МОНГОЛЬСКИЕ МЕХАНИКИ.

Механик – он и в Африке тоже механик!  Аксиома.  И в Монголии, хоть и редко, но таковые попадались. Вспомнил про них по одной, но очень простой причине —  потому, что это слово, само по себе, для понимающих людей, означает  и олицетворяет не только и не столько  человека с соответствующими навыками, может быть, и с образованием каким-то, обязательно с грязными руками, но,   в основном,  символ причастности к особой группе людей, которые обеспечивают  работу,  эксплуатацию,  ремонт и обслуживание бесчисленного  множества  всяких механизмов. Причём, во всём нашем мире – и это очень важно;  потому, что символическая причастность      к механикам – это «наднациональное»,  как Православие буквально,  понятие…
Не смотря на то, что Монголия, вроде бы, страна скотоводов, без техники она, конечно же, не обходилась ни во времена МНР, думаю, что и теперь тоже. Ведь множество разных  механизмов   в  стране было  и  есть,   а   кто эту технику использует?    Конечно механики.

Монгольские механики из "Монголсовцветмета" подсобляют с бурением выемки около Айрага...
Монгольские механики из «Монголсовцветмета» подсобляют с бурением выемки около Айрага…

 

И вот вспоминается совсем простенький момент: примерно в 1985 году  мне нужно было с Восточного нашего объекта в Дорноде – теперь это знаменитая железная дорога к урановым рудникам   без… рельсов и шпал, проданных новыми,   очень   «рачительными хозяевами» неизвестно кому  –  в Улан-Батор.   Командир части Сергей Пискунов, помнится, поручил заодно перегнать туда свою служебную машину УАЗ-469. Поехали.  Дело было летом — прекрасная погода, чистейший воздух и солнце,  и  дорожка время от времени приближается  к  реке   Керулен. Буквально на выезде из Чойбалсана у дороги встретился монгол, поднявший руку: куда-то надо, значит.  Остановили машину,  взяли парня.   Он оказался механиком Удун-Чулуунского угольного разреза, о существовании которого я не подозревал: в те времена мы, строители железных дорог в МНР из известного каждому монголу Управления строительства №15 (УС-15)   Министерства транспортного строительства СССР,    совсем не информировались практически ни о чём существенном,  происходящем или строящемся в стране – считалось, что это для нас не важно. Так что всё новое и интересное узнавали от друзей или знакомых монгольских товарищей.   Вот    и механик Гаарьд   –   очень общительный парень,   подробно рассказал нам о разрезе, технике и добыче угля.  А я-то считал, что уголь там добывали только в  Бага-Нууре   да  в  Салхите…
Ехали мы не долго, подвезли Гаарьда до разреза и,  тепло  попрощавшись,   двинулись дальше,  в  Хэнтийские горы.   Он  ещё  собственноручно написал свой адрес   в  моей   записной книжке и приглашал в гости,  как только будем проезжать мимо в следующий раз.       d0b1d0b0d0b7d0b0d0bbd18cd182d0bed0b2d0b0d18f-d183d0bed180d0b0 А следующий раз, к сожалению, так пока и не случился!    Но случай и хороший человек запомнился…

 

