мне не известна.
В 1953 году в Батуми начали строить теплоходы поменьше, типа «Аркадия», но тоже вполне комфортабельные и ходкие. К нам примерно в 1963 году прислали первый такой – «Кафа». Он имел водоизмещение 54 тонны, вмещал 90 человек и имел дизель 3Д-6, мощностью в 150 лошадиных сил. Скорость была тоже ничего – 10, 5 узла. У него была одна носовая каюта, гальюн и два салона; носовой имел остекление – там меньше дуло. Затем пришли ещё два однотипных теплохода – «Сурож» и «Кара-Даг», впоследствии после своей «пассажирской карьеры» оборудованный в разъездной катер портофлота.
Ему соорудили специальную площадку в носу для облегчения посадки и высадки людей на рейде. Именно на нём, если мне не изменяет память, мне удалось однажды в 1985 году ходить на рейд с отцом моего школьного друга Саши Санина – Михаилом Ивановичем Саниным – тогдашним начальником нефтерайона морского порта. У него были дела на танкере, стоявшем на рейде под погрузкой, и я «увязался» с ним: хотелось взглянуть на большой корабль изнутри…
Теперь следов «Кафы» и «Сурожа» не наблюдается; слава Богу, пока ещё стоит на стенке у ограды порта на набережной Десантников «Кара-Даг». Сомневаюсь, что этого ветерана ждёт какая-нибудь хорошая перспектива, но… пока стоит.
В те же 50-е для нужд прибрежных пассажирских перевозок в Жданове и Астрахани начали строить корабли типа «Радуга», первый из которых – «Феодосия», поступил в порт примерно в 1963 году. Его размерения и ходовые качества не слишком отличались от предшественников: водоизмещение 52 тонны, возил он 130 человек и имел такой же дизель 3Д-6 (собственно говоря, других-то и не было такой мощности) — 150 лошадиных сил. Скорость, соответственно – 10, 5 узла. К началу 70-х эти суда модернизировали, и проект теперь назывался «Радуга-2». Модернизация заключилась в установке более мощного дизеля, который тоже вполне «угадывается»: 3Д-12, мощностью в 300 лошадиных сил. Скорость этого типа судов возросла до 14, 5 узлов – на наших просторах появилось сразу четыре таких кораблика: «Витя Коробков», «Иван Поддубный», «Иван Назукин» и «Иван Голубец».
Про некоторые из них хочется кое-что вспомнить; в том же 85-м, будучи в отпуске, с удовольствием ходил с младшим братом того же Саши Санина – Сергеем (царствие Небесное) на катере, где он работал — «И. Поддубном», на экскурсии, оставаясь до их возвращения то в Коктебеле, который был тогда Планерским, то в Курортном. Находился вдоволь и на всю, по-видимому, оставшуюся жизнь: нет теперь никого из этих «Иванов» и «Вити»… По не проверенным данным ( я это не уточнял), часть из них отправлена в Ялтинский порт, а некоторые проданы в Грецию ( там явно не хватает таких прекрасных кораблей!).
Самая многочисленная группа прогулочных судов в нашем порту появилась в 70-е годы. Тогда Херсонский ССРЗ начал строить наиболее, как мне кажется, удачные, комфортабельные и вместительные корабли типа «Александр Грин». При водоизмещении в 99 тонн они имели пассажировместимость 200 человек. Два больших салона, каюты, гальюны – всё было как у прочих, но дизель 3Д-12 и заострённые, изящные обводы корпуса, давали этим кораблям скорость в 14, 8 узла. В Феодосийском портофлоте, как мне кажется, до самого «развала» союзного государства, на ходу были целых семь таких красавцев: «Иван Федько», «Иван Мокроус», «Терентий Пименов», «Николай Старшинов», «Алексей Первушин», «Коктебель» и «Иван Айвазовский».
Судьбы этих кораблей в новой стране печальны: часть находится в Ялте, часть – проданы в ту же страну Грецию. Упомяну на всякий случай ещё одно разъездное судно портофлота – «Нептун», хотя этот теплоход никогда не был пассажирским.