В  82-м  году поступил приказ начать строительство подъездного пути к советской дивизии, стоявшей южнее станции Чойр, на так называемой площадке М-35.  Теперь я давно знаю,   что это место в Монголии имеет древнее,    историческое название    Шивэ-Говь,    и расположено оно километрах в  десяти  от знаменитой Чойр горы со старинными наскальными рисунками неизвестного для русских происхождения.    Там  же  очень  интересный  колодец    с  оригинальным цепным приводом.  Так что между расположением этой дивизии и  Чойр горой  и проходит трасса Трансмонгольской железной дороги с маленьким  22-м разъездом, от которого и  должен был к дивизии проведён подъездной путь.
Сам по себе процесс работы по земляному полотну на этой маленькой дороге, конечно, интересен: но я ведь про механиков. Поэтому вспоминаю интересную встречу уже в 83-м, когда в самом разгаре была разработка  огромной  выемки в кривой.
Под вечер как-то раз, наверное,  в июне или июле, к выемке подошёл монгол.    Вполне обычного вида, но что-то мне сразу подсказало, что это не пастух: так и оказалось. Приветствия, рукопожатия, вопрос: «Что надо, товарищ  Батуу» ?    Есть, говорит, проблема техническая:    и рассказал коротко о том, что он, механик гаража из Замыын-Ууда, т.е. с самой границы с Китаем, буксирует одной машиной Горьковского автозавода другую,  не исправную,  на   Улан-Баторский авторемонтный завод (тут я и узнал, что есть такой, оказывается, в столице!).  Но сам буксировщик сломался: похоже, что-то с двигателем серьёзное…  Вот какая была проблема у механика Батуу.  Что ж, раз наша профессия «наднациональна», да и вообще мы не чужие друг другу люди, то даю ему нашего «Захара» — замечательный советский грузовик повышенной проходимости – ЗИЛ-157, и  он  с нашим  водителем скрываются в степи.
Часа через полтора задача была выполнена:  обе монгольские машины притащили   на разъезд,  откуда Батуу  мог позже дозвониться до своих руководителей и попросить помощь, получить место для отдыха.  И мне приятно – помог человеку,  да ещё механику!
Но, оказалось, что механик Батуу,  впитавший, видимо,  с  советским образованием ещё   и множество наших традиций, решил отблагодарить по-дружески своего нового русского товарища. Намекает, что для этой цели у него имеется бутылка кипячёной буквально, монгольской «Архи». Ну как отказать в такой ситуации?     Личный состав заканчивает работу  и отправляется со своим командиром в расположение части, а мы с Батуу – на ЗИЛа,  и  поехали.  Куда ехать-то,  если жара, палит солнце ,  и  нигде нет никакой тени?   Но Батуу находит выход:  едем к железной дороге   и останавливаемся   у…   водопропускной трубы.

Вот как это было: как летом этого, 2015 года с моими молодыми монгольскими друзьями под Борундуром: где ещё посидеть и закусить в тени в Гоби? Конечно, в водопропускной трубе... Фото Цагандая.
Вот как это было: как летом этого, 2015 года с моими молодыми монгольскими друзьями под Борундуром: где ещё посидеть и закусить в тени в Гоби? Конечно, в водопропускной трубе… Фото Цагандая.

Там,   оказывается,    самое  комфортное  в   той ситуации место:  ветерок продувает немного,  и  желанная тень.  И это  оказалось не последнее из его мудрых  предложений!  Чем закусить этот почти кипяток сорокаградусный?   Но  у  него  и  это предусмотрено:  банка рыбных  (когда это монголы ели рыбу?!)  консервов. Замечательно, но… ни ножа, ничего острого нет.    И тут он,   улыбаясь,   говорит:  «Не переживай, Сергей – всё будет нормально»!   Берёт банку   и…  трёт её о камень  отмостки  трубы.     Крышка очень быстро отделяется,   и – пожалуйста,  товарищи механики – закусывайте!    Как всё просто оказалось…
Конечно, дело не в водке и даже не в закуске. В такую жару, может быть, это вообще не нужно было.      Но для меня эта встреча,   как и предыдущая,    помнится  как  знакомства  не только  с  новыми  монгольским  друзьями, но  и  как  контакты  с  работниками  одного   роду-племени механиков.   Которое  и «наднационально», и, видимо, вечно в этом мире…

МОНГОЛЬСКИЕ МЕХАНИКИ.: 2 комментария

  1. С. Лелеко откликнитесь, это газета Военный железнодорожник Александр Левченко. пришлите вашу биографию и телефон. мы хотели бы опубликовать ряд ваших замечтальных текстов
    8343 290-46-79 у вас какое в звание в запасе или отставке?
    С уважением, Александр

  2. Приветствую, Александр! Как-то не думал, что «ВЖ» ещё жив, простите. Адрес эл.почты у Вас есть? Звонить Вам попробую, но это как-то не очень «с руки». Я майор запаса, почти уже в отставке, т.к. 14 июля — 60. Биография обычная, как-нибудь могу и прислать. Я тут, рядом, в Тюмени. 8-922-268-83-81. Звоните, пишите — буду рад сотрудничать с родной газетой.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.