Просто судно типа 1-040193, постройки не знаю какого завода, как-то незаметно появилось на воде нашего залива примерно в 80-е годы. Теперь, после окончания, видимо, эксплуатации, оно является «соседом по стенке» замечательного «ветерана» — теплохода «Кара-Даг»…
Последние, самые большие и комфортабельные корабли портофлота, прибыли в наш порт в период распада СССР — в 1989– м «Юрий Гарнаев», в 1990 – м «Иван Кожухарь». Суда проекта УкрНИИМФ построены на Ильичёвском ССРЗ и имеют одинаковые характеристики – водоизмещение 148, 5 тонн, пассажировместимость 250 человек. На них установлены главный дизель, мощностью в 1000 лошадиных сил, и два вспомогательных по 150. Так что скорость полного хода этих кораблей – 16 узлов, а экономического – 11, 5. Дальность плавания, по-видимому, весьма велика, раз эти корабли в украинские времена не раз бывали в Турции.
Сейчас, к великому сожалению, спрос на услуги портофлота по перевозке пассажиров на пляж, морским прогулкам и экскурсиям, очень изменились. Причём в худшую сторону. Точнее, все суда уже много лет находятся на стенке порта. Как, впрочем, и в Ялте тоже. Прибрежное судоходство, по сути, полностью прекратилось, за исключением Севастополя, где без таких судов обойтись невозможно.
Строго судить руководителей нашего порта сейчас сложно: вопрос использования катеров портофлота имеет теперь политическую окраску, и поэтому уже два года отдыхающих в Феодосии обслуживает однотипный с нашими «Кожухарём» и «Гарнаевым» теплоход «Михаил Светлов», приписанный к порту… Темрюк. Поразительны гримасы современной политики!
Но всё же, хочется надеяться, что Феодосийский морской порт помнит традиции своих «Ласточек» — деревянных послевоенных катеров, и тех, которые сейчас стоят на стенке. Приносивших когда-то за доступную цену столько радости вовсе не богатому советскому отдыхающему народу — всё у нас ещё впереди, и корабли ещё увидят волны Чёрного моря!
Ох, я тоже помню все эти катера более новой генерации… Помню, как пару раз Сергей С. давал мне порулить «Поддубным» по дороге на Золотой Пляж или назад в Феодосию. А однажды мы внепланово проплыли вокруг одного из танкеров… Помню Михаила Ивановича и его супругу. А может, я и Вас помню, да только не знаю об этом… я в 80-90х маленький был 🙂
Но вот мне всегда казалось, что «Кара-даг» и «Нептун» — это одного типа судна. Помню, их там было два. Я их, кстати, никогда не любил из-за низкой осадки, чёрного низа и слишком закруглённых (старомодных) форм пассажирского салона.
В каком году прекратились перевозки пассажирскими катерами в Феодосии?
—
http://www.organ-music.net
Рад, что кому-то эти сведения стали интересны. Спасибо за комменты; могу Вам сообщить, что оба этих старика-теплохода — и «Кара-Даг» и «Нептун» по-прежнему находятся на стенке порта, уже очень много лет. Видимо, не подымаются руки у рук-ва их отправить на металл. Да, у них сейчас нижние части корпусов чёрного цвета, а когда-то «Кара-Даг» был весь белый — вот, на снимке. Они никогда не были однотипными, хотя и близки по компоновке. Я их видел только что; сейчас ходят всего лишь два (!), самых больших, теплохода. Спрос больше на частников — маленькие мотолодки и бывшие флотские рабочие катера, кое-как переделанные. Где остальные суда я не уточнял. В Феодосии всё равно хорошо — это же город детства! Его не заменить ничем, поэтому всё равно буду ездить именно туда! Спасибо.
Я хорошо помню «Нарцисс»! На нем иногда, во время прогулок в выходные дни, действительно работал буфет. А ещё там были удобные, мягкие, кожанные (кажется) кресла. Тогда, в конце 50-х годов, это был самый крупный и комфортабельный теплоход. А ещё, во время стоянки на пирсе, включали динамик и на набережной звучали замечательные песни, в исполнении В.Трошина, М.Бернеса, К.Шульженко. Хорошие были времена.